Если в молодежной среде звучит нецензурная брань...

В ходе дискуссии «Новое поколение в эпоху цивилизационного конфликта» старшеклассники задали вопросы о том, как вести себя в обществе, где матерная брань становится чуть ли не нормой общения? А там, где мат – там и кощунства, и посягательство на все святое…

На вопросы отвечают ректор Московской Духовной академии епископ Кирилл (Зинковский) и миссионер, публицист священник Валерий Духанин.

Первая часть круглого стола «Россия есть не столько страна русских, сколько государство, которое хранит во всем мире православие и христианские традиции» – здесь

Вторая часть «Как сочетать карьеру и христианство?» – здесь.

Третья часть «Русский мир не набор ценностей, а стремление к святости» – здесь.

sq-WhatsApp Image 2023-05-13 at 11.31.06.jpg

Ректор МДА епископ Кирилл (Зинковский) .png Ректор МДА епископ Кирилл (Зинковский)

– Меня зовут Мария Блинова, я ученица 8 класса. У меня достаточно актуальный вопрос. Сейчас, к сожалению, большинство молодых людей ругаются матом. Как правильно вести себя в таком обществе, чтобы не слышать этих слов, но и не казаться белой вороной?

Епископ Кирилл (Зинковский):

– Конечно, многое зависит от того, что за люди. Если совесть у них не прожженная, то, я думаю, для девушки как раз удобно сказать: «Знаете, меня эта лексика очень ранит, мне это неприятно. Я либо буду здесь, но тогда вы меняете свой словарный багаж, либо я просто не буду общаться с вами».

Тут всё и проявится: если это настоящие друзья, но с какими-то плохими привычками, они постараются с уважением к тебе отнестись, услышать твое слово и как-то подкорректируют свое поведение. А если это люди, которым трижды наплевать, что ты переживаешь, приятно тебе или неприятно, наверное, лучше просто с ними перестать общаться.

Я думаю, что это будет правильно, потому что, к сожалению, это всё тоже пропагандируется и для некоторых становится якобы нормой. Среда, мол, такая, так все живут.

Но если они тебя ценят, дорожат самой возможностью общения, дружбы с тобой, то это для них будет мотивом задуматься, измениться. А если не ценят, тогда разошлись, как в море корабли, – вот и всё.

легойда-л-1.jpg
 

– Меня зовут Лиза Легойда, ученица 8 класса. У меня вопрос в продолжение предыдущего по поводу мата. Вы сказали о том, что лучше уходить из компании, если происходят какие-то подобные некрасивые вещи. А если это не компания, а социум? То есть ты находишься в классе, это общество, в котором ты проводишь много времени. И люди себе позволяют не мат, а некрасивые шутки в сторону храма, в сторону непорочного зачатия Богородицы и т. д. Как тут быть? Просто промолчать или стоит что-то сказать?

Епископ Кирилл (Зинковский):

– Постоянно полемизировать с такими людьми, я думаю, не полезно, это может спровоцировать их на еще большее кощунство. Чем больше ты защищаешь то, что тебе дорого, тем сильнее они будут на это нападать. Можно просто обозначить: для меня ваши выпады неприятны, для меня эти вещи имеют священное значение. Попросить их так себя не вести. Кто-то на это отреагирует, кто-то нет. А дальше я бы советовал просто не обращать внимания, потому что это уже на их совести.

Особенно внутри подростковой среды такое происходит – есть такие задиры, которым нравится задевать других за живое. Чем больше ты страдаешь, тем больше они тебя провоцируют на эти темы. Кроме того, в какой-то степени будет увеличиваться и степень их греха.

Надо показать им свою внутреннюю силу, дать понять, что это ваша, ребята, проблема, мне это неприятно, но я смогу спокойно не реагировать.

Показать: может быть, я даже за вас переживаю, чтобы по глупости своей, по необразованности вы, позволяя себе такие шутки, не навлекли на себя чего-нибудь. Я-то спокойна, а кто-нибудь из вас может и пострадать. Вы только на секунду хотя бы представьте, что все-таки святые есть, они слышат, как они отнесутся к вашим издевательствам?

Бывает, что не только подростки, даже взрослые иногда, как говорят сейчас на современном сленге, «тормозят». У меня в часовне Блаженной Ксении в Петербурге есть знакомая женщина, она уже в возрасте, много лет там трудится. И вот как-то раз в летний день, когда в городе проходил некий большой международнй саммит, экономический форум, очень важные дяди в дорогих костюмах вальяжно зашли в часовенку...

И у них такой настрой, это прямо читается, они как в музее всё рассматривают: мол, нам тут ничего не нужно. Все сюда приходят, в очередях стоят, просят о чем-то, а у нас всё окей, у нас всё есть! Это неимущие просят.

А она – женщина мудрая. Подошла к иконочке, а храм там небольшой, и громко сказала: «Господи, помоги мне не потерять то, что я имею!».

Они сразу всполошились: «Матушка, а как тут чего написать-то надо?» У них сразу переключилось сознание. Сколько всего потерять-то можно! Заболеть или вдруг кого арестуют… 

Они как бы на другой волне были – такие самодостаточные, – а здесь, мол, страждущие себе чего-то выпрашивают. А оказалось-то, все уязвимы.

В целом важно всегда показать свою силу, и в этом действительно есть определенная сила – не реагировать на какие-то глупости, тем более таких подростков. Но в то же время чуть-чуть их предупредить хотя бы один раз.

Священник Валерий Духанин .png Священник Валерий Духанин

Священник Валерий Духанин:

– Я бы еще дополнил, что тут надо понять: они не вам вредят, и Церкви они повредить не могут, – Бог поругаем не бывает. Они вредят себе. То есть на самом деле в данной ситуации страждущими являются они – те, кто так себя ведет.

Вы внутренне о них помолитесь, чтобы Господь как-то явил им Свою милость, чтобы у них произошли какие-то перемены в сознании.

Надо понять, что не вы страдаете в этой ситуации, а они страдают, и они сами же себе делают хуже. Это они несчастные люди, их жалко, мы молимся о них, чтобы Господь как-то спас и их.

Правда о русском мате

Митрополит Митрофан (Баданин).png
Митрополит Митрофан (Баданин)

Митрополит Митрофан (Баданин), правящий архиерей Североморской епархии, написал актуальную для наших дней книгу «Правда о русском мате». Святейший Патриарх Кирилл, прочитав её, рекомендовал к всем, благословил содействовать распространению.

Обложка книги «Правда о русском мате».jpg Обложка книги «Правда о русском мате»

Владыка Митрофан приводит данные исследования: над одной емкостью воды читали молитвы, а другую обматерили (кстати, в некоторых языках, как указывает автор, глагол «обматерить» переводится как «проклясть», что на самом деле, по сути, одно и то же). Той и другой водой поливали одинаковые зерна пшеницы. Те, что оказались политы водой, освященной молитвой, проросли на 93%, а те, что оскверненной, – лишь на 48%, остальные в этой группе зацвели и загнили. Тело человека, отмечает автор, состоит на 80% из воды, а мозг и вовсе на 90%!

В книге приводится эпизод Чеченской войны, когда наши окруженные бойцы решили прорываться с криками «Христос воскресе!» (вместо привычной матерщины). И все до единого необстрелянные ребята-срочники и их командиры остались живы. Точно так же возвращались живыми те, кто перед поездкой на фронт приезжал взять благословение у преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиеву Лавру.

Архимандрит Серафим (Кречетов; до пострига протоиерей Валериан) .png
Архимандрит Серафим

Тем же, кому просто доведется случайно на улице услышать матерную брань, архимандрит Серафим Кречетов (до пострига протоиерей Валериан) советует: если в вашем присутствии матерятся, то надо хотя бы про себя обязательно читать молитву «Отче наш», иначе душа пачкается. Так же батюшка напутствовал и одного из своих сыновей, благословляя на службу в армии.

– Папа, «Отче наш» приходится читать не переставая, – сообщал сын сводки этой незримой брани…

«Человек привыкает к матерщинным словам потому, что в них энергия зла. Эта зависимость подобна наркотической. Без мата сквернослов уже не может ни мыслить, ни действовать. Сила мата придает ему кураж и… подчиняет князю тьмы. Мат с духовной точки зрения – это антимолитва», – предостерегает владыка Митрофан. Спасение и каждого из нас, и сродников, и всего народа только в обращении к Богу и молитве.