Успенский собор во Владимире. К 80-летию возобновления богослужений

Устремленный в Вечность златоверхий дом Пресвятой Богородицы, усыпальница великих русских князей, выдающийся памятник иконописи и архитектуры, белокаменный богатырь – всё это об Успенском соборе во Владимире! Почему же храм удостоился таких эпитетов? Что мы знаем о соборе, который в апреле 2024 года отмечает 80-летний юбилей возобновления богослужений, – рассказывает наш специальный корреспондент Наталья Демушкина.

photo_5238108695517323057_x.jpg
Наталья Демушкина

Свято-Успенский кафедральный собор в древнем граде Владимире – великая святыня всей Русской земли и замечательный памятник истории и зодчества нашего народа. Свыше 850 лет украшает Русскую землю этот белокаменный собор на высоком берегу реки Клязьмы.

Первоначальное основание Успенского собора восходит к 990 году, когда был построен первый храм из дубового леса.

Когда в 1155 году во Владимире поселился святой князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, незначительный городок превратился в столицу княжества Северо-Восточной Руси. А на месте сгоревшего храма всего за два года лучшими мастерами того времени был построен величественный белокаменный собор. Снаружи стены были покрыты белым мрамором, Кровля сделана из медных листов и обита кованым серебром. Собор венчали позолоченные купола с четырехконечными крестами, покрытыми дорогой аравийской красной медью. Стены внутри расписывали греческие мастера. Иконостас блистал золотом и драгоценными камнями. Храм освещали четыре больших паникадила из золота и двадцать паникадил из серебра. Священные золотые и серебряные сосуды, воздухи и покровцы, шитые золотом и жемчугом, дополняли облик храма. Современники, восхищаясь его великолепием, уподобляли собор храму Соломонову.

Успенский собор был средоточием разносторонней духовной культуры Древней Руси. Он сделался главным хранилищем книжных богатств, принесенных сюда князем Андреем из Киева. Под сенью собора создавались замечательные произведения древнерусской литературы: Сказания о чудесах от иконы Владимирской Богоматери, Житие князя Александр Невского, многие страницы знаменитого Киево-Печерского Патерика.

Многогранной и плодотворной оказалась литургическая деятельность князя Андрея. В 1164 году по его инициативе Русская Церковь установила празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Новый праздник был совмещен с памятью о Крещении Руси святым равноапостольным князем Владимиром (1 августа по старому стилю). Вскоре заботами князя Церковь установила и праздник в честь Покрова Божией Матери (1 октября по старому стилю). Первые богослужения в дни этих праздников были совершены в главном храме Древней Руси – Успенском соборе.

Младший брат Андрея Боголюбского Всеволод Большое Гнездо реконструировал здание, включив в новый, более большего размера, пятиглавый собор сохранившиеся после пожара 1185 года стены старого храма.

В обновленном, благоустроенном и благоукрашенном уже соборе в 1252 году митрополит Киевский и всея Руси Кирилл с великой торжественностью возвел на великокняжеский престол Александра Ярославовича Невского.

Все силы и старания приложил Александр Ярославич для защиты Русской Церкви и народа от жестоких поработителей. В подвигах и трудах на благо Церкви и Отечества прошла вся его жизнь. «В лето 6771 (1262), – сообщает летописец, – прииде князь Александр от татар вельми не здравя, в осенине, и прииде на Городець, и пострижеся 14 месяца ноября (по старому стилю), на память святаго апостола Филиппа, той же ночи и преставися, и везоша его в Владимерь». После торжественного отпевания в Успенском соборе гроб с телом князя Александра (в схиме Алексия) был перенесен во Владимирский Богородице-Рождественский монастырь и предан земле в соборной церкви обители.

Несколько лет спустя, в 1299 году преемнику митрополита Кирилла на Киевской кафедре – митрополиту Максиму было видение Божией Матери, Которая благословила перенести Первосвятительскую кафедру из Киева во Владимир, что и было им исполнено.

Таким образом, Владимир стал полноправным престольным градом Древней Руси. В память этого видения была написана икона Пресвятой Богородицы, называемая Максимовской. Образ этот сохранился до наших дней и находится в Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Митрополит Максим, 22 года управлявший Русской Церковью, после своей блаженной кончины был погребен в Успенском соборе. Его преемник, митрополит Киевский и всея Руси Петр после 20-летнего пребывания во Владимире, провидя будущее возвышение Москвы, в 1325 году перенёс туда свою кафедру и заложил по образцу кафедрального Владимирского собора собор в честь Успения Божией Матери на Боровицком холме.

С возвышением Москвы Владимир постепенно начал утрачивать свое значение.

Но здесь, в древнем Успенском соборе, находилась великая святыня Русской Церкви – Владимирская икона Божией Матери.

Владимирская икона Божией Матери.jpg Владимирская икона Божией Матери

Летописи сообщают, что святители российские и князья часто бывали в Успенском соборе. В 1380 году от стен Успенского собора, напутствуемые молитвой, уходили на Куликовскую битву дружины великого князя Димитрия Донского.

В 1395 году Владимирская икона была перенесена в Москву для защиты от грозного хана Тамерлана. Предстательством Царицы Небесной Москва, а с нею и вся Русская земля были защищены от врага. С этого времени Владимирская икона пребывает в Москве, ныне – в храме на территории Третьяковской галереи.

Перед ней в Московском Успенском соборе Кремля совершалось избрание на Первосвятительскую кафедру Всероссийских Митрополитов и Патриархов. Место чудотворного Владимирского образа Богоматери в Успенском соборе во Владимире заняла копия, написанная митрополитом Петром.

Победа на Куликовом поле вызвала огромный подъем духовных и нравственных сил русского народа и содействовала расцвету просвещения и культуры.

В 1408 году повелением великого московского князя Василия Димитриевича во Владимир прибыли живописцы Андрей Рублев и Даниил Черный, чтобы восстановить и обновить фрески собора. Кроме знаменитых фресок, в эти годы преподобный Андрей Рублев написал около 20 икон для соборного иконостаса.

Фрески Успенского собора во Владимире. Андрей Рублев .jpg Фрески Успенского собора во Владимире. Андрей Рублев

Несмотря на то, что с 1328 года столицей Русского государства стала Москва и Владимир постепенно становился рядовым русским городом, возведение на Московский великокняжеский престол до 1428 года совершалось во Владимирском Успенском соборе.

В 1767 году Владимир посетила императрица Екатерина II. Заметив в Успенском соборе ветхость, она выдала из казны на ремонт собора, на приобретение церковной утвари и облачения священнослужителей 14000 рублей. Древний иконостас был заменен новым, выполненным в стиле барокко и украшенным золоченой резьбой и колоннами. Этот иконостас существует и до настоящего времени. Иконы для него были написаны новые, все, кроме одной – Владимирской Богоматери кисти митрополита Петра, которую сохранили как истинное украшение и подлинную святыню Успенского собора. Над престолом главного алтаря была воздвигнута сень, а в кафоликоне устроено Царское место, над которым сохранилась такая надпись:

Россиян мать, Казански страны посещая,

Екатерина имени сего вторая

Пришла в сей древний град,

К отраде и утехе верных своих чад;

Где жаром ревности к Царю царей пылала,

Пришед в сей дом Его, на этом месте стала,

Чем веры истинной составила довод,

И как здесь спящих свято предков Ея род,

Она молитвы теплы Богу приносила,

Потом сей храм великолепно украсила,

За тем на месте сем создан сей монумент.

XIX век в истории собора был ознаменован строительствами: в 1810 году – колокольни, а в 1860 году – придела в честь святого великого князя Георгия Всеволодовича, очень почитаемого жителями Владимирской земли.

В Отечественную войну 1812 года из Москвы во Владимирский собор перенесли на хранение чудотворные Владимирскую и Иверскую иконы. От стен Успенского собора владимирцы провожали своих земляков – ополченцев на борьбу с Наполеоном.

Успенский собор любил и часто совершал в нем богослужения известный подвижник благочестия, одаренный проповедник епископ Феофан (Говоров) до ухода в затвор в Вышенскую пустынь. В настоящее время духовная семинария во Владимире с гордостью носит его святое имя.

Так, много радостей и бед повидав за свою историю, горевший и восстановленный, обветшалый и поновленный, собор вошёл в двадцатый век.

В 1911 году несколько цветных фотографий Успенского собора были сделаны уроженцем Владимирской земли С.М. Прокудиным-Горским.

4. Фото, портфель экск-2.jpgПрокудин-Горский, С.М. Успенский собор с восточной стороны. Владимир, 1911 г.

Глядя на них кажется, что время остановилось. Эти прекрасные виды остаются такими же и в наше время, а Успенский собор, выглядящий как величественный богатырь, является поистине одним из самых замечательных произведений русской архитектуры.

4. Фото, портфель экск-3.jpg

Таким его увидел и последний русский император Николай II, приехавший во Владимиро-Суздальскую землю со своей августейшей семьей в 1913 году с целью почтить память своих предков и поклониться их святым мощам в юбилейный год Царского Дома Романовых.

4. Фото, портфель экск-5.jpg

А потом была война… Владимирцы живо откликнулись на призыв Родины. Мобилизованные ушли на фронт, а оставшиеся стали помогать сестрам милосердия Свято-Георгиевского сестричества, созданного при Успенском соборе несколькими десятилетиями ранее, в уходе за ранеными и нуждающимися. Так, из одной беды – войны – Россия попала в беду другую – революцию и приход к власти большевиков.

23 января 1918 года Владимирский губисполком получил инструкцию комиссара НКВД Лациса: «Ввиду декрета СНК «О свободе совести, церковных, религиозных обществ» предписывается всем советам взять все учреждения и имущества существующих в России церковных, религиозных обществ под строжайший контроль». Так, освободившись от совести, как от ненужного элемента, мешающего дальнейшей разрушительной деятельности, новая власть передала Успенский собор в ведение Главмузея наркомпроса, а верующие должны были отныне заключать соглашение с местной властью на пользование церковным зданием и церковным имуществом для совершения богослужений.

После начала открытых гонений на Церковь и верующий народ собор разделил мученическую судьбу гонимых за Христа и веру. В 1919-20 гг. в Успенском соборе г. Владимира большой популярностью пользовались проповеди священнослужителей Владимирской епархии после литургии. Проповедь с церковного амвона укрепляла веру в народе, показывала несостоятельность нападений на Церковь со стороны безбожников. В 20-е годы ХХ века часто использовались такие формы антирелигиозной борьбы, как диспуты. Активной религиозной деятельностью во Владимирской губернии занимался сподвижник Е. Ярославского (Губельмана) А. Лукачевский. Впрочем, симпатии владимирцев были не на стороне безбожников. Об этом факте свидетельствуют газетные отчеты о диспутах.

Вот один из них: «Перед аудиторией оппонент Лукачевского, представитель старой церкви священник Устинов. Робкая вначале речь оппонента построена красиво, несмотря на то, что она основана на возражениях. Многовековая привычка победила, устроив хлопки представителю церкви».

Следующим шагом в борьбе за безбожное будущее была кампания по вскрытию, а по факту осквернению, мощей святых. Чтобы не допустить глумления, владимирское духовенство установило в соборе дежурство. Дежурили иеромонах (впоследствии святитель-исповедник) Афанасий (Сахаров) и псаломщик Александр Потапов. Как только двери собора открылись для допуска народа, отец Афанасий громко возгласил: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков!..» – «Аминь!» – ответил псаломщик, и начался молебен владимирским святым.

4. Фото, портфель экск-4.jpgСвятитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский

Народ стал креститься, ставить свечи и класть поклоны. Так предполагаемое поругание святынь обратилось в их прославление. В Успенском соборе кампания по вскрытию мощей привела совсем не к тем результатам, которых ожидали безбожники.

В 1922 году большевики, пытаясь внести раздор в церковную среду, инициировали обновленческий раскол. Обновленцы открыто заявляли, что поддерживают новую власть и готовы в угоду её распоряжениям нарушить церковные каноны, упразднить Патриаршество и ликвидировать монашеский чин. И в 1923 году гражданская власть передаёт Успенский собор в пользование обновленцам, а в 1927 году закрывает его. В 1929 году Владимирскую губернию упраздняют, и Владимир становится районным городом Ивановской промышленной области. Руководство Владимирского музея обращается в Иваново с просьбой открыть в Успенском соборе музейную экспозицию, но получает отказ.

Древний собор, лишённый отопления и освещения, служит складом икон старинного письма, которые музей собирает и хранит в соборных стенах, а высокая колокольня является парашютной вышкой для тренировки спортсменов.

Но после того как 4 сентября 1943 года Сталин принял в Кремле иерархов Русской Православной Церкви и пообещал им «изучить вопрос» об увеличении числа приходов, об освобождении репрессированного духовенства и о предоставлении возможности беспрепятственного совершения богослужений, владимирцы стали хлопотать о возвращении им их главной святыни – храма Пресвятой Богородицы.

Одним из таких активных прихожан был священник Сергий Николаевич Фестинатов. Отец Сергий происходил из потомственной семьи духовенства. В 1904 году он окончил Суздальское духовное училище, в 1910 – Владимирскую духовную семинарию. В течение трёх лет был учителем сельских церковноприходских школ, а в 1913 году обвенчался с дочерью псаломщика Клавдией Быстрицкой и принял священный сан. В период богоборческих гонений отца Сергия трижды подвергали аресту и заключению, и в конце 1930-х годов он был в очередной раз взят под стражу и приговорён к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Пока он находился в заключении, скончалась его супруга. Случилось это в 1942 году. Все трое сыновей отца Сергия служили тогда в Красной Армии. Они были участниками боёв под Москвой и Сталинградом, под Будапештом и Берлином. Все трое, по молитвам отца, вернулись с войны живыми.

И вот вернувшийся из ссылки отец Сергий с несколькими активными прихожанами направился в Москву на приём к Сталину с прошением о возвращении им Успенского собора. Сталин их не принял, но с владимирской делегацией встретился «всесоюзный староста», который взял их прошение с обещанием передать его Иосифу Виссарионовичу. А через непродолжительное время, в марте 1944 года, церковной общине г. Владимира был возвращён Успенский собор. Священник Сергий Фестинатов – будущий архиепископ Владимирский Онисим вспоминал, как они, церковные люди, «были поражены необычайной загрязнённостью пола, стен, алтарей, иконостаса. Все стены собора были покрыты паутиной, местами льдом, даже фресковая живопись подверглась местами обледенению и представляла печальный заброшенный вид. Было больно до слёз видеть нашу общерусскую святыню в таком жалком состоянии и с разбитыми окнами».

4. Фото, портфель экск-6.jpgАрхиепископ Владимирский и Суздальский Онисим (Фестинатов)

Первое богослужение в соборе было намечено на 6 апреля 1944 года, канун Благовещения Пресвятой Богородицы. И на очередном собрании верующих отец Сергий призвал их привести собор в достойное состояние, очистить его «от пыли, грязи и нечистот». Мощи святых Владимирских чудотворцев были облачены в приличествующие их положению одежды. Настоятель собора не покладая рук трудился вместе со всеми, приводя в порядок алтарь. В день открытия к собору пришло море людей и с ними море слёз. Слёз радости и умиления. Погода стояла ясная. Богослужение началось шестого апреля 1944 года на соборной паперти в 16 часов. Отец Онисим сердечно поблагодарил верующих за их труд. Потом начался молебен с чтением акафиста Боголюбской Божией Матери. Пел вновь организованный церковный хор. Весь народ вошёл под своды собора за священнослужителями, и состоялось его освящение. Всенощное бдение продолжалось до девяти часов вечера. Это событие стало таким же радостным и значительным, как и пришедшая вскоре победа над фашистской Германией.

При передаче собора верующим представители гражданской власти сообщили, что ремонт и его благоустройство должны быть произведены за счёт церковной общины. Первый этап восстановления прихожане должны были закончить в 1945 году. Но уже через два с половиной месяца, к 30 июня 1944 года, практически все указанные в акте первоочередные работы были завершены. Полностью восстановлены оконные переплёты и заменены стёкла, приведена в порядок отопительная система, отремонтированы полы, заново сделаны водосточные трубы. Наружные стены собора, Георгиевского придела и колокольни побелены известью. С колокольни были сняты установленные для парашютистов консольные балки, а все проёмы в башнях заделаны и остеклены. Кроме того, в Успенский собор провели электричество. Царские врата соборного иконостаса были исправлены и частично покрыты позолотой.

Шла Великая Отечественная война, на ремонте старались экономить, «больше вносить в фонд Обороны Красной Армии для скорейшего разгрома фашистской Германии». В год возобновления богослужебной жизни Успенский собор внёс в фонд обороны шестьдесят тысяч рублей для создания танковой колонны.

И на входных дверях Успенского собора появился большой плакат с надписью: «Телеграмма. Благодарю верующих города Владимира, собравших средства на постройку танковой колонны. Председатель Комитета обороны Иосиф Сталин».

Только после прихода к власти Н.С. Хрущева этот плакат было приказано снять.

Будущий владимирский владыка Онисим в особом меморандуме на имя Святейшего Патриарха Алексия I Первого писал: «Нельзя было не отметить усердие прихожан, видевших в сохранении своей дорогой святыни не только выполнение обязательств, возложенных на общину охранно-арендным актом, но и свой патриотический долг, и проявивших в этом свою заботу о сохранении уникального памятника своей национальной культуры».

14 августа 1944 года была образована Владимирская область. Древний Владимир, в течение пятнадцати лет считавшийся районным центром Ивановской области, обрёл самостоятельный статус, и вновь была учреждена Владимиро-Суздальская епархия. 27 августа 1944 года её возглавил архиепископ Онисим, которому, по его собственным словам, «промыслом Божиим... выпала большая честь открыть и освятить Успенский кафедральный собор в городе Владимире», возобновить в нём богослужебную жизнь.

Успенский собор, переживший за свою историю и нашествия завоевателей, и княжеские усобицы, и великие пожары, и разорение безбожниками, выстоял! И вот уже 80 лет в его древних стенах не прекращается молитва к Престолу Всевышнего, подкрепляемая предстательством Божией Матери и ходатайством Божиих угодников Владимирской земли.

Верующие и духовенство Владимирской епархии надеются, что и нынешнему поколению удастся сохранить этот великий памятник православной культуры на века. Для этого Церковь совместно с Владимиро-Суздальским музеем-заповедником делают все возможное. Свыше 850 лет украшает собор Русскую землю на высоком берегу реки Клязьмы, и верится, что так будет всегда!

Наталья Дёмушкина
руководитель Отдела культуры Владимирской епархии Русской Православной Церкви.