«Ради скольких праведников Ты помилуешь эти города?» Интервью с митрополитом Митрофаном (Баданиным)

Истребление Содома и Гоморры О духовной сути происходящего ныне – наш разговор с митрополитом Мурманским и Мончегорским Митрофаном (Баданиным).

Сеять Слово Божие

– Владыка Митрофан, говорят, в окопах атеистов не бывает. Но от того, как молятся и молятся ли за тех, кто на фронте, в тылу, тоже многое зависит. У вас есть аргумент в беседе с неверующим?

Митрополит Митрофан (Баданин).jpg Митрополит Митрофан (Баданин)

– Апостол говорит: вера от слышания (Рим. 10:17). Я могу вспомнить, как я стал верующим. В моей семье, офицера, военного моряка, мы относились положительно к вере, как каждый культурный русский человек, понимая всё историческое значение Православия. Но не более того. Ничего абсолютно в душе не горело. И вот как-то мы с семьёй были в отпуске в Ялте. Примерно в 1997 году. Шли по набережной, там были выложены книги, самые разные книги. И я смотрел всякие светские глупые издания, не стоящие внимания. А мой сын, в то время ещё подросток, всё время канючил: «Папа, купи мне эту книгу». Я говорю: «Отстань. Какую книгу? Что ты всё ноешь?» Как обычно детям отвечают. «Мне она очень нужна», – настаивает. «Ну, что ты хочешь?», – беру, там написано «Жития святых в изложении для детей». Я потом спустя годы нашёл её, действительно есть такая книжка: кто-то очень мудро придумал – взял и раздал известным писателям того времени жития наших самых почитаемых святых – преподобных Сергия и Серафима, благоверного князя Александра Невского, блаженной Ксении и др., и попросил, чтобы те своими словами для детей изложили историю каждого. И получилось удивительно здорово, то есть без каких-то немножко настораживающих, непривычных славянизмов, неприемлемых древних оборотов – все-таки можно обойтись и без них, когда требуется достижение миссионерских целей.

Алексей Баданин, тогда курсант, будущий архиерей, и его супруга Валентина. Фото из книги Владыки «Война и любовь».jpg Алексей Баданин, тогда курсант, будущий архиерей, и его супруга Валентина. Фото из книги Владыки «Война и любовь»

Вечером в санатории делать было нечего, и мы в номере взяли да и начали читать эту книгу… Впервые в жизни мы читали духовную литературу.

…И с нами произошло чудо уверования, то есть вдруг нам открылся этот изумительный мир. Оказывается, существует мир, который мы не знаем, а там люди живут иными ценностями, другими интересами и смысл жизни у них тот, что нам еще неведом. У нас произошел переворот в душе – всё вдруг изменилось, и уже мы рано утром пошли искать храм.

Мы знали, что где-то там есть знаменитый ялтинский храм Александра Невского, посвященный тому святому, о котором мы тоже читали…

Ялтинский храм святого Александра Невского И это оказался прекрасный древний храм. И внезапно мы выясняем, что, оказывается, это день Святой Троицы, нам совершенно неведомый праздник. Видимо, только что закончилась литургия, мы зашли в храм – запах ладана, это свежескошенное сено, цветы на полу...

И я понял, что пришёл в свой дом и что теперь всё будет по-другому. Даже мои родные немножко опешили: ведь в единочасие, вот так в единый момент в жизни всё вдруг изменилось.

Я вот к чему сказал: вера от слышания, от читания. Необходимо до людей доносить эти истины. Мы часто не в полной мере доверяем той силе, что сокрыта в слове. Необходимо сеять. Мы, может быть, даже боимся. Опасаемся, что нам ответят грубо или насмешливо, но есть великая сила Слова Божьего, и миссионерство – миссия каждого христианина в том, чтобы эти слова произносить ненавязчиво. Человек, может быть, не готов это слышать, ему тяжело будет, но тем не менее сеять необходимо. Вышел сеятель сеять, а уж как там кто что воспримет….

– Нам не дано предугадать, // как слово наше отзовётся, // и нам сочувствие даётся, // как нам даётся благодать.

– Да, наше дело сеять, а уж что взрастет, – это воля Божия. Аминь.

За что мы проливаем кровь

– Известно, что ваш предшественник по Мурманской кафедре, когда затонула подлодка «Курск», всех отпел, прокомментировав, что не крещённые, возможно, мученически приняли Крещение в этих морских водах… Такое мученическое крещение кровью и на фронте возможно?

– Происходящее сейчас с нашей страной – это совершенно особый момент, он имеет вселенское значение, это столкновение сил Света и тьмы. Происходит великое разделение. Нас не так много, как тех, которые откровенно, в открытую, встали на сторону греха и сил тьмы.

Все те, кто встаёт в ряды воинов Света, конечно же, достойны того, чтобы Господь их отблагодарил, в том числе и по нашим молитвам, и в этой жизни в веке будущем.

Вы вспомнили про «Курск», когда владыка Симон (Гетя) принял решение отпеть всех по формуле «аще крещён», хотя, может быть, они и не были крещены. Но это мы берём под свою ответственность, и мы имеем право молиться о каждом. 

Мемориал погибшим подводникам подлодки «Курск».jpg Мемориал погибшим подводникам подлодки «Курск»

Тем более, если молится архиерей да и священник: это наша обязанность, мы несем ответственность перед Богом за всю паству. Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15:13). И те, кто отдают жизнь за нас с вами, конечно же, достойны особой благополучной доли в Царствии Небесном. И мы тоже об этом молимся.

То, что касается крещёных и воцерковлённых людей, безусловно, это однозначно Царствие Небесное и высшие круги Небес. Имеется несколько кругов, и апостол Павел только до третьего Неба дошел, есть и выше. Те, кто так отдали жизнь, достойны самого высокого круга Небес. Все омывается кровью. Не обязательно, впрочем, именно на поле брани.

Мы все проливаем кровь в той или иной мере в своем служении. Вот именно это и есть то, что будет положено на весы, когда будет взвешена жизнь каждого, наше служение Господу.

Кто удерживающий?

– Владыка раньше, когда Российская империя была православным государством, пролить кровь защищая ее, даже мусульманам, воевавшим под нашими стягами, вменялось в Крещение кровью. А сейчас мы являемся православным государством? До сих пор аборты узаконены…

– Мы очевидным образом находимся в состоянии вселенского разделения, решается вопрос, продолжится ли история дальше, либо пришло время того самого Армагеддона и завершения всего. Сейчас задается тот самый вопрос, что задавал Авраам уходящим ангелам в города Содом и Гоморра (см. Быт. 18:22-33). Он спрашивал: «Да не прогневается Владыка. Ради скольких праведников Ты помилуешь эти города?» Вот сейчас тот же самый вопрос задаётся в этом мире: ради скольких праведников продолжится история и помилуются города, которые впадают в нечестие семимильными шагами, утверждая грех, как норму? То, что происходило в Содоме и Гоморре, вернулось сейчас. Это великий урок тех, казалось бы, глубоко древних времён Содома и Гоморры, когда люди в этих городах возвели грех в норму и – что за этим последовало... Устранили стыд.

Если нет стыда, нет перспективы дальнейшего существования человека, оно становится бессмысленным. Если есть стыд, покаяние, то Господь продлевает жизнь.

А ежели люди законодательно упразднили эти фундаментальные понятия человеческой жизни, значит, смысла больше нету, значит, история закончится. Но ради скольких праведников продолжит ее Господь? Это решается сейчас и в нашей стране: какой у нас процент праведников? Сколько всего миллиардов живёт на Земле, а сколько праведников? Мы помним последнюю цифру, которую спросил Авраам. «Не истреблю ради десяти», – сказал уходящий Господь. А сколько было всего жителей там, сколько десятков тысяч? Какой это процент был – десять праведников? А дальше Авраам побоялся и спрашивать.

Вот этот процент, эти десять праведников, есть ли они сейчас? Есть ли столько действительно верующих, которые ещё продолжат историю, и Господь не завершит её? Сейчас это всё решается.

Покаяние. Великопостная служба.jpg Покаяние. Великопостная служба

Всем управляет Господь

– С той же стороны за ВСУ сейчас воюют и православные тоже. Их бросают на фронт, а они вовсе ни за какой там ни за Содом, ни за Гоморру. Это же наши братья во Христе гибнут…  

– И они тоже погибают, молимся о всех от века почивших. Мы же так произносим. Если они верные христиане, то и о них мы молимся. Другое дело, что мы не знаем судьбы Божии, промысл, от нас сокрыто, за что, зачем человеку, народу, целой Церкви всё это посылается. Это же не то, что Господу нравится мучить людей.

– В Апокалипсисе есть образное описание всадников и одному из них, сказано, дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга (Откр. 6:4). То есть это на духовном уровне что-то должно произойти, чтобы было попущено кровопролитие?

– Каждый получает то, что ему сейчас необходимо. Это касается и всего народа, и всякого отдельно взятого человека, – схваченного, отправленного на фронт. Это же не просто так происходит, это же судьба человека, которая в руках Божьих. Всем управляет Господь. А дальше я умолчу, я никого не хочу осуждать, за что кому что достается...

В своё время и нам досталось в полной мере в том же 1917 году. Сколько новомучеников! Хотя там среди пострадавших, разумеется, были и очень хорошие люди, – их распинали, расстреливали без суда и следствия. Это всё воля Божья, раскрывающаяся перед нами.

Надо помнить еще такой момент. Это действенно во все времена. И это красной нитью проходит через Библию: кого люблю, того наказываю (см. Евр. 12:6), – говорит Господь. А кого Бог не наказывает, тот, значит, в чем-то провинился.

Надо осознавать, что у Господа всё по-другому, не так, как мы привыкли всё воспринимать по-мирски. Ин суд человеческий, и ин суд Божий: Как далеко восток от запада (Пс. 102:12), так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших (Ис. 55:9). Кто-то, как говорят, живет в шоколаде, в достатке, вот ему хорошо. Это ужасно – значит, Господь от него отступил.

Беседовала Ольга Орлова