В Неделю о Страшном Суде, что сопровождается масленичными гуляниями, не забудем о смысле тех откровений, что даются нам на этой подготовительной к Великому посту седмице Церковью. Публикуем фрагменты удивительной работы «О любви Божией на страшном Суде Христовом» священномученика Андрея, князя Ухтомского, епископа Уфимского. Этот автор сейчас становится всё более и более популярен.
«Страшный день Господень, – пишет и святой Симеон Новый Богослов – называется днём Господним не потому, что есть последний день дней сих, и не потому, что в него имеет прийти Господь, как говорим мы о днях настоящего времени: день Пасхи, день Пятидесятницы... И днём Суда он называется не потому, что в него имеет быть суд. Не будет тогда так, чтобы иным чем-то был день тот и иным Тот, Кто имеет прийти в него. Но Владыка и Бог всяческих, Господь наш Иисус Христос, имеет воссиять тогда Сиянием Божества и блистанием владычным закроется это чувственное солнце, так что его совсем не будет видно, померкнут звезды, и всё видимое свиется как свиток, то есть отстранится давая место Творцу Своему. И будет один Он – и день вместе и Бог» (Слово 57:1).
Итак, человеческие, чувственные, то есть вообще ограниченные пространством и временем представления, переносимые и в представлении о вечности, дают повод смотреть на день пришествия Христова, и как на день, то есть определенный промежуток или количество времени, и как на окончание Мировой истории, тогда как это будет лишь продолжением вечных откровений Божества о самом Себе, вечным непременно действующим в миpe откровением закона правды Божией, неизменной любви Божией к твари, одним словом это будет явление Самого Бога.
Церковь, это касается по аналогии и домашней малой – семьи, ковчег спасения
Цель нравственного совершенства человека и заключается в том, чтобы он по возможности жил в вечности (значит, жил для Бога), отрешился бы от представления о времени, помня о душе своей, живущей уже в вечности, отрешился бы от пространственного бытия, вменяя все в умет(ни во что – ред.) – то есть за этою видимостью миpa видел бы вечную руку Божию, всё держащую в себе.
Хорошо оказаться на Суде одесную
Для достигших такого представления о миpe и воспитавших свою душу в этом направлении переход от телесного существования к духовному естественно и будет представляться лишь простым продолжением их настоящей жизни, и день пришествия Божия будет представляться для них так, как об этом и пишут святители Григорий и Симеон.
Итак, при представлении Страшного Суда нужно отрешиться от всяких условных представлений, ибо этот Суд есть откровение безусловного существования Божия, Его всесовершенной любви.
Когда же явится эта вожделенная для святых любовь, то Христос позаботится о верных сынах Своих, они из всех племен и колен, и народов и языков будут блаженствовать пред Агнцем (Откр. 7:9), который отрет всякую слезу от очей их (Откр. 7:17), и не будет уже смерти, ни плача, ни болезни, ни вопля уже не будет (Откр. 21:4).
Каким же образом, при таком отношении Христа к избранным Его (которыми могут сделаться все люди) окажется возможным отвергнуть Христову божественную любовь и подвергнуться страданию, как следствию самопроизвольного отречения от нее, отречения от этой вечной любви и вечного блаженства?
Вхождение или вернее введение себя человеком в вечность начинается во время его земной жизни, когда он смотрит на своё земное существование, как на некоторый ничтожный момент, данный ему для подготовления себя к вечности, так сказать, миг вечности; отсюда следует, что и тот суд, который вполне и очевидно отделит добро и зло, начинается и имеет основание для этого делений в земной жизни человека.
Этим и объясняются слова Спасителя о всеобщем суде, что суд начался с того момента, когда свет пришел в миp, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ин 3:19).
Страшно оказаться ошую
Вот в этом и заключается вся сущность суда Божия над людьми: злая воля человека сама в себе носит осуждение Божие, поскольку сама противится Богу, то есть ненавидит истину, свет и терзается в этой своей безсильной неудовлетворимой ненависти и злобе. В её страданиях, как и во грехе, их произведшем, совершенно неповинен Бог, дарующий всем только одно блаженство чрез Иисуса Христа. «Не послал Бог Сына Своего в миp, чтобы судить миp, но чтобы миpспасен был чрез Него. Верующий чрез Него не судится, а неверующий уже осужден» (Ин. 17:18); далее Христос говорит: «отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12:48). …
Слово Божие будет судить мир Итак, человека осуждает сама истина, и чем ожеcточеннее противление ей, тем сильнее внутренние страдания противляющегося; это и есть его «осуждение». В этом смысле и сказал Господь, что самое появление Его в миpe уже осудило последний, что не видящие истины, но ищущие её увидели, нашли предмет своих чаяний, а видящие стали слепы, то есть именующие себя премудрыми и разумными по гордости своей отклонили истину, закрыли от нее свои глаза (Ин. 9:39).
Христос судит мир, поскольку Он вещал истину, и поскольку люди возненавидели слово истины, а величайшее для миpa осуждение то, что он [миp] видел истину и возненавидел и её, и её Провозвестника (Ин. 15:24).
Так как Христос человеку, пленнику греха, возвратил свободу, уничтожил власть дьявола над человеком и дал ему равновесие в его душевной жизни, в чем и состояло, так называемое, возвращение человека в первобытное состояние, то очевидно, что после этого зло и всякий грех стали уже произвольным следствием исключительно его злой воли и в том смысле перестал иметь какое-либо извинение.
Ангел вострубил. В белых одеждах души мучеников
Если бы Я, – говорит Господь, – не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем (Ин. 15:22). Это освобождение человека Иисусом Христом от власти диавола, это сокрушение державы диавола усилило степень самоосуждения человека и страдание его совести, так как человек стал вполне ответственным за свои действия.
Вот как говорит об этом епископ Феофан [Затворник]:
«Посредством греха и страстей бесы льнут к душе, и она, пока во грехе, бывает ослеплена ими и является как бы одетою в них. Вот такую одежду, из бесов сшитую, и снял Господь с естества нашего. Как? Уже тем самым, что подсечен грех, живущий в нас, и дарована нам новая жизнь, отняты от бесов точки соприкосновения с нами» (Еп. Феофана, толк, на Кол 2:15).
Да обновимся душою этим Великим постом!
05.12.2024