Иргизский Воскресенский мужской монастырь: из эмиграции – на родину, к тишине и святости

Древний Иргизский Воскресенский мужской монастырь в окрестностях города Балаково Саратовской области, рек Большой и Малый Иргиз, был когда-то одним из центров старообрядчества. Здесь селились эмигранты-старообрядцы, вернувшиеся в Россию из Польши.

История монастыря полна драматизма, но сегодня обитель подобна тихой пристани, к которой стекаются паломники для молитвы и отдохновения.

sq-d9rqxir7O3s.jpg
Елена Киселёва

Монастыри – тихая пристань.
Они подобны светочам,
которые... светят людям,
приходящим издалека,
привлекая всех к своей тишине.

   Святитель Иоанн Златоуст

Однажды побывав проездом в этом небольшом монастыре, мне захотелось сюда вернуться. И теперь мы регулярно приезжаем в обитель с детьми из воскресной школы. Они очень радуются таким поездкам. В один из знойных дней мы спустились к озеру Монастырскому набрать воды из колодца и рядом с ним обнаружили часть старой разрушенной монастырской стены.

Мне стала интересна история этой древней обители. О чём молчат остатки монастырской стены и старинные, ещё не совсем восстановленные здания?

Центр старообрядчества

Иргизский Воскресенский мужской монастырь в окрестностях города Балаково Саратовской области, рек Большой и Малый Иргиз, был когда-то одним из центров старообрядчества. 

После Манифеста Екатерины II 1762 г., в котором говорилось о том, что старообрядцы, бежавшие ранее за границу, могут беспрепятственно возвращаться в Россию с правом свободного вероисповедания, на волжские земли потянулись переселенцы. Прежде всего из слободы под названием Ветка. Она была создана бежавшими от преследований старообрядцами и находилась недалеко от нынешнего белорусского Гомеля (тогда эта земля принадлежала Польше – поэтому в исторической литературе и стали говорить: «старообрядцы из Польши»).

Во время массового возвращения староверов «вышли из Польских владений» на Большой Иргиз и первые иноки (монахи).

Иргиз очень извилист, и они выбирали своё пристанище в его ложбинах и излучинах, чтобы можно было и плотину поставить, и искусственное озеро выкопать. Отшельники создавали некое подобие острова-крепости, большую часть года окружённого водой почти со всех сторон. Это давало возможность всегда быть готовым к появлению непрошеных гостей – кочевников.

Озеро монастырское.jpg Вид на озеро Монастырское

Считается, что сначала, в 1762 году, на Иргизе, рядом со слободой Криволучье (которая упоминается как «криволуцкое селение заграничных выхотцов»), обосновался отец Аврамий с 12 чернецами. Затем недалеко от слободы Мечетной (ныне г. Пугачёв) поселились иеромонах Пахомий и монах Филарет с 17 товарищами, а также отец Исакий с пятью братиями. Скиты так и называли: Аврамиев, Пахомиев и Исакиев. Они расположились по Иргизу снизу вверх по течению, а потому имели поначалу ещё по одному названию: Нижний, Средний и Верхний.

Монахи вели строгую аскетичную жизнь, чем снискали почтение со стороны окрестных жителей. Миряне приходили в скиты к старцам за поучениями, просили крестить младенцев, совершать другие церковные Таинства и обряды.

Через каких-то десять лет иргизское поселение стало столь известным и влиятельным, что здесь можно было увидеть людей совершенно разного сословия и состояния.

photo_2024-04-19 14.14.12.jpeg

Расцвет Иргизской обители

Влиятельными покровителями монастыря стали малыковские богачи, в частности, миллионер-откупщик Василий Алексеевич Злобин. Он был избран главой города Вольска в 1784 г., преобразованного из слободы Малыковки, а впоследствии за большой вклад в развитие города ему присвоили звание именитого гражданина.

По некоторым данным, именно на средства Злобина в Аврамиевом скиту в 1786 году был построен первый храм – во имя Воскресения Христова, который и утвердил за монастырём окончательное название – Нижне-Воскресенский. К этому времени в обители проживало уже около 200 человек. Здесь же поселился инок Прохор, который почти сразу стал исполнять обязанности настоятеля. Им был построен и освящён в 1795 году ещё один храм, во имя Рождества Пресвятой Богородицы, с колокольней. Появились новые кельи, библиотека, больница и хутор на противоположном берегу Большого Иргиза. Монастырь был обнесён высокой деревянной оградой с одними каменными воротами.

Вскоре Прохор стал главой Иргизов (монастырей на Иргизе). Начало этой деятельности совпало с восшествием на престол Павла I, который лично благоволил настоятелю Нижне-Воскресенского монастыря.

Загадочная личность Прохора порождала среди раскольников много толков. Одни говорили, что он был сыном богатого вольского купца или грузинского царя, другие уверяли, что он сын самой Екатерины II. Скорее всего, у него действительно были влиятельные предки, но какие именно, осталось загадкой.

А по поводу его появления в Аврамиевом скиту и вовсе ходили легенды.

Якобы однажды богатый саратовский купец Калмыков, торговавший хлебом по всей России, отправил на Урал большой караван в сопровождении своего сына Петра. Недалеко от Урала на калмыковский обоз напала кочевая орда, отбив весь хлеб и убив юношу. Однако через несколько лет в Саратов к Калмыкову явился молодой человек, представившись его сыном: мол, на самом деле его не убили, а взяли в плен, и он бежал при первой же возможности. Какой уж у них состоялся диалог, никто не знает, но после этого Пётр отправился в Аврамиев скит и постригся здесь в монахи под именем Прохора.

Последняя «легенда» весьма похожа на правду. Прохор действительно в миру был Петром Калмыковым, сыном саратовского купца, а «вид на жительство» в Нижне-Воскресенском монастыре получил от Вольского Нижнего Земского суда в сентябре 1789 года по предложению саратовского генерал-губернатора Черткова.

Иргизские монахи были освобождены от рекрутской повинности, а чуть позже Прохор добился того, что земли, занятые монастырями, были отданы им в вечное владение. Наступила пора процветания Иргиза. Нижне-Воскресенский монастырь в начале XIX века приобрёл главенствующее значение в регионе.

При этом некоторые исследователи считают, что привилегии, полученные Иргизскими монастырями, – заслуга не столько Прохора, сколько именитого гражданина города Вольска Василия Алексеевича Злобина, который благодаря своим богатствам сумел пробиться в высший свет Петербурга и водил знакомства со многими влиятельными царскими вельможами.

За годы правления Александра I, а затем Николая I государство несколько раз предпринимало попытки наступления на старообрядцев иргизских монастырей.

2 августа 1828 года вышло распоряжение Министерства внутренних дел о подчинении старообрядческих монастырей губернскому начальству и подготовке их к переходу в единоверие. На Иргиз был командирован чиновник особых поручений Полонский, который всего за месяц оформил передачу обителей в ведомство губернского начальства. Всю молодёжь, годную к военной службе, было велено отдать в солдаты, а негодных сослать на поселение.

10 мая 1829 года утверждено определение об обращении старообрядческого монастыря в единоверческий. 27 июля 1829 года определен его штат: настоятель, игумен и 12 иноков. В октябре того же года на выданных местным преосвященным антиминсах были освящены две монастырские церкви. А оставшийся верным расколу отец Прохор, который вернулся к этому времени после отбытия наказания и был уже схимником, переселился в «верхний» Спасо-Преображенский монастырь, где и скончался в 1838 году.

Век двадцатый

В 1918 году монастырь был закрыт. В том же году сгорела Воскресенская церковь. Храм Рождества Пресвятой Богородицы разграбили. Сначала на территории обители был дом отдыха, и затем многие десятилетия − психоневрологический диспансер. После закрытия психиатрической больницы территория бывшего монастыря около двух лет никем не охранялась, и все основные здания разрушились, были разграблены. Казалось, теперь эти развалины никому не нужны. Но в Саратовской епархии решили по-другому.

Убранство храма апостола Иоанна Богослова (1).jpg Убранство храма апостола Иоанна Богослова

Указом епископа Саратовского и Вольского Лонгина за № 122 от 15 июля 2004 года принято решение «о восстановлении обители и возобновлении в ней монашеской жизни», первоначально – со статусом подворья Свято-Никольского мужского монастыря г. Саратова.

27 декабря 2005 года на своём заседании Священный Синод Русской Православной Церкви благословил открытие Иргизского Воскресенского мужского монастыря и официально утвердил его наместником иеромонаха Максимилиана (Кононенко), которого впоследствии возвели в сан игумена. Началось возрождение обители.

В 2007 году была отремонтирована летняя трапезная, расположенная в отдельном домике. Летом того же года при очистке берега Монастырского озера была обнаружена древняя стена монастыря и место захоронения монахов Иргизской обители.

Вид на монастырь и игуменский корпус. Май 2022.jpg Вид на монастырь и игуменский корпус. Май 2022

В 2010 году епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил чин великого освящения храма во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В 2012 году в храме заменили напольное покрытие и произвели внутреннюю и наружную отделку стен. Также был восстановлен восточный фасад келейного корпуса, завершено строительство здания бытового назначения – пристройки к келейному корпусу.

В мае 2014 года наместником монастыря назначен иеромонах Иоанн (Фощий), в 2015 году возведенный в сан игумена. При игумене Иоанне в Иргизском Воскресенском мужском монастыре заменена кровля на игуменском корпусе, достроена звонница, появился хозяйственный двор, огороды, небольшой сад и столярная мастерская.

Административно-хозяйственный корпус.jpg Административно-хозяйственный корпус

«Монастырь – это Небо на земле. В монастырях совершается суточный круг богослужений, непрестанно возносится молитва Богу за весь мир, совершается Бескровная Жертва. Это тихое пристанище ищущих спасения души», – говорит игумен Иоанн (Фощий), наместник Иргизского Воскресенского мужского монастыря.

Паломники едут поклониться местным святыням: иконам преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея Руси чудотворца, святителя московского Алексия, святителя Филиппа, митрополита московского и всея Руси с частицами их святых мощей. Чтимые иконы: Божией Матери «Троеручица» и «Тихвинская», написанные на Святом Афоне в XVIII веке; храмовая икона апостола Иоанна Богослова, XIX век. «Находясь здесь, погружаешься в тишину и спокойствие, чувствуешь Бога намного ближе», – делится впечатлениями паломница Ирина Белькова.

Престольный праздник в день памяти апостола Иоанна Богослова.JPG Престольный праздник в день памяти апостола Иоанна Богослова 

До 2011 года монастырь входил в состав Саратовской епархии, с 2012-го, с преобразованием Саратовской епархии в митрополию, – в состав Покровской и Николаевской епархии, с 24 марта 2022-го – Балаковской и Николаевской. Епископ Балаковский и Николаевский Варфоломей утверждён священноархимандритом Иргизского Воскресенского мужского монастыря села Криволучье Балаковского района.

Приход у монастыря небольшой. Даже на воскресных службах немноголюдно, что даёт возможность сосредоточиться на молитве и покаянии. Есть и постоянные прихожане. Это верующие из близлежащих деревень и из г. Балаково. «Монастырь для меня – как бальзам для души. Мы живём все в суете. Всё куда-то спешим. И когда я совсем устаю от этой спешки, меня очень тянет посетить монастырь для того, чтобы замедлить этот бег, чтобы в тишине, без спешки, помолиться, поразмышлять, в правильном ли я направлении двигаюсь, что в моей жизни не так, что нужно изменить», – рассказывает педагог воскресной школы «Благовест» г. Балаково Наталья Курбашнова.

Причастие прихожан (1).JPG Причастие прихожан

Однако в праздники места в храме едва хватает. Есть в монастыре добрая традиция – после богослужения все вместе идут в трапезную на совместный обед, во время которого чтец читает жития святых или святоотеческие поучения. Ведь трапеза в монастыре – это продолжение богослужения.

Кто хоть раз побывал в Иргизском Воскресенском мужском монастыре, сохранит это место навсегда в своём сердце.

Елена Киселёва, 
воскресная школа «Благовест» храма во имя Святого
апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Балаково Саратовской области

(публикуется по книге Юрия Каргина «Аврамиева обитель: жизнь и судьба», 2022).




Другие статьи по теме