Не регистрируйте своё ЛОО – Любовь с Ограниченной Ответственностью

Наместник Свято-Косьминской пустыни, что на Урале, игумен Петр (Мажетов) делится с молодежью мыслями о главном, просто и доходчиво объясняет это самое сложное место Евангелия, которое читалось сегодня за богослужением.

Кифа. просто Кифа.

Сегодняшнее Евангелие – Евангелие от Матфея, глава 14:

1 <Тогда:> Подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.

2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.

3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.

4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.

5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.

6 Но в полночь раздался крик: «вот, жених идёт, выходите навстречу ему».

7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.

8 Неразумные же сказали мудрым: «дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут».

9 А мудрые отвечали: «чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе».

10 Когда же пошли они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;

11 после приходят и прочие девы, и говорят: «Господи! Господи! отвори нам».

12 Он же сказал им в ответ: «истинно говорю вам: не знаю вас».

13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

Друзья, я дорос до такого времени, такого этапа своей жизни, когда я вот уже более 30 лет в Церкви, почти 30 лет священник, монах, но я дожил до того момента, когда я вдруг не знаю, что говорить. Я сейчас думал об этом евангельском отрывке и вдруг неожиданно понял, что это одно из самых сложных мест для меня. Да, есть классическое объяснение всего Евангелия, и у этого места простое толкование – это мысль о Страшном Суде. Но это-то именно самое тяжелое, самое трудное.

Всеми мудрыми людьми и немудрыми тем более утверждается, что Бог есть любовь. Даже люди неверующие, далекие от христианской парадигмы жизни уверяют, что если бы люди поняли, что в основе всего лежит любовь, то они строили и строили бы храмы этой любви и возводили бы ее в самое великое в жизни явление.

Самое сложное – сочетать два мира: во-первых, мир любви, которой наполнена утроба Божия и из которой изливаются все блага на этот мир, и во-вторых, реальность Страшного Суда. Любовь и Суд – как это сочетается?

Проще всего сказать: да не будет никакого Суда, забудьте об этом. Но тогда мы превращаем любовь в примитивную сентиментальность, восторженность чувств, эмоций. А как известно, чувства, эмоции – это то, что в принципе от нас не зависит, это не наш выбор. Можно сказать, что это выбор нашего психо-физического тела.  

Икона Страшного Суда.jpg Икона Страшного Суда

Как говорят в простонародье: дают бери, а бьют беги. Всё, как у животных, – так у собаки Павлова: лампочка загорелась, слюна потекла, хвостиком животное завиляло. Так же если я чувствую ласковое к себе отношение, мне приятно, я весь растаял, что называется, – в повидло. А если я вижу грубое свирепое лицо, я отворачиваюсь или убегаю вообще. Вот тебе и любовь… Если нет Суда.

Чему учит христианская аскеза? Всё достаточно просто: если не хочешь, чтобы судили тебя там, после смети, то суди себя сам здесь; если не хочешь, чтобы с тебя там спросили по полной программе, по большому счету, то есть за всё, то суди себя здесь сам строго, спрашивай с себя сам здесь строго.

О чем с себя спрашивать? Об этом как раз нынешнее Евангелие. Что такое елей?

Дадите нам елея нашего, ибо наши светильники угасают…

Недавно я залил в свою гречневую кашу елея и вдруг увидел, что он, оказывается, уже старый, срок годности прошел еще полгода назад. И действительно оказалось, что масло прогорклое, осталось только выбросить его вон.

Елей… Если перевести с греческого ελεήμων (елеэйсон) – это значит милостивый. Елей – это символ милости, заботы. А дева – это образ человеческой души. Любая человеческая душа – это дева, это чистая маленькая девочка, радующаяся жизни в человеке. Елей – это, можно сказать, то, что приносит эта девочка этому миру: ближним, человечеству и Богу. И елей должен не дымить как прогорклое (т. е. застаревшее, не пускаемое в дело) масло, а гореть, благоухать.

А когда он, огонь в нашей лампадке, загорается и когда он тухнет? Тухнет он тогда, когда мы впускаем в свое сердце сентиментальность. Сентиментальность – это, можно сказать, если современным языком выразиться: ЛОО. Есть организации ООО – Общество с Ограниченной Ответственностью. А тут получается: ЛОО – Любовь с Ограниченной Ответственностью.

То есть я люблю только до тех пор, пока мне нравится. А когда мне становится больно – адьюс амигос (в переводе с испанского: до свиданья!) Я свободен. Это и есть сентиментальность. Это и есть прогорклый елей, точнее отсутствие его (потому что таковой выбрасывают вон). И не важно, что моя лампада коптит и уже никому не светит и никого не греет. Нет, меня это не интересует, я движим только лишь одним: чтобы мне было приятно.       

Именно такие люди и заверяют, что не будет никакого Суда в принципе. Потому что мы сами себе боги, судьи и прокуроры, и адвокаты. На самом деле об этом Евангелие: любовь – это прекрасно, это благо, это счастье, но любовь нам дается не для наслаждения, а для того, чтобы мы могли бы ее пронести от начала и до конца своей жизни и не дать ей застареться, будучи не израсходованной. Фитиль нашей любви должен пылать.


Когда же пошли они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;

после приходят и прочие девы, и говорят: «Господи! Господи! отвори нам».

Он же сказал им в ответ: «истинно говорю вам: не знаю вас».

Представляете, Бог Любовь вдруг скажет мне, что Он меня не знает. Страшно. Даже слово «страшно» здесь не подходит. Это что-то невообразимое, а от того, что это невозможно ни вообразить, ни объяснить и начинают думать, что это, мол, невозможно. Это такой своеобразный извод философского позитивизма. Но на самом деле эти страшные слова Господом уже произнесены, и мы сами определяем свою участь тем, как мы живем, во что мы верим. Это всё постигается даже не умом, а прежде всего сердцем.

Главное еще о чем хотелось бы сказать.

Любовь всегда в наших руках, от нас зависит будет она в нашем сердце или нет. Мы можем сами ее возжечь и поддерживать это пламя независимо от того, больно нам или не больно. Пусть нас самих обжигает это пламя, но мы всё равно его несем через всю свою жизнь.

Вне зависимости от того – благодарно или неблагодарно к нам наше дитя, мы всё равно любим его. Немощный, слабый, падающий мой друг… – но я люблю его, потому что я за него отвечаю. Если брат мой рядом со мной хромает, то я беру его на свои плечи – и это любовь.

Нравится тебе или не нравится, тяжело тебе или легко, помни: Христос должен знать тебя, потому что Он Сам пронес тяжелый Крест по этой земле. И именно крест любви, огонь благодатной нежности, которую мы должны проявлять к людям, жгучий, давящий, но именно через эту боль мы становимся родственниками Христу, и Он нас начинает знать. Он нас узнает, Он нас чувствует.