Родился учитель русских учителей Константин Ушинский

ush.jpg

19 февраля

200 лет назад родился Константин Ушинский, основатель научной педагогики в России, учитель русских учителей.

Константин Ушинский родился в Туле в небогатой дворянской семье, рано лишился матери. Кстати, памятника великому педагогу в этом городе нет. Нет его и в Москве, правда, министр просвещения Сергей Кравцов недавно пообещал, что в день юбилея Ушинского откроют «скульптурную композицию» у Московского педуниверситета. Есть памятник в Петербурге, на набережной Мойки, перед зданием Российского государственного педагогического университета. И, видимо, этот человек заслуживает большего внимания и памяти потомков.

По окончании юрфака Московского университета Ушинский начал преподавать в Демидовском юридическом лицее. За пять лет работы там Ушинскому удалось изменить местные порядки, а ещё искоренить доносительство и воровство среди воспитанников. Но начальству он показался слишком вольнодумным – и его «ушли». После этого Ушинский какое-то время зарабатывал переводами, стал мелким чиновником, но спустя четыре года вернулся в педагогику, прославился и начал ломать стереотипы.

Однажды, работая учителем в Гатчинском сиротском приюте, обнаружил закрытый на замок шкаф с пыльными книгами. Это были работы по педагогике, которые никто не читал. А собрал их прежний инспектор Егор Гугель. Ушинский жалел, что не прочитал этих книг раньше – многих ошибок мог бы избежать. И начал писать свои статьи по педагогике и публиковать их в разных журналах. Успех был колоссальный. На эти заметки обратила внимание императрица Мария Александровна, которая давно думала об изменении преподавания в Смольном институте благородных девиц. Там считали серьезное образование вредным для юных дам, учили играть на фортепиано, петь, танцевать и немного болтать по-французски. Надо понимать, что император Александр II уже готовил свои реформы, надо было что-то менять в учебных заведениях – для развития страны нужны были люди с качественным образованием. Мария Александровна дала Ушинскому добро на преобразования в Смольном институте.

Что сделал Ушинский? Он кардинально изменил жизнь института. Заменил механическую зубрежку осмысленным обучением. Поменял учителей. Девочки стали изучать естественные науки. Открылся дополнительный старший класс, в котором оставались выпускницы, желавшие получить профессию домашней учительницы. Ушинский развивал живое мышление и индивидуальность. И нажил себе врагов в лице начальницы и истеричных классных дам. На него написали донос с обвинениями в атеизме, подрыве традиционных устоев и разрушении духовных скреп общества. Пришлось снова уйти.

Тогда император отправил Ушинского в длительную поездку по Европе. Он изучал работу школ и систем образования в Швейцарии, Италии, Франции, Германии, Бельгии. В 1864 году за границей были напечатаны его книги «Родное слово» и «Детский мир». «Родное слово» – по существу грамматика с методическим пособием для учителей – выдержало 150 переизданий до 1917 года. И даже в современных учебниках для начальных классов есть тексты Ушинского. Вторая книга, так же, как и вышедшие позже очерки «Путешествия по Швейцарии» (и по четырем другим странам), содержали уже теорию педагогики. В 1867 году, вернувшись в Россию, опубликовал свой главный труд «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии». Вот несколько идей Ушинского.

 – Первое знание, которым должен овладеть ребёнок, – знание национальной культуры. Одновременно с обучением письму и счёту ребёнка нужно знакомить с произведениями народного творчества, историей, географией, природой и религией своей страны. И конечно, все занятия должны проводиться на национальном языке, поскольку язык – это не только звуки и знаки. Язык содержит понятия, воззрения, чувства и образы, отражающие народное сознание и самоощущение.

– Образование должно быть обязательным для всех вне зависимости от сословия.

– Педагогика не может опираться лишь на личный опыт учителя, ведь тот может оказаться ошибочным. Она должна опираться на теорию, то есть всестороннее изучение человека и систематизированный опыт.

– Главная задача педагогики – воспитание нравственности, а не наполнение головы знаниями. Обучение – лишь средство воспитания. Школа должна готовить человека к жизни и труду.

– Воспитание должно быть гуманным. Физические наказания и унижения неприемлемы. Воспитание – это убеждение личным примером, а не слепое повиновение.

– Воспитание и образование должны учитывать культурные и языковые особенности народа.

– Школа должна стать преддверием Церкви, а Закон Божий одним из главных предметов.

Разумеется, это не все ключевые положения великого педагога. Но они легли в основу преобразования и школы, и страны в целом. Образование – дело долгое, и идеи Ушинского дали плоды, когда Россия в начале ХХ века вошла в число развитых государств мира.

Мария Блинова