Иконостас в храме святого Антипы в Москвы, святой Антипа слева вторая икона 24 апреля Церковь отмечает память святого Антипы Пергамского, ученика святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. И этот святой очень популярен в Москве. У молодежи. Почему?
Мозаика святого Антипы над входом в его московский храм
Сегодня Церковь отмечает память святого Антипы Пергамского, ученика святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Про него Иоанн Богослов писал в Откровении со слов Господа: умерщвлен верный свидетель Мой Антипа (Откр. 2:13) – свидетель Бога-Слова.
Вообще христианский феномен мученичества (по-гречески martirios – свидетель, традиционно так мучеников в византийской унаследованной нами традиции называли) в том, что сатана, с таким ожесточением посредством своих подчиненных и убивает тело мученика, что не в силах сломать его душу. Но и душу и тело Своих свидетелей Господь воскресит.
Дух свидетельства о Христе всегда пасхален.
Недавно на нашем медиаресурсе «Святые online» мы напомнили притчу Святейшего Алексия II «Не до подбитых» – когда у него спросили: почему на верующих сыпятся искушения? – он ответил, что это как на охоте – охотник не думает уже о подбитых утках, а целится в тех, кто летает.
В чем этот ресурс свободы, выстаивания и как приобщить к нему молодых?
В современной Москве так получилось, что святой Антипа, чью память сегодня отмечаем, стал покровителем молодежи. Храм святого Антипы в Колымажном переулке признан самым молодежным приходом столицы.
Храм святого Антипы
Даже из церковных, священнических семей в период подросткового бунта дети начинают ездить в этот храм святого Антипы. И это одна из форм профилактики ухода из Церкви.
Протоиерей Федор Бородин, отец восьмерых детей, говорит: «Когда у подростка под сомнения ставятся все авторитеты, это нормально, если он попытается найти своего священника, уйдет от того, к кому ходят (в лучшем случае: ходят) папа и мама».
Мы же помним из Евангелия, что и отрок Иисус в 12-летнем возрасте – отстал от родителей (Лк. 2:43). Правда, там если вдуматься – Он остается в храме, в доме Отца Своего (Лк. 2:49).
Но это универсально – если бы только сами взрослые своими склоками даже в храме, принуждением не мешали детям. Архиепископ Штутгартский Агапит (Горачек; 1955-2020), имевший дар дружить с подростками, молодыми, – бросавший все свои дела, когда кто-либо из его юных прихожан шел вразнос, и просто ходивший с ним в кино, в кафешки, пока тот не приходил в себя, говорил так:
– По-моему, самое главное, чтобы на приходе община жила тихо, чтобы между взрослыми не было никакой ругани.
Как это ни странно, молодежь, которая в своих запросах максималистична и стремится к красоте, всё может терпеть: паршивое пение, бумажные задрипанные иконы, дешевый линолеум на полу, – без проблем! Но как только начинается какая-то нелюбовь, возня, разбирательства, подростки, как правило, тут же исчезают. Моментально! 13 лет был, глянь, а уже нету.
В храме Антипы После литургии всегда можно попить чаек, кофе
Священное Писание дает ответы на все вопросы, в нем как в ДНК и РНК (эти аббревиатуры уже принято расшифровывать и как духовно-нравственная культура и религиозно-нравственная культура) заложен весь спектр нашего развития. Когда у одного молодого епископа женщина спросила что-то про семью, тот растерялся и сказал:
– Я монах, я не могу ответить на этот вопрос, это сфера не моей компетенции.
За ним шел митрополит, у которого этот владыка был викарным, коснулся его плеча и сказал:
– Никогда не говорил, что ты не можешь ответить на этот вопрос, у тебя есть Евангелие, ты должен знать всё.
Схимонахиня Феодосия Скопинская говорила: «Евангелие – это Сам Господь». Бог-Слово.
Словом Бог творил этот мир. Наша русская культура насквозь логоцентрична.
Равноапостольные братья Кирилл и Мефодий первым для славян перевели именно Евангелие от Иоанна, у которого учился святой Антипа, с его прологом: Сначала было Слово (Ин. 1, 1).
«Евангелие – первопричина и первотолчок нашей 1000-летней литературы», – писал Д.С. Лихачев.
Искони на Руси центры книжности и просвещения устраивались при монастырях, дети учились в церковно-приходских школах. Монахи, священники понимали саму суть этого дара Бога человеку – слова.
Словесность – это составляющая образа Божиего в человеке.
«В отличие от бессловесных, человек через слово творит всё», – отмечал выдающийся ученый нашего времени архимандрит Иннокентий (Просвирнин). Мыслим мы тоже словами. То есть в основе любого творческого акта – слово.
Слово дает осмысленность; или, как говорят сейчас психологи, осознанность; из аскетической литературы в этом ряду синонимов можно привести: трезвение – то есть внимание к своей внутренней жизни, контроль мыслей и помыслов, образов – культивирование доброго и отсечение грязного, злого.
В храме Антипы интересное двухярусное пространство В храме Антипы. Богсолужение
Монахи, владевшие практикой отсечения злых помыслов, молитвой, – и тексты писали такие, что их чтение очищало душу. Как и написание таких текстов – аскетическая практика работы и над своей душой, ее освобождения от всякой лжи и самообмана.
Как отмечал один религиозный писатель: «Я не знаю до конца, что имею в виду, пока не выражу этого на бумаге», – то есть работа над текстом научает, помогает мыслить.
Во дворе храма Антипы после богослужения
Но каждый из нас знает, насколько усложняется задача трезвения сейчас при вовлеченности современного человека в современные медиа – в любой момент, даже если ты этого не хочешь, в интернете в поле зрения (а у подростка, юноши или девушки срабатывает и любопытство) может попасть какой-то непонятно поданный и от того лишь притягивающий внимание грязный образ. Всё это пачкает душу. Как говорят священники: современная молодежь, – вольно или невольно, – чудовищно развращена.
А интернет с его обезличенностью, случайностью и фантомностью общения, зачастую бессодержательного при том, что и сленг там примитивизируется, с хронофагом (убийством времени) и обесцениванием жизни, безответственностью, зависимостью – точно атрофирует саму возможность покаяния. И что со всем этим делать?
У пророка Осии сказано: Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них, и Господа они не познали (Ос. 5:4). Или у Соломона в Притчах сказано: Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко (Притч. 14:6) Мудрость здесь – это познание Бога. Как к ней приобщиться?
В Таинстве Причащения причащаемся Самого Бога-Слова И стараемся себя хранить Его силою
Господь в какой-то момент говорит Своим ученикам-апостолам: Вы очищены через слово, которое Я проповедал вам (Ин. 15:3).
В начале 2000-х мы с дизайнером нашего медиаресурса «Святые online» Семеном Расторгуевым выиграли конкурс «Наука и Инновации» с идеей трехмерного сенсорного Интернета[1]. Но сейчас как раз в логоцентричности сети и видится возможность спасения – посредством Слова, развития и в предложенных обстоятельствах разумной силы души – словесности.
У духовно здорового человека, как то и задумано Богом, главенствует разумная сила души, подчиняя вожделевающую и раздражительную силы души. Разумную силу души святые отцы еще называют словесностью – благодаря ней мы и способны, как дети – Отца, постигать Бога.
Вот на эту словесную разумную силу души и объявлена война: вся эта гиперцепция, клиповое сознание и нацелены на то, чтобы опрокинуть ее.
В храме святого Антипы. Перед Причастием
Если раньше при чтении человек додумывал, представлял то, о чем он читает, то теперь мельтешение образов отнюдь не способствует развитию мышления, формированию целостного мировоззрения. В этом беда.
Так современные медиа «воспитывают» (в кавычках) манипулируемого потребителя, – как вариант: бунтаря, тогда стимулируется теми же компьютерными играми-стрелялками более раздражительная, а не вожделевающая, как в случае рекламы, сила души. Практически все родители отмечают, что «дети любят рекламу» (опять же всё это в кавычках), – да просто потому что она построена так, чтобы завладевать вниманием, отключая мыслительную функцию.
На войне, как на войне. Надо держать оборону. Тренировать словесную силу души.
В храме святого Антипы. Даже просто оказаться в этом пространстве, где совершается Таинство Таинств святая Евхаристия уже умиротворяет
А поучиться этому можно на наших медиакурсах, которые мы сегодня, 24 апреля, представим на круглом столе в Общественной палате.
На нашем медиаресурсе мы публиковали статью о том, как девушка в такой внутренней нестабильности, возможно, вызванной как раз всей этой гаджето-зависимостью, смогла как раз в московском храме святого Антипы, наконец, подойти к исповеди и освободиться от мучившего ее состояния.
Сказано: слова назидают, а примеры убеждают. Тем более если они вот так изложены на молодежном языке. Хорошо бы увеличивать количество такого контента.
На нашем сайте уже можно оплатить Первый учебный поток платных курсов, который пройдет с 15 по 24 мая (программа включает в себя 24 академических часа, дистанционные занятия ежедневно с понедельника по пятницу с 15 до 18:30 по московскому времени с перерывом, при этом будет возможность просмотреть материалы в записи). Стоимость – 7 тыс.рублей. При оплате на нашем сайте предоставляется скидка, в данном случае стоимость курсов – 5 тыс. рублей. Число участников ограничено.
Квитанцию об оплате, которую Вы получите на почту, необходимо прислать организаторам по телефону 8-965-354-54-36, либо на почту rukpokrov@mail.ru.
Необходимо сообщить Ваши фамилию, имя, отчество, а также – в обязательном порядке – телефон, по которому Вы будете подключены к основному курсу.
05.12.2024