Родной святой. О музее преподобного Зосимы (Верховского)

Преподобный Зосима (Верховский) — дворянин, оставивший мир, чтобы не только принять сначала иноческий, а после и схимнический постриг, но и стать отшельником, а после пастырем и основателем двух женских монастырей.

В одной из основанных им обителей, Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни, что в лесах Новой Москвы, устроили музей памяти основателя.

монахиня Зосима (Верховская).pngМонахиня Зосима (Верховская)

Святой в родне при нашем сонме новомучеников у многих

Здесь место исторического самоосознания, – и отнюдь не только для тех, кто населяет эту обитель. После советской безбожной власти никто в окрестностях и не помнил, что некогда на этом месте был монастырь. Как не знала и ныне тезоименитая своему преподобному предку монахиня Зосима (Верховская), что у нее в родне есть святой. А узнав об этом, – всем теперь советует, как можно раньше озаботиться составлением своей родословной.

У нас, в России столько святых, – а сколько их прославлено в прошлом веке! Знание же о небесном покровителе рода многое в жизни кардинально меняет.

Для нее получение в архиве справки о том, что родственник – преподобный Зосима по его имени до пострига: «Захар в монахах», – было точно гром среди ясного неба. Тогда, в начале 1990-х годов, о монашестве Людмила Александровна вообще ничего не знала, но погрузилась в изыскания сведений о монахе Верховском, в миру Захаре.

Как-то раз взяла на ознакомление давно ей рекомендованные книги Некрополей. И там в «Провинциальном некрополе» нашла надпись: «Верховский Зосима, см. схимонах». Смотрит далее по ссылке: «Схимонах Зосима (Верховский) ум. 24 октября 1833 года, похоронен под плитами Троицкого собора Троице-Одигитриевского монастыря Верейского уезда Московской губернии». Дана еще одна ссылка на «Жизнеописание схимонаха Зосимы» в октябрьском выпуске серии «Подвижники православия», издававшейся Пантелеймоновым монастырем на Афоне в начале 1900-х годов. Это жизнеописание, и особенно более полное его издание, найденное впоследствии, на многое открыло глаза…

О святом родственнике – в школьной программе

В музее.png

Людмила Александровна позвонила своей родственнице Верховской, которая была много старше ее, помнила еще дореволюционные разговоры в семье. Сначала та ответила, что ничего о монахе в их роду не слышала. Но вскоре перезвонила и взволнованно поделилась воспоминанием:

– Кто-то из наших Верховских был прототипом старца Зосимы в романе Достоевского «Братья Карамазовы».

Дело в том, что сама эта родственница была литератором. Потом уже в Петербургском музее Достоевского Людмиле Александровне удалось пообщаться с исследователем, который занимался именно старцами. Он подтвердил, что литературоведы считают Зосиму Тобольского одним из прообразов старца Зосимы у Достоевского.

Потом именно Людмилу Александровну духовник благословит подготовить на основе изысканных ею в архивах данных материалы к канонизации преподобного Зосимы (Верховского).

Кто это являлся?

Часто родственники начинают искать место упокоения своего предка. В «Провинциальном некрополе» оно было указано, но где искать этот «Троице-Одигитриевский монастырь Верейского уезда Московской губернии» было неясно. Никто о нем ничего не знал тогда даже в приемной Управления Московской епархии. Единственный дореволюционный справочник о монастырях, в котором удалось найти данные о подмосковной Зосимовой пустыни, – «Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям» (составитель А.А. Павловский, Нижний Новгород, 1907). Там была напечатана гравюра обители 1870-х годов, но опять же не уточнено его местоположение… 

Найти монастырь, разоренный, перестроенный под пионерлагерь Московского метрополитена, затерянный в лесах под Москвой, помог один из руководителей воскресных туристических походов, исходивший всё Подмосковье и Смоленщину «по путям армий и сражений 1812 года». Кстати, и само основание монастыря именно на этом месте (ныне поселение Новонефедовское Наро-Фоминского района) связано с войной 1812 года.

Зосимова пустынь. Старинная литография.png Зосимова пустынь. Старинная литография

Когда Наполеон уже отступал от Москвы, французская армия шла в том числе и здесь. В близлежащей деревне, которая в то время называлась Рыжиково, находилась часовня с особо чтимой иконой Пресвятой Богородицы. Местные жители, прослышав, как французы оскверняют храмы и монастыри, решили спрятать святыню, – разобрали и перенесли именно сюда часовню. Здесь тогда были почти непроходимые леса, болота. Предание повествует: только часовенку пересобрали на новом месте, сели отдохнуть, как откуда ни возьмись появился седовласый старец:

– Ну что, сидите? – спросил он.

– Сидим, – отвечают изумленные: откуда ему здесь взяться в лесу?

– Охраняйте-охраняйте, а пройдет время Божия Матерь в этом месте прославит Свое имя, – сказал и скрылся.

Икона преподобного Зосимы работы.jpgИ чуть позже в XIX веке здесь в 1826 году действительно сначала обосновалась община верных старцу Зосиме (Верховскому) сестер, а после в 1856 году община была преобразована в посвященный Святой Троице и Царице Небесной Троице-Одигитриевский монастырь – Зосимову пустынь, который и был уже в наши дни возрожден во многом благодаря стараниям позднее принявшей постриг с именем своего прославненного предка монахине Зосиме (Верховской). Сама она сейчас изумляется, как Промыслом Божиим всё устроялось.

Тут находят и не прославленных родных

Экспозиция монастырского музея многослойна, – включает в себя не только историю обители, но и окрестных мест: в том числе повествует о том, что здесь происходило в Великую Отечественную войну, когда монастырь уже был закрыт и разграблен. При организации музея чудом нашли дневник шедших здесь боев, фотографии воевавших. Бои шли не так далеко – километрах в 3-4-х. В 1941–1942 годах на территории монастыря находился госпиталь, – дорога, по которой сюда свозили раненных, вся была полита кровью.

Экспонаты музея Зосимовой пустыни.png Экспонаты музея Зосимовой пустыни

На монастырском кладбище хоронили воинов, которых не удалось спасти. Имена погибших сохранились, – все эти списки представлены в музее. Так что сюда приезжают и потомки из тех, кто ищет захоронения дедов, прадедов – участников войны, и многие находят.

Точно также, как находят здесь и в более ранних еще монастырских летописях имена своих бабушек, прабабушек, подвизавшихся в монастыре или помогавших обители. В том числе обращаются к монастырским летописям и сибиряки (или переселившиеся уже в центральную Россию их потомки), – именно там, в Сибири, преподобный Зосима основал первый женский монастырь и оттуда после начавшихся нестроений часть верных старцу сестер перебралась в Подмосковье – где и была основана Зосимова пустынь.

Дух и реалии эпох

До революции это был весьма процветавший монастырь, – здесь было отстроено три храма с пятью престолами, колокольня, более полусотни корпусов; в обители подвизалось около двухсот насельниц. Когда после 1917 года монастырь преообразуют в сельскохозяйственную артель, все сестры еще в течение 10 лет единодушно будут подвизаться здесь, несмотря на голод (так как практически все монастырские угодья были экспроприированы), храня монастырский устав и соблюдая единоначалие. На смену ушедшей в 1920 году на покой и продолжавшей жить тут же в богадельне матушке Софии (Быковой) изберут молодую преемницу – игумению Афанасию (Лепешкину), ныне наряду еще с тремя насельницами: инокиней Магдалиной (Забелиной), послушницей Евдокией (Бучневой), послушницей Марией (Портновой), – уже прославленную в лике новомучениц.

Дореволюционное фото насельниц и духовенства монастыря.png Дореволюционное фото насельниц и духовенства монастыря

Как прославлены и два служивших до последнего, пока уже не разгонят сельхозартель в 1928 году, священника обители – отцы Михаил Виноградов и Димитрий Розанов. Отца Димитрия расстреляют на Бутовском полигоне, а в музее представлен чудом сохранившийся киот из его домашнего иконостаса… Тут же можно увидеть экспонаты, найденные потомками первых благодетелей обители Лепешкиных – сродниками игумении-преподобномученицы, – это обнаруженные в местах ссылок, лагерей в Казахстане, куда отправлено было множество сестер, фрагмент проволоки, самодельное копие для совершения таинства Евхаристии и лампадка, сделанная вручную из медицинской банки… И тут же рядом – уникальные иконы, написанные некогда зосимовскими сестрами-иконописицами, изящнейшая вышивка шелком по шелку монахинь-золотошвеек… Тут в экспозиции дух и условия эпох вполне наглядно реконструируются.

Экспонаты музея Зосимовой пустыни. XX век.png Экспонаты музея Зосимовой пустыни: стилизация под терновый венец, в центре — самодельное копие, слева лжица из простой тюремной ложки. XX век

Что помогает в борьбе с общечеловеческими немощами?

Ранее еще при основании монастырь опекал один из самых образованных архиереев золотого XIX века русской культуры – митрополит Московский Филарет (Дроздов). В течение 30 лет жизнью Зосимовой пустыни в качестве благочинного руководил тогдашний наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Антоний (Медведев). Сменивший его в 1870-м году на посту благочинного архимандрит Пимен Угрешский писал:

«В настоящее время сия пустынь достойна быть поставляема в пример другим обителям.

Настроение духа монашествующих истинно иноческое; смирение и послушание проявляются в полной мере, а потому в подвизающихся нет и признаков скорби, ни тени ропота, кроме скорби о том, что труден успех в борьбе с общечеловеческими немощами, и ропота на себя за то, что они не достаточно преуспевают в жизни духовной».

Бывали в Зосимовой пустыни и окормлявшие многих ее сестер оптинские старцы Моисей, Антоний и Макарий, – все эти духовные линии можно проследить в экспозиции. Кстати, в письмах преподобного Амвросия Оптинского от начала 1880-х годов указывается на обретение нетленных мощей преподобного Зосимы (Верховского) [1]. Потом при советской власти они, к сожалению, были утеряны. Один из местных старожилов рассказывает, что когда он был еще маленьким и в военные и послевоенные годы жил с мамой в госпитале на территории монастыря, однажды в южном приделе был выкопан красивый гроб, «в него положили мужчину», – так он назвал того, кто умер и погребен был к тому моменту уже более 100 лет назад, – и увезли, вспоминал, куда-то в Наро-Фоминск… Уже в наши дни поиски пока не дали результата, – сестры, конечно, молятся о втором обретении мощей своего небесного покровителя.

Ведь удалось же обрести мощи его сподвижника – преподобного Василиска Сибирского, – удивительного по юности своего духа святого! В 2000 году усилиями братии Спасского мужского и женского Ново-Тихвинского (ныне также: Александро-Невского) монастырей города Екатеринбурга мощи были найдены. Тогда же по собранным сестрами Ново-Тихвинской обители документам старец был прославлен, и Урал тоже стал одним из мест особого почитания преподобных Зосимы и Василиска.

Сестры Зосимовой пустыни, считая открытие у них музея лишь этапом к подготовке празднования через три года в 2026 году 200-летия обители, работают над созданием при монастыре духовно-просветительского центра. Особое внимание здесь уделяется налаживанию духовных связей со всеми, кто чтит память преподобного Зосимы (Верховского). 

Святость исцеляет

Преподобный Зосима (Верховский).png Преподобный Зосима (Верховский)

Собственно подвижнический путь основателя обители и является главной сюжетной линией в экспозиции музея. И это своего рода учебник монашества – здесь представлены все степени и этапы монашеского пути вплоть до отшельничества, на которое в наши дни мало кто решается, но тем важнее прорисовать для современника и эту перспективу. Будущий преподобный Зосима возлюбил этот высочайший подвиг, еще даже не приняв постриг. Экспозиция открывается диорамой Рославльских лесов родной ему Смоленщины, где он впервые приобщился к опыту отшельничества, повстречав своего наставника и сотаинника преподобного Василиска Сибирского, со слов которого потом запишет уникальные свидетельства «О 75 действиях Иисусовой молитвы на старца Василиска»[2].

А поначалу отшельник Василиск, желая испытать новоначального, отправил его в монастырь на остров Коневец на Ладожском озере, где Захар проходил послушнический искус и был пострижен в монашество. Потом сотаинники подвизались уже сообща неподалеку друг от друга. Сначала хотели уехать на Афон, но после неоднократных попыток, встретив непреодолимые препятствия, посчитали, что нет воли Божией ехать им на Святую гору. Хотя ныне афонские монахи весьма чтят святых Зосиму и Василиска, – они передали в Зосимову пустынь икону Пресвятой Богородицы «Игумения Святой Горы Афон» и памятный кирпичик, который был использован при создании экспозиции.

Реконструкция часовенки на месте, где подвизался святой.jpg Реконструкция часовенки на месте, где подвизался святой

Отшельники же выбрали тогда местом своего подвига сибирские леса. На месте их молитвенных трудов на озере, которое местное население так и именует с тех пор Монашка, выросла, точно в память двух отцов-подвижников, двойная сосна – всё это дизайнеры попытались отобразить в музейной экспозиции, причем использовали в инсталляции привезенные с раскопок фрагменты пола отшельнических келий, черепки утвари, – известно, что преподобный Василиск занимался гончарным делом. Теперь на озеро Монашка ходят крестные ходы, там служатся молебны. Также, как и к воссозданному в трех километрах от подмосковной Зосимовой пустыни Отчиному колодцу, где в уединенной келье преподобный Зосима подвизался в последние годы своей жизни. Вода там целебна.

Как целебна и сама память о духовном опыте этих угодников Божиих: в музее можно неспешно почитать наставления, письма в оригиналах, рассмотреть автографы преподобного Зосимы (Верховского), – проникнуться его духом, сродным Духу Святому.

Ольга Орлова


1.     См. Собрание писем преподобного Амвросия Оптинского. Изд. Оптиной Пустыни, 1997. С. 97-98.
2.     См.: https://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman/klyuch-razumenija-russkie-podvizhniki-blagochestija-o-moli....




Другие статьи по теме

Моя Россия Иргизский Воскресенский мужской монастырь: из эмиграции – на родину, к тишине и святости
Елена Киселёва
Моя Россия Успенский собор во Владимире. К 80-летию возобновления богослужений
Наталья Демушкина
Моя Россия Свято-Елисаветинский женский монастырь в Калининградской области. Божие чудо XXI века
Татьяна Колесник
Моя Россия Святой праведный Александр Чагринский. «Пошли нам, Господи, побольше таковых!»
Евгения Кожевникова
Монашество «Даждь ми, Господи, силы вынести испытание это». Три духовных центра на Кубани
Игумения Тавифа (Зоро)
Моя Россия Православие на Байкале. "Храм-путешественник" святого Николая в Листвянке
Кустова Надежда Ивановна
Образ святости Спасо-Бородинский женский монастырь. «Любовь есть сила, Богом даруемая»
Виктория Ногина
Вопрос священнику Человек в кризисе духовном. Как ему помочь?
Куликов Вячеслав, протоиерей
Вера «Никаких рецептов – только Бог» и другие откровения с Афона
Культура Душа воина. О выставке «Защитники Отечества» скульптора Елены Безбородовой
Орлова Ольга