На Страшном суде мы будем судимы только за одно – умение любить. Иерей Георгий Кириндас

Лейтмотивом воскресного дня 10 марта является тема Страшного суда – исторического момента встречи всего человечества и каждого отдельного человека с Сыном Божиим в новых условиях преображенного мира.

k2photo1667729318.jpg
Иерей Георгий Кириндас

Предстоящая неделя называется мясопустной, о Страшном суде: в воскресенье совершается заговенье на мясо, в понедельник начинается Масленица, на Западе она называется карнавал (от лат. «carnis» (мясо) и «vale!» (прощай)). Эта обрядовая сторона, которая позволяет нам войти в тему поста, освобождаясь от того лишнего, что мешает нам отрываться от земли.

Но что касается смысла, – если мы внимательно изучим фрески на западной стороне храмов, особенно в Московском Кремле, в Троице-Сергиевой Лавре, в кафедральных соборах наших древних городов, то увидим ретроспективу того, что ждет человечество, и того, что ждет каждую душу.

В центре этих изображений – всегда человеческая душа. Над ней – Христос, приходящий в славе. В этом смысловом центре фрески совершается и Страшный суд над всем человечеством, и индивидуальный суд над каждым конкретным человеком. Причем и то, что касается всего космоса, всего мироздания, и то, что относится к конкретному человеку, – происходит в пространстве человеческого сердца.

Христианство преодолевает цикличность истории: поскольку было начало творения, будет и тот его конец, который окажется началом нового этапа. Человечество пройдет свои судьбы, суды Божии, которые в апогее есть то, что мы называем Страшным судом. Произойдет некая трансформация мира. Измученный пороком, больной грехом мир изменится, и это изменение будет положительным: все вокруг преобразится. И Бог будет «всяческая во всем».

Но это встреча со Светом всего человечества, коллективного всечеловека с абсолютным Светом будет и проверкой на способность в Нем пребывать.

wnd.jpeg

Душа, насыщенная образами своих переживаний в материальном мире, обнажается в вечности. Лишенная тела, она оказывается наедине с собой, своим наполнением, что и определяет ее дальнейшую судьбу.

Священное Писание, в частности, книга Откровения святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова предупреждает: не все выдержат. Потому что даже в нашем физическом мире, когда мы смотрим долго на свет, у нас начинают болеть глаза, мы отводим взгляд. Куда мы отводим глаза? Туда, где света нет. Там, где темнее.

Так и человеческие души, которые не способны удержаться и быть в Свете, будут искать тот мир, то время и пространство, где Света меньше. То есть темноту. И так будут скатываться вниз.

И в этом и есть Страшный суд: человек мог быть в этом Свете, но он не в состоянии – его Свет жжет.

И поэтому личностное измерение Страшного суда состоит в том, что Бог есть Любовь, Бог есть Свет, Бог есть Огнь. И либо человек в Нем пребывает, потому что может соотноситься с Ним, он сам огненный, его душа горячая, светлая. Либо этот же огонь Божий превращается, как сказал преподобный Исаак Сирин, в «бич любви», бич обжигающий: душа неспособна выдержать натиск этой силы, этого огня. Обожженная, она ищет возможности спрятаться от этого Света.

Церковное Предание говорит: когда Христос сошел во ад, не все воскресли вместе с Ним, не все вышли из ада. Кому-то там, внизу, оказалось хорошо. Мысль, которую когда-то озвучил американский писатель Клайв Стейплз Льюис: двери ада заперты изнутри. Мы можем открыть себя, быть прозрачными для благодатной животворящей энергии Света. Либо мы запираемся, и нам хорошо в этом собственном мраке. А закрываемся мы, когда обижены, обозлены и смакуем это в своем одиночестве. Ад и есть состояние собственных мучений от самого себя в оторванности от Иисуса Христа, Сына Божия, от того совокупного богочеловечества, которое Господь созидает в Церкви.

Все души, которые сопричастны смыслу, Логосу мира, входят в пространство спасаемого человечества. Люди Церкви Христовой имеют особый дар – дар Света. И мы через этот Свет имеем возможность быть с Богом.

Но если мы запираемся в себе, замыкаемся, то мы сами низвергаем себя в ад. И в этом – Страшный суд над нами. Мы его не выдерживаем. Мы не выдерживаем любви Божией.

Сегодняшний день – возможность призадуматься о нашей соотнесенности с Богом, соотнесенности со Светом Божиим. Мы не должны себя обманывать.

Состояния просветленности, благодатности – это дар, который мы должны возгревать, и который очень легко потерять – мгновенно.

Либо мы под Богом ходим, думает о Нем, помним о Боге. Либо мы пытаемся жить автономно от Него и выстраиваем пути жизни каким-то особым своим умозрением, которое в конечном счете привет к проигрышу.

Интересно, что в аскетической литературе проводится мысль о существовании некой «памяти сердца». Наши страсти, отпечатки от пороков, которые душа принимает на себя, все те низкие впечатления, которые остаются на нашем уме, на нашем сердце, очищаются благодатью Божией и нашим стремлением к богомыслию. К тому, что называется созерцательностью. Через чтение и собственное благодатное состояния мы освобождаемся от этих наростов, образов. Обрести образ Христов в себе означает быть свободным, очищенным от всех тех образов, которые мы обретаем через чувства в мире материи. Очищенная душа, освободившаяся от самой себя, от своего эгоизма – это та душа, которая обрела в себе образ Христов.  

А что значит образ Христов прорисовывается в нас? Это и есть свобода от грязных печатей мира. Свобода от самого себя есть истинное, настоящее обретение Бога в себе. Вот к чему нас готовит вся наша жизнь, вся наша религиозная практика, все наши духовные упражнения. Для нас это, в первую очередь, участие в Таинствах Церкви, переживание благодати Божией, которая нас животворит, вспахивает нашу душу, помогает нам соскрести с себя эти наросты.

IMG_1207.JPG

Каждый раз, когда мы услышали, увидели что-то, нас затемняющее – это катастрофа, и надо скорее стараться от этого освободиться. Это происходит через чудо, радость встречи с высшим, благодатным, красивым. Вот почему чтение духовной литературы, участие в Таинствах Церкви, посещение храма – есть составные части религиозного делания, которым мы все очищаемся. Все остальное от Бога.

Страшный суд – это суд еще и совести в нас самих. Ну нельзя бросить мать, заболевшую, страдающую деменцией. И как бы ты не шел на компромисс со своей совестью, – что ты ей уже ничем не поможешь, что ей лучше в доме престарелых, – все равно где-то внутри совесть будет мучать.         

Не может не мучать совесть, когда ты знаешь, что где-то лежат люди с оторванными руками и ногами, столько людей вокруг страдают, а ты просто развлекаешься и делаешь вид, что ничего не происходит. Как это говорят слащаво, «радуешься жизни».

От Вселенского Креста никуда не убежишь. Бог страдает на Вселенском Кресте. Он страдает в каждом из нас. Он страдает, и убежать он Него Страдающего – и в себе, и в других – не получится. И чем быстрее ты хочешь убежать, тем встреча будет ярче, огненней, для совести страшнее. И если ты не успеешь решить вопрос со своей совестью, то там, в Вечности, ты будешь обличаться своей совестью, и это будет твоим адом.

Но, с другой стороны, надо помнить, что христианство – это религия радости. Радости о Господе. Это радость от просветленности. И поэтому ходить то что называется понурым и говорить, что все плохо, на самом деле означает, что ты не веришь в Бога, ты не доверяешь Ему. Это тоже ад, это тоже суд над тобой.

Федор Михайлович Достоевский.jpg

«Ад – это мир печали», – сказал в «Братьях Карамазовых» Федор Достоевский. Это и есть мой ад, если я хожу понурым. Чаще всего от банального нытья: «Давайте я расскажу, как мне плохо». Что ты ноешь? Сходи в госпиталь, и ты поймешь, что у нас с вами все хорошо. А вот кому-то сейчас, в эти минуты, очень тяжело. И поэтому надо благодарить Бога за свой путь и иметь дерзновение помогать другому нести его крест. Не навязываться, а помогать – через то, что называется милование. Проявлять сердобольность – это русское слово, когда сердце болит за другого. И в этом будет счастье, твой собственный ответ на вопрос – ты с кем? Ты в аду или в раю? Ты с Богом либо с тем, кто против Него.

Сердце, умеющее сострадать, это сердце, которое с Богом.

А раз так – нет повода печалиться. Есть поводы скорбеть. Но если мы верующие, тогда мы и скорбим, но и доверяемся Богу и поэтому радуемся. В житиях святых мученики шли радостно на смерть: скорей бы пострадать за Христа и с Ним встретиться.

Тот мир лучше, чем этот. В этом мире мы теряем истинное зрение. В этом мире мы закрепощены, не можем расправить свои крылья (если они у нас еще есть). Этот мир, в котором все сковано. Но так получилось, что мы в этот мир вошли, и надо это поприще пройти, возрастая в Свете.

Вновь напомню: в день Страшного суда мы будем судимы только за одно – за умение любить. Это было сказано еще в Средние века.

Критерий всего – способность любить, быть в Свете.

Сегодняшняя тема – это тема любви. Любви Бога к нам, к человеку, и нашей ответной любви к Господу.

Хотим ли мы быть с Ним? Либо нам кажется, что хорошо быть без Него? Давайте выберем сторону Бога, сторону Света. Давайте радоваться о Господе, и когда Господь придет, Он придет к своим, то есть к нам.

Ему же слава во веки. Аминь.      

       

Иерей Георгий Кириндас. Слово накануне Воскресного дня 10 марта 2024 года




Другие статьи по теме