Тайны Сергиева Посада. Начало Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Мы продолжаем разговор о наших духовных истоках. Великий пост – это самое время обратиться к опыту наших великих святых. Отправляемся в Сергиев Посад, размышляем о преподобном Сергие Радонежском и его старшем брате Стефане. Это тайна первая.

Мария Захарова
Валерия Святкина

Для верующих людей нет никакой тайны в том, что град преподобного Сергия Радонежского негласно является столицей русского православия. Ведь ежедневно множество паломников устремляется туда, в Сергиев Посад, чтобы вкусить «пира духовного» на богослужениях в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и припасть к честным мощам преподобного Сергия, игумена земли Русской. Но для тех, кто еще далек от спасительного лона Матери-Церкви, духовный оазис Лавры – это тайна за семью печатями. К сожалению, так и остаются они не причастны благодатной литургической жизни, не осознавая, что главные сокровища Лавры – вовсе не материальные, а духовные. Но, возможно, придет пора, и по молитвам святых, в том числе и преподобного Сергия, откроются навстречу Богу их сердца.

Великий пост – период «весны духовной», настраивающий на вдумчивую, углубленную молитвенную жизнь. Этому способствуют и размышления о становлении Лавры Пресвятой и Живоначальной Троицы, и о немыслимых подвигах преподобного Сергия, основавшего ее вместе со своим старшим братом Стефаном.

Когда великопостное поприще близится к своему завершению, тающие силы значительно подкрепляются воспоминаниями о том прекрасном, таинственном и чудесном мире, с которым нам довелось соприкоснуться в ноябре 2022 года, когда Всеблагий Промысл Божий даровал нам путешествие во град святого Сергия. Живо представляется, как в морозный вечер опускаются на землю, покрытую мерцающим снежным покровом, сиреневые сумерки, и ярко загораются над нарядным архитектурным ансамблем Троице-Сергиевой Лавры россыпи звезд. Сугубая тишина царит во святой обители, но рано поутру вновь потечет река иноков и паломников к честным мощам величайшего из святых Церкви Русской, Сергия Радонежского, чтобы испросить его благословения на повседневные молитвы и труды.

У мощей преподобного Сергия.jpg У мощей преподобного Сергия вся Россия черпает силы духовные 

А начало Свято-Троицкой Сергиевой Лавре – этому великому форпосту православия – было положено, как гласит предание, в далеком 1342 году, когда будущий преподобный Сергий, а в ту пору просто боярский сын Варфоломей, жаждавший духовных подвигов, и его старший брат Стефан отправились в глухие радонежские леса для уединенной молитвы и аскетических подвигов.

Преподобный Сергий. Художник М. Нестеров .jpg Преподобный Сергий. Художник М. Нестеров

О родословии преподобного Сергия известно совсем немного. Возможно, его благочестивые родители, Кирилл и Мария, происходили из старинного боярского рода Иванчиных. Когда все их семейство переселилось из Ростова в московские пределы, в село Радонеж, Кирилл получил новое поместье, но поскольку был уже в преклонных летах, княжеская служба стала для него обременительной. И тогда эту обязанность принял на себя их старший сын Стефан. Вероятно, еще в Ростове он женился на благочестивой девице Анне, и Бог даровал супругам двоих сыновей – Климента и Иоанна. Средний сын Кирилла и Марии Петр также со временем создал семью, а вот младший, Варфоломей, горячо желал угодить Богу через иноческое, равноангельное житие. Но родители упросили его не покидать их и послужить им до самой их кончины, что он с любовью и выполнил. Вскоре Кириллу и Марии тоже передался дух подвижничества от Варфоломея. В те времена для князей и бояр, чьи дети уже повзрослели, уход в монастырь не был явлением экстраординарным. Супруги принимали монашеский постриг и расходились по уединенным келиям, подвизаясь в посте и молитве, чтобы предуготовиться к своей земной кончине.

Неподалеку от села Радонеж, в Покровском монастыре Хотькова, преподобные Кирилл и Мария приняли великую схиму. К тому времени их старший сын Стефан уже овдовел, и поскольку его супруга Анна упокоилась в Хотьковской обители, там он и был пострижен в монашество, поручив заботу о детях своему брату Петру. Около 1337 года отошли ко Господу и преподобные Кирилл и Мария. Таким образом, Стефан какое-то время нес монастырские послушания у родимых могил. Он принял монашеский постриг промыслительно, так как этому способствовало стечение этих прискорбных обстоятельств. А в начале своего жизненного пути о монашестве он, по-видимому, даже не помышлял, в отличие от Варфоломея, будущего преподобного Сергия. Именно он и уговорил Стефана отправиться в глухие радонежские леса, чтобы подыскать подходящее место для уединения и иноческих подвигов. Правда, Стефан согласился на это не сразу. Трудно было ему осилить такое высокое духовное делание, сопоставимое разве что с пустынножительством христиан первых веков. И все же он «принужден быв словесы блаженного», любимого им младшего брата, и решился отправиться вместе с ним в радонежские леса. Братья-подвижники отыскали подходящее место на горе Маковец, где и началось созидание Троицкой пустыни. 

преподобный-Сергий-и-его-брат-Стефан-строят-себе-хижину-и-Церковь.jpg Преподобный Сергий и его брат Стефан строят Церковь во имя Троицы Живоначальной и кельи 

Варфоломей оказывал усердное послушание своему старшему брату-иноку, и в результате их упорного труда вскоре была возведена деревянная церковь во славу Пресвятой и Живоначальной Троицы, которую освятили по благословению митрополита Московского Феогноста. 

Срубили братья-подвижники и деревянную келию, ставшую местом их сугубой молитвы и аскезы. О таком подвижничестве редко помышляли в ту пору на Руси, раздираемой княжескими усобицами и стонущей под гнетом монголо-татарского ига.

Храмы во славу Святой Троицы на Руси закладывались редко; по традиции они освящались в честь Спаса Нерукотворного, Успения и Рождества Пресвятой Богородицы, наиболее почитаемых Богородичных икон, в честь Святых воинов и Преподобных. Поэтому такое посвящение было в своем роде уникальным.

Предполагается, что именно Стефан предложил освятить деревянный храм во славу Святой Троицы, памятуя об особом Божием благословении, явленном миру во время событий рождения своего младшего брата. Ведь когда Варфоломей еще был в материнской утробе, «Ангелов Творец, предуведевый по самовластному чистаго сердца» (1-й Икос Акафиста преподобному Сергию) избранного Своего изволению, что он всеусердно будет исполнять Божественную волю. И Варфоломей в материнской утробе «трикратным возглашением» показал всему миру, что «истинным служителем Святой Троицы будет».

Преподобный в трудах .jpg Преподобный в трудах. Сам быт – самый элементарный – точно освящен его смирением и евангельской простотой

 Варфоломей со Стефаном проводили в основанной ими Троицкой пустыни жизнь молитвенную, постническую, аскетическую, которая не всякому подвижнику по плечу. А вот какие великие подвиги подъяли они, вступив в единоборство с невидимыми врагами, в этом и заключается тайна. Завесу над ней немного приоткрывает Житие преподобного Сергия, первым составителем которого являлся блаженный Епифаний Премудрый, из числа учеников Преподобного. А в близком к нашему времени XIX столетии Житие Сергия Радонежского написал архиепископ Никон (Рождественский), и оно получило широкое распространение в Российской империи.

Святитель Алексий.jpg Святитель Алексий Московский. Он предлагал преподобному Сергию унаследовать его первосвятительский сан, но игумен земли Русской по своему смирению отказался

Как известно, Стефан не выдержал тягот пустыннической жизни и ушел в Москву в общежительный Богоявленский монастырь. Но, конечно, и там он продолжал свои молитвенные и трудовые подвиги. Именно в Богоявленском монастыре и состоялось его знакомство с будущим святителем Московским, митрополитом Алексием, которому исполнилось тогда уже 40 лет. И «в церкви на клиросе оба, рядом стоя, пели» (из Жития преподобного Сергия). Возможно, это Стефан поведал будущему святителю Алексию о своем брате, радонежском молитвеннике, стяжавшем «велию благодать» от Господа.

Сын святого благоверного князя Иоанна Калиты великий князь Симеон благоволил Алексию и Стефану. По его волеизъявлению митрополит Феогност рукоположил Стефана во пресвитера и назначил его игуменом Богоявленского монастыря. Сам же великий князь избрал его своим духовником, почитая как выдающегося подвижника. Несомненно, так оно и было.

Не всем известно, что старший брат преподобного Сергия тоже обрел святость в очах Господа. Вначале он был причислен к лику Радонежских святых, а после – и Московских.

Святой Стефан.jpg Святой Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского 

Его имя встречается в Святцах с 1621 года, а в Собор Московских святых он вошел уже значительно позже, в 2001 году. Однако именно его младший брат, преподобный Сергий Радонежский, и оказался тем избранным сосудом Благодати Божией, ярчайшей звездой в сонме Всех Святых, которого так ждала Русь, блуждавшая в тот период во тьме духовной. Монашеские подвиги Стефана, пусть и достойные самой высокой похвалы, конечно, теряются в лучах славы Сергия Радонежского. Но не сразу преподобный Стефан осознал духовное превосходство своего младшего брата и ту великую миссию на Руси, ради которой он был призван в этот мир. Когда из Богоявленского монастыря Стефан вынужден был вновь переселиться в Троицкую обитель, уже довольно разросшуюся, ему трудно было перестроить себя и войти в послушание к своему младшему брату, поставленному там игуменом. Ведь с детства все было наоборот. Поэтому, не приняв душой начальство над собой младшего брата-игумена, Стефан внутренне, а порой и внешне роптал, идя на поводу у своей гордости. Но святость не означает безгрешность, так как один лишь Бог без греха. Каждый из братьев-подвижников достигал святости своим путем. Преподобный Сергий – праведной жизнью, высокими молитвенными, аскетическими и трудовыми подвигами, смиренным служением Богу и людям. Жизнь же преподобного Стефана не была такой ровной, а представляла собой не только молитвенное делание и труды во славу Божию, но являла примеры взлетов и падений, борьбы с грехом, «со страстьми и похотьми». И лишь в конце она, по милости Божией, увенчалась долгожданными плодами смирения.

prepodobnyy-sergiy-radonezhskiy-v-obiteli.jpg Видение преподобному Сергию его учеников в виде несметного количества птиц 

Как известно, во время притязаний преподобного Стефана на старшинство в Троицкой обители преподобный Сергий не пошел с братом на конфронтацию, а тихо и кротко покинул монастырь. Этот смиренный поступок положительно воздействовал и на душу Стефана. И вот когда святитель Алексий, ставший митрополитом Московским, благословил, а лаврская братия упросили своего законного игумена вернуться в Троицкий монастырь, Стефан осознал свою неправоту и «смирился дозела». «Ясно, что он раскаялся в своей минутной вспышке и примирился со своим святым братом-игуменом», – пишет архиеп. Никон (Рождественский).

Неизвестно, как потом сложилась судьба старшего брата преподобного Сергия: в последние годы жизни он полностью «ушел в тень», видимо, погрузившись в молитвенное делание. Известно только, что если преподобный Стефан и покидал на какое-то время Троицкую обитель, уже обретшую статус Лавры, то затем он снова вернулся в нее. Его сын Феодор тоже принял монашеский постриг и был рукоположен во пресвитера. Однажды, около 1370 года, отец и сын сослужили преподобному Сергию во время литургии, и два троицких монаха увидели Ангела, шедшего между Сергием и Стефаном.

Возможно, именно за смирение Стефана Господь прославил его род в лице сына, ставшего основателем и игуменом Симонова монастыря в Москве, духовником святого великого князя Димитрия Донского, а затем и Ростовским архиепископом.

В целом архиепископ Феодор во многом повторил жизненный путь своего отца, избежав, однако, его падений.

Господь наградил смирившегося Стефана, погрузившегося в молитвенную жизнь, и долголетием. Он намного пережил преподобного Сергия, а может быть, и своего сына Феодора, отошедшего ко Господу в 1394 году. Во всяком случае, Епифаний Премудрый в Житии преподобного Сергия поведал о том, что среди старцев, которых он расспрашивал о жизни Сергия Радонежского, после его блаженной кончины в 1392 году, был и преподобный Стефан.




Михаил

31.03.2023 05:55:2023

Великолепное описание, слов немного а смысла полно! Драгоценные сведения о брате преподобного Сергия и о том, как с помощью Божией можно победить любую страсть, даже самую страшную и самую распространённую - горделивость и самодержавие собственного достоинства.