«Победа достается упованием на Бога». Памяти Святейшего Патриарха Алексия I

17 апреля – день памяти Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского, † 1970), возглавлявшего Русскую Православную Церковь с 1945 по 1970 год – в сложные годы возрождения после лютых гонений, которые едва ослабли, как начались хрущевские… Будучи правящим архиереем города на Неве, владыка Алексий не оставил свою паству в блокаду, со всеми разделяя голод, тяготы, скорбь, исполняя призыв Господа: Утешайте, утешайте народ Мой (Ис. 40:1).

Мария Захарова
Иеромонах Пафнутий (Фокин)

Святейший Патриарх Алексий (в миру Сергей Владимирович Симанский) родился в Москве 27 октября 1877 года в старинной дворянской семье. Родителями его были Владимир и Ольга Симанские (мать – урожденная Пороховщикова). Учился в Лазаревском институте восточных языков (1888–1891) и Московском лицее Цесаревича Николая (1891–1896). В 1899 году окончил юридический факультет Московского университета с ученой степенью кандидата права. Проходил военную службу в Самогитском полку (1899–1900). 

1-Отец Владимир Андреевич Симанский.png Отец Владимир Андреевич Симанский Мама Ольга Александровна

В 1904 году окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. 9 февраля 1902 года принял монашеский постриг в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры, 17 марта был рукоположен во иеродиакона, в декабре 1903 года посвящен в сан иеромонаха. В 1904–1906 годах – инспектор Псковской Духовной семинарии; в 1906–1911 годах – ректор Тульской Духовной семинарии в сане архимандрита, затем ректор Новгородской Духовной семинарии и настоятель монастыря Преподобного Антония Римлянина.

После пострига.png После пострига

28 апреля 1913 года в Софийском соборе Новгорода хиротонисан во епископа Тихвинского Патриархом Антиохийским Григорием IV. 21 февраля 1921 года назначен епископом Ямбургским, первым викарием Петроградской епархии.

В октябре 1922 года епископ Алексий был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности», осужден и сослан на три года в город Каркаралинск (Казахстан). 

На кафедре города на Неве.png На кафедре города на Неве

В марте 1926 года вернулся в Ленинград и, будучи архиепископом Тихвинским, продолжил борьбу с обновленчеством. Затем – архиепископ Хутынский, управляющий Новгородской епархией, с мая 1932 года – митрополит Старорусский, с августа 1933 года – митрополит Новгородский, с октября 1933 года – митрополит Ленинградский.

В блокадном Ленинграде он не разлучался с паствой: совершал богослужения, проповедовал, ободрял верующих, вселяя надежду на то, что «победа достается упованием на Бога, венчающего торжеством оружие правды»[1].

8 сентября 1943 года митрополит Алексий участвовал в Архиерейском Соборе, избравшем на Патриарший престол митрополита Сергия. После его кончины (15 мая 1944 г.) стал Местоблюстителем Патриаршего престола. 

С медалью За оборону Ленинграда.png С медалью За оборону Ленинграда

2 февраля 1945 года на Поместном Соборе был избран Патриархом Московским и всея Руси. 

В тот год была Пасха долгожданной Победы! Приведем воодушевляющее и сегодня слово Святейшего к этому дню:

…Слава и благодарение Богу!

Мир на земле Российской и, благодаря соединенным усилиям союзных правительств и воинств, – мир на землях многих…

…Бог посрамил дерзкие мечты злодеев и разбойников, и мы видим их теперь несущими грозное возмездие за свои злодеяния.

Мы уверенно и терпеливо ждали этого радостного дня Господня, – дня, в который изрек Господь праведный суд Свой над злейшими врагами человечества, – и Православная Русь, после беспримерных бранных подвигов, после неимоверного напряжения всех сил народа, вставшего как один человек на защиту Родины и не щадившего и самой жизни ради спасения Отечества, – ныне предстоит Господу сил в молитве, благодарно взывая к Самому Источнику побед и мира за Его небесную помощь в годину брани, за радость победы и за дарование мира всему миру.

Но только ли сознание радости несет победа? Она несет также сознание обязанности, сознание долга, сознание ответственности за настоящее и будущее, сознание необходимости усилить труд, чтобы закрепить победу, чтобы сделать её плодотворной, чтобы залечить раны, нанесенные войной.

Много еще предстоит нам трудного дела, но мы теперь можем дышать свободно и радостно приняться за труд, – тяжелый, но созидательный.

Если во время войны в непоколебимой вере в конечное торжество правого дела мы победоносно преодолели все трудности, все лишения, все тяготы на фронте и в тылу, то с какою же удвоенной силой мы примемся за воссоздание наших городов, из которых каждый – герой войны; наших дорогих и священных памятников, – всего того, что создала могучая воля и державная мощь нашего великого народа.

С благоговением вспоминая подвиги нашего доблестного воинства и тех наших близких и родных, кто положил за наше счастье временную жизнь в надежде восприять вечную, – мы никогда не перестанем молиться о них и в этом будем черпать утешение в скорби о потере дорогих сердцу и укреплять свою веру в бесконечное милосердие Божие к ним, отошедшим в горний мир, и во всесильную помощь Божию нам, оставленным для продолжения земного подвига и для благоустроения жизни во всем мире.

Да исправится же молитва наша, яко кадило пред Господом.

Да пройдет небеса.

Да принесена будет святыми молитвенниками за землю Русскую к Престолу Господню.

Бог мира да продолжит благословения Свои на родную землю нашу и да споспешествует вождям и правителям нашим мирным оружием государственной мудрости и правды побеждать всё, что враждебно миру и благу великого Отечества нашего и совокупными трудами народов-победителей установить во всем мире такой порядок, при котором невозможно было бы повторение ужасов войны.

Святую Церковь нашу в лице ее архипастырей, пастырей и верных чад призываю с таким же усердием и с такою же пламенной верой молиться о мирном преуспеянии нашей страны, с какими она молилась в годину испытаний за победу над врагами нашими. И да будет эта молитва так же благоугодна пред Богом.

«Благословен еси, Боже, звери укротивый и погасивый огнь…» (Канон службы Похвалы Божией Матери).

Аминь.

АЛЕКСИЙ,

Патриарх Московский и всея Руси

Москва, 9 мая 1945 г.

Святейшего Алексия I по праву называют Патриархом-объединителем.

При Патриархе Алексии был преодолен обновленческий раскол в Русской Церкви, ликвидирована Брестская уния в западных епархиях, потянулись в лоно родной Церкви православные русские люди, оказавшиеся за рубежом. Были созданы высшие административные структуры церковного управления: Отдел внешних церковных сношений, Издательский отдел, Учебный комитет, Хозяйственное управление, Пенсионный комитет. 

В день празднования обретения мощей преподобного Сергия в 1955 г..pngВ день празднования обретения мощей преподобного Сергия в 1955 г.

В годы его предстоятельства восстановлено из руин немало разрушенных храмов и открыто несколько монастырей, прежде всего – Троице-Сергиева Лавра (1946). Открыты Духовные семинарии в Загорске, Ленинграде, Минске, Киеве, Ставрополе, Луцке, Львове, Таллинне, Одессе, Вильнюсе. Напечатана Библия. Стала выходить богослужебная литература, сборник «Богословские труды». 

Патриарх Алексий I в Патриарших покоях Троице-Сергиевой Лавры.jpeg Патриарх Алексий I в Патриарших покоях Троице-Сергиевой Лавры

При активном посредничестве Патриарха Алексия в 1945 году Константинопольский Патриарх снял отлучение с Болгарской Церкви. Зарубежные визиты Патриарха Алексия, а также прибытие в Москву делегаций Поместных Церквей способствовали укреплению межцерковных связей в православном мире. В 1948 году была дарована автокефалия Польской Церкви, в 1951 году – Чешской Церкви, в 1970 году – Американской, и в том же 1970 году – автономия Японской Церкви. В 1948 году по инициативе Патриарха Алексия в Москве состоялось Совещание глав и представителей Автокефальных Православных Церквей. Русская Церковь, пятая в православном диптихе, предстала перед всем миром как столп вселенского Православия.

На долю Первосвятителя выпал тяжелый крест – отстаивать интересы Церкви в период хрущевских гонений. Его мудрость, высокий духовный авторитет и принципиальность сыграли важную роль в сохранении освященного веками строя церковной жизни. Патриарх был награжден многими церковными орденами, а также четырьмя орденами Трудового Красного Знамени; в 1949 году получил звание Почетного доктора Московской Духовной академии. 

4 февраля 1970 года было отмечено 25-летие интронизации Его Святейшества. 17 апреля в этот год Патриарх Алексий почил. 

Погребение Патриарха Алексия (Симанского) в Лавре. Фото 21 апреля 1970 года.jpeg Погребение Патриарха Алексия (Симанского) в Лавре. Фото 21 апреля 1970 года

…Гроб поставили в Преображенском храме лаврского тогда подворья в Переделкино. За Литургией у гроба пели: Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя… – была Лазарева суббота. Патриарх Алексий I ее особо чтил, называл благословенной. И хотя в прошедшие месяца два редко выходил, разве что приложиться в церкви ко Кресту на Крестопоклонной, а в последние дни и вовсе лежал, впадая иногда в забытье, вдруг отчетливо произнес осматривавшим его врачам, что в Лазареву субботу будет в храме. Никто не поверил. А так и вышло... 

Надгробие Патр. Алексия в крипте Успенского собора Лавры.jpg Надгробие Патриарха Алексия в крипте Успенского собора Лавры

Свое завещание он заключил следующими словами: «Паству, вверенную мне Господом в этой жизни, – знаемых и незнаемых рабов Божиих – да хранит Господь в мире и благополучии. Верую, что духовное общение наше не прекратится, а по общей нашей молитве усилится и по отшествии моем в вечность»[2].   

Основной источник: Пострадавшие за Христа на Радонежской земле в годы гонений и репрессий ХХ века. Синодик с краткими биографическими справками [в 2 т.] / Сост. иером. Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2021. Т. 1. C. 11–14.



[1] Из обращения митр. Алексия, прочитанного во всех храмах Ленинграда в Вербное воскресенье 1942 г. Подробнее см.: Алексий (Симанский), митр. Пасхальные дни в Ленинграде // Правда о религии в России / Под ред. митр. Николая (Ярушевича). М.: Московская Патриархия, 1942 г. С. 256–261.
[2] Подробнее см.: Никитин, В. А. Патриарх Алексий I: Служитель Церкви и Отечества. М.: Эксмо: Издательство Московской Патриархии, 2013.



Другие статьи по теме

Монашество Готовимся ли мы ко встрече с Господом? А вот архимандрит Никодим (Деев) с юности готовился
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Монашество Как стать другом Господу? Действенная забота отца Игнатия (Амельковича)
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Монашество Главное – верить и молиться. Чудо освобождения
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Монашество Наследник священника-мученика. Памяти отца Павла Флоренского и лаврского игумена Андроника (Трубачева)
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Образ святости Сокровища Троице-Сергиевой Лавры. Почему Серапионова палата так называется?
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Монашество Самый добрый путь жизни. Памяти лаврского архимандрита Пимена (Никитенко)
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Монашество Быть на кресте. Памяти лаврского игумена Тарасия (Мишина)
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Монашество Предавать все на волю Божию. К 100-летию игумена Виссариона (Великого-Остапенко)
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Вера Подвиг Олсуфьевых. Спасая лаврские святыни…
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Вера Хранитель главы преподобного Сергия. О жизни старца Илариона (Удодова)
Иеромонах Пафнутий (Фокин)