«Подвиг святого Сергия вернул народу веру в Родину»

Преподобного Сергия Радонежского почитают как объединителя русских земель. Почему?

Мария Захарова
Ольга Орлова

Единство только следствие

Само по себе единство в этом падшем мире не может быть самоцелью.  Иначе бы Господь не сказал: «Не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34). Именно поэтому сам преподобный Сергий никогда не настаивал на внешнем единстве. Стоило возникнуть распре, святой, не вступая ни в какие разбирательства, просто удалялся. Точно так же он никогда не удерживал подле себя братию, иначе бы не возникло 40 монастырей, еще при жизни Радонежского чудотворца, основанных его учениками на всем севере Руси. И не было бы никакого объединения земель русских, если бы во главу угла встало объединение ради внешнего единства, а не идея воплощения на земле внутритроического идеала общения Святой Троицы. Его образ дан в словах Спасителя, обращенных к Богу Отцу: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17:21).

Прп. Сергий.jpg Преподобный Сергий

Именно Троице некогда и посвятил маковецкий отшельник преподобнный Сергий свой первоначально деревянный храм, простой сруб, сооруженный его же трудовыми в мозолях руками. Храм возводится, как сказано в житии преподобного Сергия, «чтобы постоянным взиранием на него побеждать страх пред ненавистною раздельностью мира».

Потом уже в начале XV века преподобный Андрей Рублев напишет «в похвалу» Сергию икону «Троица», про которую богослов начала XX века отец Павел Флоренский скажет: «Из всех философских доказательств бытия Божия наиболее убедительно звучит именно то, о котором даже не упоминается в учебниках; примерно оно может быть построено умозаключением: «Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог».

Троица прп. Андрея Рублева.png Троица прп. Андрея Рублева

Приоритет духовного единства

Можно ли объединить людей по территориальному принципу? Или исходя из того, что все они просто оказались сейчас вместе? Ведь сообща решать проблемы выгоднее и проще? Можно, но это не то объединение, которого искал преподобный Сергий. Иначе не ушел бы он в пустынь и не остался бы там подвизаться один.

Внешнее – только следствие. Это понятно, например, когда на расстоянии 10 верст они со святым Стефаном Пермским поклонятся друг другу. Этот случай описан в житии Преподобного.

…Однажды авва Сергий сидел с братией за трапезой и вдруг, нарушив заведенный порядок, встал и поклонился кому-то, как бы принимая благословение невидимого благодетеля. Братия в недоумении спросили: что произошло? Преподобный Сергий пояснил им, что в эти минуты их благословил проезжающий мимо обители святитель Христов Стефан. Когда спустя некоторое время тот посетил Свято-Троицкий монастырь, братия и у него поинтересовались о происшедшем в тот день. Святитель признался, что спешил по делам в Москву и, не имея возможности посетить дорогую обитель, остановил сани, в которых ехал, и на расстоянии благословил Преподобного и его учеников. Монахи подивились этому чуду прозорливости святых. С тех пор в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре вот уже более 600 лет есть такая традиция: игумен прерывает братскую трапезу и произносит молитву святым: «молитвами иже во святых святителя Стефана, епископа Пермского, и преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас».

Верноподданные Царя Небесного

Умертвившему себя для греха преподобному Сергию первому на Руси открылось таинство созерцания Троицы Живоначальной.

Преподобный Сергий подвизался за Царя Христа по Слову Его: «если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня» (Ин. 18:36).

Эта идея реализации не-от-мирного Царства Святой Троицы – лежит в основе православной цивилизации.

Самим своим возникновением русское царство обязано заступничеству Матери Божией, ходатайству перед Ней за русский народ преподобного Сергия. Она явилась святому незадолго до его смерти. «Не скорби больше и об обители твоей: отныне она будет иметь изобилие во всем, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу Я неотступна буду от места сего и всегда буду покрывать его...»

Явление Божией Матери преподобному Сергию. Фреска в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре Русский народ тут же назвал преподобного Сергия Игуменом Земли Русской, расширив его «обитель» и соответственно обетования Пресвятой до пределов всей Руси. Ведь Божия Матерь обещала быть неотступной...

Пресвятая Богородица и с падением русской монархии в 1918 году и явлением Своей Державной иконы взяла скипетр и державу в Свои руки. «Отныне Я Сама буду управлять этой державой», – был явлен Ее глас. И это Покровительство стало возможным опять же только потому, что и земной царь Николай II со всей своей семьей, и Августейшие особы, и тысячи простых русских людей, монашествующих, священников и мирян оказались верноподданными прежде всего Царства Небесного.

Быть русским значит быть благодарным

А все внешние и внутренние угрозы возникали тогда, когда русский народ охладевал в своем служении Богу, сосредотачивался на мелкоэгоистических удовольствиях или даже государственно-глобальных, но исключительно земных интересах, отказывался от своей миссии и культуры, которые все насквозь от организации быта до высочайших сфер художественного творчества пронизаны Православием.

Даже простое обиходное слово «СпасиБо» есть не что, как редуцированное пожелание главного: «Спаси [тебя] Бо[г]».

Быть русским значит быть благодарным. А тут уже – шаг да Чаши Причастия, потому как главное таинство Православной Церкви Евхаристия – это и есть Благодарение. Как только русские предавали благодарный принцип своего бытия, наступала катастрофа...

Так было и в XIX веке, когда знать чрезмерно увлеклась французской прокатолической, а на самом деле уже апостасийной культурой. Тогда, по слову преподобного Серафима Саровского, в наказание и было попущено нашествие Наполеона. Так было и в XX веке, когда русское общество оставило частое Причастие и Иисусову молитву, которая со времен преподобного Сергия была излюбленным деланием отнюдь не только монахов, но вообще русского народа. Это забвение духовных основ своего существования и привело, по словам замечательного нашего проповедника архиепископа Аверкия (Таушева), к кромешному триумфу богоборческой власти.

Кстати, известно, что когда в 1931 году взорвали построенный в память русской победы в Отечественной войне 1812 года храм Христа Спасителя, в Германии решился вопрос о приходе Гитлера к власти... А в день, когда в Москве уполномоченные должны были прийти, чтобы закрыть Богоявленский собор в Елохове, этого не случилось... Потому что было 22 июня 1941 года – началась Великая Отечественная война.

И только тогда, когда в 1943 году в стране всюду стали одна за другой открываться церкви, наступил перелом и в сражениях на фронтах.

Едино Крещение

«Русская нация возникла в огне Куликовской битвы», – писал историк-этнолог Лев Гумилев.

Художник Павел Рыженко. «Поле Куликово» Если в середине XX века в Великой Отечественной войне речь шла о спасении от физического уничтожения, а веком ранее в Отечественной войне 1812 года – от порабощения французскому господству, то на Куликовом поле русские отстаивали основу основ своего существования – веру Православную.

Именно за нее благословил биться игумен Земли Русской. Свобода духа есть главное условие вообще всех свобод и возможностей собственного творческого культурного самосозидания, независимости политической и экономической.

Началась Куликовская битва с пролития святой крови воина-схимника Александра Пересвета. Была отмечена сражением в рядах русских воинов другого воина-схимника из сергиевых учеников Андрея Осляби. Запечатлена подвигом Михаила Бренко, предка святителя Игнатия Брянчанинова, оруженосца князя Димитрия Донского, что переоделся в доспехи предводителя и был вместо него убит. И вся битва Куликовская была преподобным Сергием на расстоянии во всех деталях созерцаема и вымолена им.

Смутное время так же было рассеяно вынужденным вмешательством преподобного Сергия – трижды он являлся Кузьме Минину, простому нижегородцу, который, как бы сейчас сказали, вообще не имел никакого права на участие в политике, и только повеление Игумена Земли Русской собирать казну, ратников и идти освобождать Москву в очередной раз изменило ход нашей истории. С образом Казанской иконы Божией Матери, в Богородичном щите России оберегающей восток, войско освободителей и вошло в Кремль 4 ноября 1612 года. Этот день сегодня мы отмечаем как День народного единства. 

Минин и Пожарский. Художник Михаил Скотти .jpg Минин и Пожарский. Художник Михаил Скотти

У русского мыслителя Евгения Трубецкого есть изречение: «Подвиг святого Сергия вернул народу веру в Родину». Забвение же собственной идентичности, в основе которой лежат идеал святости и практика христианского подвижничества, ведет к угрозе потери народом и себя, и страны. А это обрекает на потрясения и весь мир, тем самым только свидетельствуя о великом призвании и ответственности Руси.

В числе внушительных заслуг нашей цивилизации – неоднократный разгром агрессоров, претендовавших на глобальное доминирование. В частности, победа нашей страны над гитлеровским Рейхом предопределила в свое время полнейший крах доктрины господствующих рас и культур. 1945 год стал поворотным от эры колониальной эксплуатации к эпохе многополярного мира – именно этой победой Россия оплатила и свое право на ядерное оружие. Но и во второй половине XX века, и в веке новом опять вырисовывался очередной «гегемон», дорывающийся до глобального господства.

Миссия и величайшая заслуга Русской цивилизации – уберегать мир от установления планетарной монокультуры. Там, где Дух Божий, там разнообразие. Уникальность каждого. Признание разности и равноправия. Потому что перед Богом все равны и каждый ценен.

Эти и другие славные аспекты нашего исторического бытия – лишь следствия Крещения русского народа в водах Днепра, в огне Куликовской битвы и огненных откровениях преподобного Сергия, учеником которого каждый русский христианин в идеале является.

А еще перед лицом вызовов современности особое значение имеет крещение кровью, которое наш народ прошел в XX веке и наши воины проходят сегодня на фронтах.