Благовещение. В лице Пресвятой Девы Марии ныне около 2000 лет назад человечество услышало Благую весть о спасении. Как мы сегодня можем благовествовать о том, что уже исполнено?
В этом году 7 апреля отмечается еще и 30-летие со дня рождения Рунета – это русский интернет с доменом ru, ему всего-то 30 лет, примерно столько же, сколько нашему церковному расцвету. А еще два года назад именно в этот день зарегистрирован медиаресурс «Святые online».
Кому-то, может быть, даже просто констатация этой параллели церковного и светского календарей покажется кощунственной. Тем более, речь идет об Интернете. К нему отношение православных известно:
– Надо ли читать молитвы при вхождение в Интернет, отче?
– Нужно – на изгнание злых духов, чадо.
Но также известно:
«Бог не попустил бы зла в этом мире, не имея намерения и само зло обратить во благо» (Блаженный Августин).
«Где прежде враг нанес рану, там врач налагает пластырь; откуда смерть получила начало нападения, оттуда жизнь соорудила вход жизни», – так святитель Иоанн Златоуст толкует сегодняшнее евангельское событие Благовещения. Но этот духовный закон в принципе универсален.
То, что диавол пытался было использовать для погубления человечества, Бог силен в синергии с соработниками обратить на спасение.
– Летал же святитель Иоанн Новгородский на бесе в Иерусалим, а уж современные масс-медиа технологии, неужели мы не сможем использовать во благо? Может быть, Господь для того, чтобы мы хоть что-то кому-то доброе и спасительное на тех же сайтах да в соц-сетях донесли, всю эту остальную грязь и похабщину в мировой сети и терпит, – ответил на вопрос о миссии в интернете архимандрит Серафим (Кречетов, до пострига протоиерей Валериан).
«В отличие от бессловесных, человек через слово творит все, – писал выдающийся издатель и публикатор наших дней архимандрит Иннокентий (Просвирнин). – Слово рождается от мысли. Движение мысли происходит от помысла, на котором человек сосредоточил свои ум и чувства. То есть в слове определяется и находит конкретное самовыражение воля человека. И от того, каким бывает слово – добрым или худым – обнаруживается духовная направленность воли человека, доброй или злой».
Поэтому-то и важно, чтобы миссию в интернете несли и православные – те, кто владеет молитвенной практикой отсекать нечистые и злые помыслы и возводить ум и чувства к Богу. Тогда уже через такое слово очищается и душа читающих.
«Надо, – и в наши дни призывал отец Иннокентий, – вернуть в душу народа то слово, которое он утратил. Это Слово Божие».
А как ты его иначе вернешь, если не обратишься к миссии в интернете, где «зависает» практически вся молодежь?
«Дети очень быстро все поймут и примут генетически! – уверял отец Иннокентий. – К ним в головки все поступает свыше, и они открыты этим смыслам». Просто надо эти смыслы донести до них на их языке.
Молодежь в интернет, а пастырь и туда, как за той заблудшей овечкой, Господь отправлялся (Лк. 15:3-6)
Сам литературный труд, по слову отца Иннокентия, является для пишущих православных монахов и мирян особой формой молитвы. И занятие им не раз в истории бывало и бывает ныне следствием откровения…
Известен пример практически нашего современника афонита. Он долгие годы не покидал Святую гору, и вот ему понадобилось зачем-то поехать в Фессалоники. Как только он ступил там на берег, увидел множество кафешек, в которых сидели загорелые мужчины и роскошно одетые женщины, но он их всех зрел в виде полуразлагающихся трупов… Тогда он стремглав вбежал обратно на еще не отчаливший корабль, позабыв о всех своих неотложных делах на материке, вернулся на Афон, закрылся в келье и стал молить Господа:
– Что я могу для них сделать?
Через несколько дней был ответ:
– Их ты уже не спасешь, пиши для детей и молодежи.
И этот исихаст стал писателем, именно автором для молодых. Хотя к тому времени после своего многолетнего затвора на Афоне он уже и забыл-то, как выглядят дети…
«Чтобы выиграть информационную войну, надо просто, чтобы наши слова не расходились с нашими делами», – поясняет архимандрит Серафим (Кречетов).
«Человеку страшно без Бога, он ищет его в фантазиях, в экзотических культах, в мистике и там, где всё смешано со всем, – объяснял возглавлявший Синодальную богословскую комиссию Русской Православной Церкви митрополит Филарет (Вахромеев). – И потому христианское свидетельство в современном мире имеет совершенно ясную цель – указать, где Бог».
«Мир не нуждается ни в чем ином, кроме Бога, – говорил один из самых почитаемых проповедников современности архимандрит Эмилиан (Вафидис).
«Современного человека, и без того перегруженного, не нужно засыпать большим количеством информации, чтобы он сидел и читал всё это весь день, – поясняет необходимость хотя бы минимальной активности на сайте и в соц-сетях обители духовник московского Сретенского монастыря игумен Киприан (Партс). – "Лучше недогрузить, чем перегрузить", – советовал в отношении духовной пищи святитель Игнатий (Брянчанинов).
В крайнем случае, можно рекомендовать ту или иную литературу к прочтению. В первую очередь книги, которые можно посоветовать к прочтению всем, в том числе новоначальным. У них чаще всего не бывает духовника, с которым можно обсудить, что читать, а что нет. Но опять же – все очень дозированно.
Если взять Пролог, который раньше читался на утрени, так там приводятся совсем небольшие фрагменты житий или наставления. Это то, что ты можешь взять как инструмент на сегодняшний день и исполнить.
Можно давать какие-то отдельные актуальные примеры следования заповедям Божиим. Часто у новоначальных складывается такое предубеждение, что 2000 лет назад, когда Господь давал заповеди, это всё было исполнимо, а сегодня, мол, «не работает». Надо просто показать, что это не так.
Это же самое драгоценное, что есть в жизни каждого из нас, – исполнить волю Божию, а заключена она в евангельских заповедях Спасителя.
А они даны на все времена. Вот что людям надо прежде всего открыть».
Горе мне, если не благовествую (1 Кор. 9-16), — говорил апостол Павел
Церковь за годы постсоветского возрождения, которые совпали как раз с развитием Рунета, строила, в том числе при монастырях, приюты, богадельни, кризисные центры для мам. Это те, кому очевидно: нужна забота. Но сколько их, – брошенных, внутренне неприкаянных незаметно погружалось в виртуальную «жизнь»… Губили свои души.
Напасти, которыми чреват интернет: обезличенность, случайность и фантомность общения, его бессодержательность при том, что язык и мышление примитивизируются, хронофаг (убийство времени) и обесценивание жизни, безответственность, зависимость, – этому прежде всего и подвержены те, кто пережил катастрофу в личном общении. Как правило, в детском опыте – это развод родителей. Среди молодежи сейчас таких – чуть ли не большинство.
Кстати, и из храмов именно тогда, когда в общине между взрослыми начинается разлад[1], подростки уходят в те же виртуальные миры. Они просто там ищут спасение. А попадают в капкан.
Интернет так устроен, что точно атрофирует и саму возможность покаяния. У Ф.М. Достоевского в «Сне смешного человека» герой задается вопросом: «Если бы я жил прежде на луне или на Марсе и сделал бы там какой-нибудь самый срамный и бесчестный поступок, какой только можно себе представить. … очутившись потом на земле… было бы мне все равно или нет? Ощущал ли бы я за это стыд или нет?» Понятно, что «срамный поступок на луне», это все равно, что насмотреться непотребств или написать какую-нибудь гадость, спрятавшись под ником.
Ревностные христиане склонны рассматривать всемирную сеть в качестве некоего аналога преисподнего гетто, куда диавол стремится загнать человечество. Но Господь спускался и в ад, умертвив его блистанием Божества.
Ольга Орлова
Записывайтесь на наш бесплатный семинар «Современные медиа и образовательный туризм в сфере духовно-нравственного воспитания» https://pruffme.com/landing/u2412844/tmp1712076065
И совсем скоро с 15 апреля – курсы «Медиапросвещения».
Пусть православного контента будет больше
При этом на нашем сайте уже можно оплатить Первый учебный поток платных курсов, который пройдет с 13 по 24 мая (программа включает в себя 24 академических часа, дистанционные занятия ежедневно с понедельника по пятницу с 15 до 18:30 по московскому времени с перерывом, при этом будет возможность просмотреть материалы в записи). Стоимость - 7 тыс. рублей. При оплате до 11 апреля включительно предоставляется скидка, в данном случае стоимость курсов - 5 тыс. рублей. Число участников ограничено.
Квитанцию об оплате, которую Вы получите на почту, необходимо прислать организаторам по телефону 8-965-354-54-36, либо на почту rupokrov@mail.ru.
Необходимо сообщить Ваши фамилию, имя, отчество, а также - в обязательном порядке - телефон, по которому Вы будете подключены к основному курсу.
05.12.2024
Иг. Тавифа Зоро
07.04.2024 09:11:2024Здравствуйте. Оплатили курсы. Благодарим Вас за возможность учиться.