Как победить дурную привычку, или Покаяние – лекарство для души

Привычка – вторая натура. Знаток человеческой души Шекспир называл привычку то чудовищем, пожирающим чувства человека, то его Ангелом Хранителем. Но как победить дурную привычку? Об этом – размышление педагога Константина Ушинского, а также подвижника наших дней архимандрита Иоанна (Крестьянкина), чьи наставления читает Мария Блинова.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).png
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Чем больше удовольствия и сладости доставляет нам грех, тем надежнее он приживается в душе, становясь гибельной привычкой. Об этом пишет архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «В привычках мы каемся крайне редко. Так появляется в нас нераскаянность во грехе, которая страшнее самого греха. Творя грех и каясь в нем, мы не теряем надежды на прощение, и милость Божия покрывает грешника»[1]. Нераскаянность лишает нас этой надежды, обрекает на духовную смерть, разлучая с Господом. 

Чем опасны дурные привычки? Наставления архимандрита Иоанна (Крестьянкина)  

Нераскаянные грехи, укореняясь, глубоко проникают во все движения души и всецело овладевают нами. Власть их над нами объясняется тем, что они обретают в нас самих сильного союзника – наше самолюбие и гордость.

Покаяние .jpg

Гордость же все наши грехи и пороки представляет нам незначительными, общечеловеческими слабостями и недостатками и тем усыпляет совесть, порождая нерадение о своем спасении…

Спасительно честно и мужественно смотреть на неправды и беззакония нашей жизни, чтобы не быть в самообольщении и самообмане.

Что значит покаяться? Разве только перечислить свои грехи и сказать «грешен»? Нет! Для покаяния это слишком мало. Покаяться – это значит переменить грешные мысли и чувства, исправиться, стать другим. Хорошо осознать свои грехи, почувствовать тяжесть грехопадения. Но взамен оскверненной жизни, изглаживаемой Господом Иисусом Христом в покаянии, нужно начать создавать новую жизнь, жизнь по духу Христову. Необходимо возрастание, духовное восхождение «от силы в силу», как бы по ступеням лестницы.

Одеждами наших идей называл педагог Константин Дмитриевич Ушинский человеческие привычки и навыки. Ибо само по себе нравственное знание еще не обусловливает благородного поступка; лишь ведение, соединенное с чувством, закрепленное навыком, позволяет прикоснуться к искусству праведной жизни.

Константин Дмитриевич Ушинский .png
Константин Дмитриевич Ушинский

Константин Ушинский об основных правилах формирования привычек у детей:

- привычка укореняется повторением действий; при этом нервная система имеет обыкновение уставать, ей необходимо иметь возможность восстанавливать силы;

- обдумывая новый образ действий, необходимо выразить его в простом, ясном, коротком правиле, обязательно требуя его выполнения;

- не следует устанавливать таких правил, исполнение которых нельзя проконтролировать;

- правил одновременно должно быть как можно меньше; если ограничить ребенка множеством правил, это приведет к нарушению того или иного из них, привычки не будут закрепляться;

- если воспитателей несколько - необходимо, чтобы они следовали единым требованиям к воспитаннику.

Путь к душе идет через тело. Одним из первых в физиологии и психологии Ушинский называет привычки и навыки «усвоенными рефлексами»; более того, говорит о наследовании не только привычек, но и характеров - «факт, который кажется нам совершенно несомненным, хотя, к сожалению, и мало исследованным»[2].

Ушинский описывает два типа характеров: природный (когда все хорошее обусловливается природным влечением) и выработанный самим человеком (когда приходится бороться с порочными врожденными наклонностями). Именно этот, второй - «сократовской» - тип характера для педагога представляет собой нравственную доблесть и красоту. Такие люди «вырывают с корнем зло не только из себя, но, может быть, из своих детей и внуков и вносят в жизнь человечества новые, живые источники добра».

Чем моложе ребенок, тем легче, быстрее, по мнению педагога, укоренить в нем добрые навыки и привычки и искоренить злые. И наоборот - чем больше накапливается привычек у человека, тем труднее прививаются новые, встречая сопротивление прежних.

Младенец с рождения очень скоро привыкает к определенному порядку действий, любые изменения правил вызывают в нем горячий протест. Исходя из этого, Ушинский объясняет причины многих детских капризов и истерик. «Вот почему у беспорядочных матерей и дети беспокойны, тогда как у матери с определенным образом действий дети не кричат понапрасну». Размеренная, ритмичная жизнь успокаивает нервную систему.

Педагог пишет об исключительной важности бессловесного периода жизни младенца для формирования его личности - именно в это время в душе ребенка образуются первые понятия, пока еще не связанные в единую картину мира даром слова. «И счастливо дитя, если первое человеческое лицо, отразившееся в нем, есть полное любви и ласки лицо матери».

При этом злая кормилица может, по словам Ушинского, взрастить злого ребенка. «Конечно, злость не может быть передана через молоко, хотя молоко раздраженной женщины портит желудок ребенка; но злая женщина обращается зло с младенцем, и своим обращением, а не молоком сеет в нем семена злости или трусости», - пишет педагог.

Важно привнести в жизнь ребенка порядок, позаботиться о спокойствии его нервной системы, об удалении от него всего грязного, раздражающего и уродливого. Привычка к порядку, превратившись в бессознательно выполняемую потребность, сохранит силы и время человека в его взрослой жизни.

Окружите ребенка спокойствием.jpg

При искоренении злой привычки требуется время, терпение и педагогический такт, слишком резкое действие может возбудить в ребенке ненависть к воспитателю, развить в нем скрытность, хитрость, ложь, а саму привычку обратить в страсть. Многие привычки, отмечает педагог, действуют заразительно. Необходимо понять, отчего произошла та или иная злая направленность характера, действуя против причины, а не против следствия.

Добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему; капитал этот растет, и процентами с него человек пользуется всю жизнь. Дурная же привычка в той же мере представляет собой невыплаченный заем, который «в состоянии заморить человека процентами, беспрестанно нарастающими, парализовать его лучшие начинания и довести до нравственного банкротства».

В то же время, как считает Ушинский, пока жив человек, он может измениться и из глубочайшей бездны нравственного падения стать на высшую ступень нравственного совершенства - «невозможное человекам - возможно Богу» (Лк. 18:27).

Есть в жизни такие непостижимые человеческому разуму моменты, когда душевное потрясение, необычайный порыв духа одним ударом истребляют самые вредные наклонности и закоренелые привычки, «как бы стирая, сжигая своим пламенем всю прежнюю историю человека, чтобы начать новую, под новым знаменем».

Из евангельской истории известен пример благоразумного разбойника, распятого со Спасителем, - первого человека, вошедшего после покаяния в райские обители.

Но для такого рода преображения, по мнению великого педагога, нужна «сильная душа», способная «посреди мучений креста подумать не о себе, а о Другом, Кто страдал невинно, сознавать законность своего наказания, всю глубину своего падения и все величие Другого».

Таким образом, внешний труд, напряжение телесных и душевных сил наряду с добрыми примерами - необходимые, но недостаточные средства стяжания добродетелей, воссоединяющих человека с Богом. Лишь смирением и последующим даром Благодати Божией пресекаются страсти и открываются райские обители - ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).



[1] Лекарство для души: из сочинений архимандрита Иоанна (Крестьянкина). – М.: Издательство Летопись, 2017. С. 119-125
[2]Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. I. - М.: Книга по требованию, 2014. С. 220-231