Служитель Пресвятой Троицы. Память Преподобного Сергия

Троица преподобного Андрея Рублева в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре 8 октября весь православный мир празднует память Игумена земли Русской Преподобного Сергия. О том, в чем выразился наиболее важный смысл жизни и служения святого, размышляет доктор философских наук, заслуженный деятель науки России Константин Михайлович Долгов.

au.jpg
Константин Михайлович Долгов

«Не наш ты сын, но Божий дар»

К сожалению, не осталось никаких письменных свидетельств самого преподобного Сергия: ни проповедей, ни писем, ни тем более сочинений. Единственным более-менее приемлемым историческим источником о жизни святого является Житие Сергия, созданное Епифанием Премудрым, позже дополненное и доработанное Пахомием Логофетом и Симоном Азарьиным.

Сущность духовно-нравственного учения Преподобного заключалась больше в образе его жизни, его поступках, поведении и весьма скупых, но весомых словах и высказываниях. 

WhatsApp Image 2022-07-17 at 6.40.34 PM.jpeg

В чем выразился самый важный и существенный смысл жизни и служения преподобного Сергия? На наш взгляд, прежде всего и главным образом это глубинное понимание и рационально необъяснимое постижение Святой Троицы – одного из самых трудных для понимания христианских догматов.

Автор первого жизнеописания преподобного Сергия Епифаний Премудрый повествует о том, что идея Троицы была дана Преподобному Сергию свыше. Так, когда Варфоломей (будущий Сергий) спросил своего старшего брата Стефана, во имя какого святого нужно освятить недавно построенную ими церковь, Стефан отвечает следующее: «Зачем ты спрашиваешь и для чего искушаешь меня и допытываешься? Ты сам знаешь ответ на свой вопрос не хуже меня, потому что отец и мать, родители наши, много раз говорили тебе при нас: «Блюди себя, дитя! Не наш ты сын, но Божий дар, потому что Бог избрал тебя еще когда мать носила тебя в утробе и дал о тебе знамение до рождения твоего, когда ты трижды прокричал на всю церковь во время пения святой литургии, так что все люди, стоявшие там и слышавшие, удивились и ужаснулись, говоря: «Кем будет этот младенец?»» Когда Стефан закончил, блаженный юноша вздохнул из глубины сердца и ответил: «Правильно ты сказал, господин мой. Любезно мне слово твое, и я того же хотел и замышлял. Душа моя желает создать и освятить церковь во имя Святой Троицы. Смирения ради я спрашивал тебя, и Господь Бог не оставил меня – дал мне по желанию моего сердца и хотения моего не лишил меня». [1]

Так и произошло: тогдашний митрополит Феогност дал свое благословение на освящение церкви во имя Святой Троицы. Было это за два года до того, как Варфоломей принял постриг под именем Сергия, и началось его многолетнее и плодотворнейшее духовное служение, неразрывно связанное со Святой Троицей.

photo_2022-07-18 01.16.59.jpegДогмат о Святой Троице восходит к Ветхому Завету, явлению Бога Аврааму в виде Трех Ангелов

Известно, что догмат о Святой Троице восходит к Ветхому Завету, где повествуется о явлении Бога Аврааму в виде Трех Ангелов, что породило уже в те времена множество толкований этого явления.

Преподобному Сергию предстояло решить труднейшую задачу: не просто объяснить содержание и смысл этого догмата, но представить его таким образом, чтобы он был понятен каждому человеку.

Пресвятая Троица, исповедуемая всякий раз в Символе веры, была осознана Преподобным Сергием как таинственная Жизнь, призывающая человека, приобщающая его к Своей любви и единству.

Но где найти человеку силы, чтобы не только понять, уяснить и освоить это единство и неуклонно следовать по истинному пути? На этот труднейший вопрос преподобный Сергий давал не концептуально схоластический ответ, а ответ, представленный в виде образа жизни, образа мыслей, поведения и поступков, истоком чего может быть только внутренняя свобода человека. В основе же этой идеи лежат слова Иисуса Христа: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин., 8:32).

Истина здесь – Бог в Трех Лицах-ипостасях, то есть Святая Троица.

Это понимание Сергием Пресвятой Троицы было подхвачено его учениками и последователями, и прежде всего Андреем Рублевым, создавшим, мало сказать, гениальную, но непревзойденную никем «Троицу» – идеальный духовный зримый образ абсолютной любви и единения, единства всего сущего.

photo1689622759 (7).jpeg

Преподобный Сергий и судьба России

На вопрос о заслугах преподобного Сергия перед русским народом и государством и о его месте в российской истории можно было бы писать пространные сочинения.

Его величайшие заслуги состоят в том, что он заложил веру русского народа в самого себя, что в годы лихолетья стал истоком неиссякаемой силы народного духа, который не могут сломить никакие внешние и внутренние враги, если этот дух продолжает питаться из животворного источника православной веры.

Процесс духовного возрождения народа реализовался в двух факторах: исторической победе в Куликовской битве и в воздействии Сергия на последующие поколения русских людей, обретение ими такой крепости духа и нравственности, при которых народу стали не страшны не только татаро-монголы, ни и никакие другие внешние угрозы.

photo_2022-07-18 01.15.01.jpeg photo_2022-07-18 01.15.05.jpeg
photo_2022-07-18 01.15.10.jpeg photo_2022-07-18 01.15.14.jpeg photo_2022-07-18 01.15.19.jpeg
Торжества по случаю обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Фото: Сергей Власов, Олег Варов 
 

Трудно переоценить вклад преподобного Сергия в духовное возрождение Руси, в частности, в развитие русского монашества и строительство монастырей. Так, в течение 1240-1340 гг. святым и его учениками было создано три десятка монастырей, тогда как в следующем столетии, особенно после Куликовской битвы, основано уже до 150 обителей. При этом, как отмечает В.О. Ключевский, «древнерусское монашество было точным показателем нравственного состояния своего мирского общества: стремление покидать мир усиливалось не оттого, что в миру скоплялись бедствия, а по мере того, как в нем возвышались нравственные силы. Это значит, что русское монашество было отречением от мира во имя идеалов, ему непосильных, а не отрицанием мира во имя начал, ему враждебных»[2].

Сеть православных монастырей на Руси была не только своеобразным Покровом от самых различных внутренних и внешних угроз и бедствий, но и сетью духовных центров, где вырабатывалась высочайшая духовность народа, его высокая нравственность, его сознание и самосознание.

Нельзя не согласиться со словами В.О. Ключевского: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной»[3].

photo1689622760.jpeg

Вся последующая история развития России показала неразрывную связь ее судьбы и судьбы русского народа с именем Сергия Радонежского, идет ли речь о ее мирном развитии или о тяжелейших временах иноземных нашествий, вооруженных конфликтах и войнах – это и Смутное время (и героическая оборона Лавры в 1608-1610 годах), и русско-турецкие войны, и Отечественная война 1812 года, и Первая Мировая война, и Февральская и Октябрьская революции, и Великая Отечественная война, а также пресловутые  перестройка и реформы последних десятилетий.

Заступничеству Преподобного за русский народ в сложные исторические моменты посвящен фильм Владимира Шуванникова «Обитель Сергия. На последнем рубеже» 

Из всех сложных испытаний русский народ, обращаясь к Богу и его святым, выходил не только не порабощенным, ослабленным и бессильным, но наоборот, возрождался и становился еще более могучим, развитым и непобедимым.

Литература:

[1] Житие и чудеса Преподобного Сергия игумена  Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным. Гл.5. — Москва: Православная энциклопедия, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. М., 1997 г. [2] Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М.: Правда, 1991. С.103. [3] Там же. С. 107.