Святой праведный Александр Чагринский. «Пошли нам, Господи, побольше таковых!»

Жизнеописание праведного Алекандра Чагринского из города Балаково Саратовской области напоминает жития великих древних святых: его отец когда-то воскрес из мертвых, а сам он, став взрослым и приняв сан священника, воскресил умершего плотника…

При жизни о. Александра его современник святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил паломникам из Самары и Саратова: «Что вы все едете ко мне, когда у вас есть о. Александр».

sq-photo_2024-04-01_15-24-43.jpg
Евгения Кожевникова

Россия наша необъятна. Ее духовное наследие так же велико, как и сама наша страна. И для того, чтобы прикоснуться к нему, не обязательно отправляться в долгий путь. Достаточно открыть дверь в историю родного края, где наверняка найдется что-то подобное «сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то» (Мф. 13:44).

Слава Богу, и на нашей Балаковской земле нашлось такое сокровище – святой праведный Александр Чагринский!

Его отец однажды воскрес

photo_5215703564826039791_x.jpgСвятой праведный Александр Чагринский 

Протоиерей Александр Юнгеров был одним из пяти детей супругов – причетника Стефана Игнатьевича и Прасковьи Кузьминичны. Он родился в 1821 году в селе Аблязове Пензенской губернии. Отец его вскоре был рукоположен во иерея и до конца своих дней служил на приходе в деревне Юнгеровка. По этому приходу за потомками о. Стефана закрепилась фамилия Юнгеровы.

Особое действие Силы Божией в семье Юнгеровых прослеживается еще со времени, когда отцу Александру было 10 лет. Однажды в 1831 году, чтобы придать присущие христианскому таинству венчания чинность и благолепие, отец Стефан принял участие в свадебном застолье. Там ему непреднамеренно поднесли такое угощенье, от которого батюшка занемог, скончался и уже приготовлен был к погребению. Но через сутки ожил и сообщил, что Господь дал ему время для покаяния и прощания с близкими и заберет к Себе вновь через шесть недель.

На вопрос, что же с ним было, он отвечал, что был в загробном мире и видел места райского блаженства и адских мучений. Были показаны также уготованные его родным и различным известным ему людям будущие посмертные судьбы.

Но рассказывать о них было не велено, чтобы не внести смуту в народ. Отец Стефан проболел шесть недель, в течение которых исповедался и причастился несколько раз, пособоровался, а к концу срока созвал родных и простился с ними. Почувствовав, что засыпает, он велел перенести себя в угол с иконами, где тихо скончался.

Этот случай навсегда остался памятным отцу Александру и решительно повлиял на всю его жизнь. В тот же год о. Александр поступает в Саратовское духовное училище, а затем в семинарию.

Учеба давалась Александру непросто: он был робок и особыми способностями не отличался. Мать, Прасковья Кузьминична, даже уговаривала его уйти из семинарии и стать дьяконом, чтобы дослужиться таким образом до священника. На это Александр твердо отвечал: «Когда исключат, тогда и уйду!»

Он брал прилежанием: не только весь день и вечер учил уроки, а и на ночь клал под подушку книги и как только просыпался, начинал повторять задания.

В 1842 году Александр Юнгеров окончил Саратовскую духовную семинарию и, женившись на сироте Елизавете Ивановне, был рукоположен 20 октября 1842 года во иерея.

В Балаково о. Александр оказался не сразу. Первым приходом молодого о. Александра стало село Третьяки Сердобского уезда Саратовской губернии. Назначение было временным, его задачей было получить решение сельского общества и местных помещиков о строительстве новой церкви вместо сгоревшей. И тут бывший робкий семинарист неожиданно показал себя усердным служителем: он быстро снискал симпатии местных жителей. На положительное решение вопроса о строительстве нового храма у него ушел всего месяц.

По возвращении в Саратов Александр Юнгеров получил новое назначение, на этот раз планировавшееся постоянным – в село Неверкино Кузнецкого уезда. В этом селе проживало много чувашей-язычников. Здесь отец Александр показал свой миссионерский дар: благодаря его проповеди многие чуваши обратились к православной Церкви.

Однако местный суровый климат не подходил болезненной Елизавете Ивановне, и семье пришлось попросить перевода. Служение в Неверкино продлилось немногим более полугода.

Начало служения в Балакове

10 июля 1843 года о. Александр Юнгеров, еще совсем молодой священник (ему всего 22 года), поступает в Троицкую церковь (до наших дней не сохранилась) села Балаково. Так начинается его почти 40-летний путь служения в Балакове.

2.jpgКарта села Балаково, XIX век 

Край, в котором стояла Троицкая, а по местному наименованию Студенецкая церковь, был очень беден, с крестьянским, полураскольничьим, единоверческим населением. В то время причащались от силы десяток-другой стариков и старух, а остальное население, и то в небольшом количестве, лишь исповедовалось для того, чтобы записаться в церковных книгах. Раскольничьи обряды в виде хождения посолонь, двуеперстия и проч. считались такими непоколебимыми, что нечего, казалось, и думать было о борьбе с ними. Соседние иргизские и черемшанские раскольничьи монастыри и частые из них посланцы крепко поддерживали в населении свои мнимостаринные обряды. Множество самозванцев и беглых священников находили себе приют в Балакове, и, впоследствии, о. Александру приходилось много раз ловить беглецов и рассеивать самовольные «безпоповщинские» собрания.

Храм, в который поступил о. Александр, был очень ветх: деревянный, имевший уже около столетия своего существования, колокольня его на ветру раскачивалась так, что колокола пришлось снять и повесить рядом на столбы. Храм был холодный, неотапливаемый и немало причинял о. Александру простуды и ревматизма, зубную и ножную боль. Причт жил крайне бедно, даже братской кружки не было заведено.

Невзирая на все неблагоприятные обстоятельства, молодой настоятель ревностно приступил к исполнению своих пастырских обязанностей и первым делом обратил внимание на богослужение, которое совершалось им «благоговейно, тщательно, в строгом соответствии с церковным уставом». От церковного причта настоятель требовал тщательного исполнения службы, которая даже в будние дни могла продолжаться 5–6 часов. «То просьбы своих прихожан, то заказы из других балаковских приходов – из других даже сел, – то собственное усердие делали службу ежедневною».

Прежде пустой даже в большие праздники храм наполнился, стал многолюдным. Особенно привлекали народ проповеди настоятеля. «Это – Златоуст», – говорили о своем добром пастыре балаковцы. Слушая его, невозможно было удержаться от слез, и потому почти все стояли с влажными глазами, с умилением и покаянием в сердце. Да и совершаемое им богослужение неизменно приводило сердца в трепет. Неудивительно, что священник Александр Юнгеров снискал глубокую искреннюю любовь балаковцев, которых привлекала к настоятелю Троицкого храма и его необычайная приветливость.

По традициям того времени в дни великих праздников – Рождества Христова, Крещения, Пасхи – отец Александр совершал «хождение» по дворам своих прихожан, которое в каждом доме всегда сопровождалось наставлениями о православной жизни, спасительности Церкви, о необходимости частого посещения храма Божия, исполнения «долга Исповеди и Святого Причастия». «И вот, прежде бегавшие от священника или запиравшие ворота от святых икон прихожане, – вспоминает местный житель, – стали с радостью за целый квартал готовиться к встрече батюшки – желанного гостя и к приему святых икон. Многие из недавно совращенных в раскол стали его оставлять и снова присоединяться к православию».

Уже при жизни «балаковский батюшка» сравнивался с известными в то время духовными старцами. Один из современников, лично его знавший, писал о нем так: «В век апостольский для христиан первенствующей Церкви Христовой были особые, чрезвычайные дарования Святого Духа. Может быть, и в нынешние времена для возбуждения спящей совести у людей маловерных или «ищущих Господа» (Пс. 23:6) также необходимы личности с особыми духовными дарованиями, с духом и ревностью Илииной, как отец Иоанн Кронштадтский, как подвизавшийся в затворе ученый епископ Феофан Вышенский, Амвросий Оптинский. К числу таковых – верую – принадлежит и наш отец Александр. Пошли нам, Господи, побольше таковых!»

Именно во время служения в г. Балаково в скромном сельском священнике проявились благодатные дары, которые он тщательно скрывал. По многим свидетельствам балаковцев, когда где-то в селе начинался пожар, батюшка спешил туда, обходя с крестом горевшие здания, и по молитвам священника огонь затихал.

Чудо воскрешения плотника Мартемьяна

На страницах его жития приводится один из замечательнейших примеров его дерзновенной веры – воскрешение одного из его духовных чад. Дело было перед литургией. К батюшке обратились с просьбой прийти к умирающему сельскому плотнику Мартемьяну Фаддеичу Кудрякову. Пастырь его очень любил, но оставить богослужение никак не мог. Поэтому, когда уже после службы он пришел в дом плотника, то на пороге ему сообщили, что Мартемьян Фаддеич умер.

Батюшка, войдя в комнату, где лежал покойный, попросил всех родственников выйти и с дерзновенной верой сказал: «Мартемьян Фаддеич, встань, ибо тебе надобно исповедоваться и причаститься и простится с родными» После этого батюшка стал читать молитвы перед исповедью и причастием. И покойный воскрес. Покаявшись и причастившись, он мирно отошел ко Господу.

Ктитор нового храма – крестный Ленина

Но созидая «храм духовный» в душах своих прихожан, настоятель не мог оставаться равнодушным к рукотворному храму, Троицкой церкви, которая к середине XIX века находилась в плачевном состоянии. К этому времени древнее деревянное здание храма полностью обветшало и не вмещало всех прихожан. Батюшка начал хлопотать о постройке новой теплой церкви.

Сколько продлились хлопоты о. Александра по постройке новой церкви, неизвестно, потому что сменился не один чиновник удельного ведомства, прежде чем пришел на это место «очень развитой и благожелательный господин Белокрысенко», который быстро содействовал получению «требуемого дозволения», а также указал место и средства на постройку храма. Новый теплый Свято-Троицкий храм был построен на Хлебной площади в 1860 году.

ul-1.jpgОтец Ленина Илья Ульянов был другом статского советника Афанасия Белокрысенко, ктитора Троицкого храма 

При изучении личности статского советника удельной конторы Симбирской губернии Афанасия Белокрысенко открылся один удивительный факт – он оказался хорошим другом Ильи Николаевича Ульянова, отца Владимира Ульянова (Ленина). Познакомились они в Симбирске.

И так они сдружились, что Илья Николаевич попросил его стать крестным своему сыну Володе. Вот так удивительным образом на примере нашего балаковского храма прослеживается чудовищность большевистской антирелигиозной деятельности. Крестный способствовал строительству храмов, а его крестник эти храмы уничтожил.  

А что сегодня?

Хорошо и приятно гулять по улицам родного города. Но насколько по-иному начинаешь смотреть на те же улицы и дома, зная, что когда-то здесь, по этой земле ходил святой праведник Божий. И хотя до наших дней мало что сохранилось, был составлен план экскурсии, распечатаны карты, и мы с ребятами из воскресной школы «Девора» при Свято-Троицком кафедральном соборе Балаковской епархии отправились по местам, где 180 лет назад жил и служил святой праведный Александр Чагринский.

В настоящее время на месте первого Свято-Троицкого храма (того самого, куда поступил молодой о. Александр) пустой перекресток (пересечение ул. Крестьянской и Колхозной), а вокруг жилая застройка. Теплится надежда, что когда-нибудь на этом месте будет установлена табличка или поклонный крест, дабы сохранить память об этом намоленном месте для будущих поколений.

Второй Свято-Троицкий храм тоже не сохранился до наших дней, сейчас на его месте стоит детский сад №2 «Ласточка». Но сохранилось архитектурное описание храма, по которому была сделана цифровая модель (см. фото).

3.jpgРеконструкция Свято-Троицкого храма (Хлебная площадь) 

Во время экскурсии мы с ребятами обратили внимание на ограду детского сада, где присутствовали чугунные элементы, на вид очень старинные. Такие же элементы были найдены у соседнего дома, на ограде палисадника. Конечно, наверняка установить, откуда эти столбы, мы не можем, но что мы точно знаем, что здесь на этом месте (рядом с садиком, ближе к дому по ул. Коммунистической, 121а) стоял еще один Свято-Троицкий храм (третий по счету).

Этот храм был уже каменный, сложенный из красного кирпича, построенный взамен деревянному. Строительством каменного храма руководил сын Александра Юнгерова Василий.

4.jpgФото каменного красного Свято-Троицкого собора и здания церковной сторожки (справа) 

Когда в советское время здесь шло строительство домов, то нашли могилу священника. Возможно, это как раз Василий Александрович Юнгеров, так как священников раньше хоронили внутри церковной ограды.

Исторический объект, о котором не знают его жильцы

Чудеса по молитвам святого праведного Александра происходят и в настоящее время. Во время подготовки и проведения экскурсии чувствовалась его поддержка и помощь во всем. Так, нам с ребятами удалось получить разрешение у хозяев и попасть на частную территорию, где стоит церковная сторожка, сохранившаяся до наших дней.

photo_5215703564826039792_y.jpgС экскурсионной группой на фоне сохранившейся церковной сторожки (ныне жилой дом) 

В настоящее время это жилой дом, а люди, живущие в нем, даже не подозревали, что живут на территории, где некогда стоял храм.

6.jpgБелое здание церковноприходской школы, 1920-е 

В завершение экскурсии мы увидели сохранившееся до наших дней бывшее здание церковноприходской школы и бывший дом священника, в котором предположительно жили праведный Александр Чагринский с матушкой Елизаветой. В поисках дома нам оказал содействие историк-краевед Павел Константинович Соловьев. Сохранились воспоминания об одной истории, произошедшей на пороге этого дома.

Они от души дарят

…Однажды из Самары приехал главный приказчик купца Головкина. В то время они развозили церковную утварь по всей Самарской губернии и знали всех священников. И у них было заведено дарить священникам небольшие подарки: «кому чаю, сахару, кому тарелок и ложек серебряных и прочих вещей». Остановились они на квартире у церковного старосты и попечителей и «по своему обыкновению пошли в дом о. Александра».

8.jpgДом о. Александра Юнгерова (справа снизу) 

Вышла к ним матушка Елизавета, они подают подарок, «кажется, будто поднос», но матушка не принимает. Они начали «всячески упрашивать», мол, у хозяев так заведено. Но она ни за что не соглашалась. Вдруг вышел батюшка Александр и сказал: «Что ты не принимаешь? Они от души дарят». И она приняла подарок. А он вернулся в дом, вышел и дал им 5 рублей. Тут уже они начали отказываться «с усиленной просьбою, что у нас так заведено». Но батюшка им сказал: «И у меня так же заведено».

В своих воспоминаниях автор пишет: «Мы тогда взяли пятирублевую бумажку. Вот и я теперь скажу, что о. Александр – столп от земли до неба».

Некоторые ребята на той экскурсии впервые узнали о нашем святом земляке. К сожалению, среди взрослого населения города так же мало кто знает о праведном балаковском священнике. Часто едут в многодневные дальние паломнические поездки по святым местам. А ведь еще при жизни о. Александра его современник святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил паломникам из Самары и Саратова: «Что вы все едете ко мне, когда у вас есть о. Александр».

…После нашего мини-путешествия «По стопам святого праведного Александра Чагринского» почти у всех появилось желание продолжать изучение его праведной жизни. В планах – съездить в Чагринский и Иверский монастыри (г. Самара), где праведный Александр Чагринский подвизался в последние годы жизни и где теперь покоятся его святые мощи. Дай Бог, чтобы так и случилось!

Святой праведный отче Александре Чагринский, моли Бога о нас!

Евгения Кожевникова, педагог воскресной школы «Девора» при Свято-Троицком кафедральном соборе Балаковской епархии.


Литература:
1.     Жизнеописания отечественных подвижников благочестия (декабрь). – Изд. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1910.
2.     Некролог. – Самарские епархиальные ведомости, 1901. – №8.
3.     Воспоминания об отце Александре Юнгерове. – Казань, Центральная Типография, 1913.