«Пострадать за Господа – ведь это радость какая!» Памяти иеромонаха Нестора (Савчука)

В этом 2023 году исполняется 30 лет как в ночь с 30 на 31 декабря принял мученическую кончину в селе Жарки Ивановской области иеромонах Нестор (Савчук). В его 33-летнем возрасте на нем исполнились слова местных блаженных: «Священник, который пребудет в этом селе до смерти, спасется».

Решил изучать географию Царствия Небесного

Николай Савчук, будущий отец Нестор, родился 4 марта 1960 года в селе Поповка, что на Херсонщине. Родители из простых работяг. Добрые, отзывчивые. Но не воцерковленные, они так и не поймут духовного пути, что изберет их сын. Зато какие у него были дедушки! Один из них отец Вячеслав – служил там же в их родных местах священником, другой, двоюродный дед отец Святополк был иеродиаконом в Почаевской лавре. Причем ему явилась Сама Пресвятая Богородица, чтобы не допустить закрытия Почаевской обители. Очевидно, что Николай рос под особым молитвенным покровом.

Иеромонах Нестор (Савчук), до пострига.jpg Иеромонах Нестор (Савчук), до пострига

Окончив школу, а затем училище, в 1978–1980 годах он служил в разведке, где прошел спецподготовку и обучился приемам рукопашного боя. После поступил в Одесский университет на геолого-географический факультет. Но вот однажды ему рассказали, что в бедном селенье Яски под Одессой у храма совсем прохудилась крыша и некому ее залатать. Николай взял академический отпуск и поехал чинить кровлю – он был мастер на все руки. Храм требовалось еще и расписать. Тогда он нашел художника из Одессы – Сергея Игоревича Бурду, а тот пригласил своего товарища из Москвы – Виктора Александровича Саулкина.

Так встретились три друга на всю их оставшуюся жизнь, правда, у отца Нестора она была недолгой... Когда работы по ремонту храма и росписи были окончены, Николай принял кардинальное решение – оставил учебу в университете и уехал в Почаев.

В 1985–1986 годах в Почаевском монастыре он проходил свои первые послушания. Хотя и время-то то было крайне неблагоприятным для молодых людей, избравших путь служения Богу. Власти препятствовали молодым, чинили препоны, преследовали. Все это испытал на себе и Николай. Затем он нес послушание у игумена Пафнутия, человека высокой молитвенной жизни. Батюшка был уже в возрасте, на покое. Он стал духовником Николая, а тот помогал ему на богослужениях в его домашней церкви, алтарничал. А через некоторое время батюшка представил его владыке Варфоломею (Гондаровскому), архиепископу Ташкентскому и Среднеазиатскому (1927–1988). А тот, впрочем, препоручил его другу-архипастырю – владыке Амвросию (Щурову), епископу Ивановскому и Кинешемскому (1930–2016).

Жарки

В 1986 году Николай прибыл в Иваново и в течение нескольких лет нес послушание у владыки Амвросия; много ездил по храмам Ивановской епархии, выполняя различные поручения. Однажды он попал в село Жарки, что раскинулось на высоком берегу речки Пажик. Здесь, в Жарках, он почувствовал присутствие Царицы Небесной. Так однажды и сказал: «Если меня рукоположат, только в этот храм проситься буду – тут такая благодать!».

После этого Николай некоторое время жил в Москве у Виктора Саулкина, много молился, обычно с земными поклонами – полагая их по несколько сот, Виктор даже сбивался со счету.

Вскоре Николай снова поехал в Ивановскую епархию, в свои любимые Жарки – в церковь Рождества Богоматери с чудотворной Казанской иконой. У стен храма там покоятся два Божиих подвижника, Христа ради юродивые блаженные Алексий и Михаил, замученные чекистами. Жарки наделены были и пророчеством блаженных: священник, который пребудет в этом селе до смерти, спасется. И в лихое время конца ХХ столетия отец Нестор первым из священнослужителей прожил в Жарках до своей кончины.

Молодой, энергичный и сильный, Николай не рвался в города, на большие приходы, но любил уединенное село, словно пустынь. Он подвизался там, выполняя разную работу – и печки топил, и дрова рубил, и даже, говорят, был почтальоном, так что все местные жители его хорошо знали. По словам отца Нестора, ему было тяжело, ведь на него смотрели как на пришлого, да еще из Одессы – почти как на жулика. А обиду он преодолевал так: шел на кладбище и там среди могил блаженных плакал и молился Богородице, и снова – в бой, на послушания.

Пострижение и рукоположение

Иеромонах Нестор (Савчук) .jpg Иеромонах Нестор (Савчук)

Он был безсребреником, честным, искренним, открытым человеком. Владыка Ивановский Амвросий его очень полюбил и стал его духовником. Позже Николай был назначен старостой храма в Жарках. А в октябре 1988 года в Воскресенском соборе города Шуи епископ Амвросий рукоположил его в сан диакона. На следующий год 31 мая он был пострижен в мантию с наречением имени Нестор, в честь преподобного Нестора Летописца. 3 сентября того же 1989 года его рукоположили в сан иеромонаха и назначили служить в храм Рождества Пресвятой Богородицы села Жарки. Так сбылась его мечта.

Враг неистовствовал. Сразу же на иеромонаха Нестора было совершено нападение. Он был жестоко избит: трое пьяных амбалов набросились на него, пиная ногами.

Милиция задержала хулиганов, хотели даже устроить показательный процесс, однако отец Нестор отказался писать заявление: «Это мне по грехам, – сказал, – а их я полностью прощаю».

Власти настаивали, но тщетно. Батюшка был непреклонен – такое миролюбие и смирение.

Позже к нему приехал просить прощения один из нападавших, Андрей, который нанес удар первым. Было ему тогда 18 лет, и он, как большинство парней, пил, курил, бездельничал. Отец Нестор предложил ему пожить вместе, он остался. А через год батюшка свозил его к отцу Иоанну (Крестьянкину) в Псково-Печерский монастырь. Андрей совершенно изменился, стал верующим церковным человеком и даже принял рукоположение во священника.

Иеромонах Нестор (Савчук) .jpg

Как-то иеромонах Нестор признался своему близкому другу Виктору: «Знаешь, я – человек грешный, а мне Господь такую великую милость подал, я стал иеромонахом. Как бы мне хотелось Господу отплатить за Его милость, мне бы хотелось пострадать за Господа». Произнесено это было очень искренно и просто. И еще сказал, что понимает, что мученического венца недостоин, и добавил: «Но, может, Матерь Божию умолю…»

Дары

Отец Нестор и в свои молодые годы был уже опытным духовником, видел немощи человеческие, и знал, как помочь их преодолеть, чувствовал, кто какую меру подвига вместить может. Люди ехали к нему уже отовсюду – из Одессы, Москвы, Петербурга. Многих он привел к вере, крестил. В его храм потянулась молодежь.

Друзья-иконописцы Сергей и Виктор расписали отреставрированный там им храм.  Служил отец Нестор истово и благоговейно. Богослужения совершал по полному чину, так что вечерняя служба шла пять часов. Подражал отцам-пустынникам. Бывало, повесит снаружи дома замок, незаметно проберется внутрь через хлев и подопрет дверь изнутри. И так пребывает в уединении день-другой в пустыннической молитве.

Особенно отец Нестор чтил Божию Матерь. Постоянно служил молебны перед Казанским чудотворным образом, помазывал прихожан маслом из лампады перед иконой. Стали даже совершаться исцеления.

Вера Александровна Алова, ближайшая ученица отца Нестора, рассказывает:

«Как-то у меня сильно разболелась голова. А в тот день нужно было помочь отцу Нестору. А я еле до дома-то дошла, сказала батюшке, что никуда не могу идти. Он говорит: „Выпей чаю, и головная боль пройдет“. А я даже пить не могу от боли. А он голову наклонил и пристально смотрит на меня, потом взгляд отведет и опять смотрит молча. И у меня начала стихать боль и потом совсем исчезла. Зато пришла радость и силы появились откуда-то. Я сказала в изумлении: „Отец Нестор, Вы еще и исцеляете?!“ А он резко оборвал меня: „Молчи и никому об этом не рассказывай“. И в тот вечер мы с батюшкой много дел сделали. Вот такая у него была молитва. Но батюшка старался всегда это скрыть. Так и на этот раз он предлагал то одно, то другое, чтоб молитву прикрыть. Но Бог так устроил, чтоб я увидела, что он обладал даром исцеления.

Батюшка неопустительно выполнял свое келейное правило, несмотря ни на что. Очень любил читать акафисты, особенно святителю Николаю Чудотворцу. Если предстояло важное дело для храма, отец Нестор сразу брался за акафист, и по его молитвам происходили чудеса.

Мы заметили, что все, чего бы ни просил отец Нестор у Бога, свершается. Были многие примеры тому. В то время трудно было и самого необходимого достать, а тут надо такой большой храм реставрировать. Вот и мотался он, то кирпичи выпрашивая, то цемент, то гвозди. Храм восстанавливался буквально его кровью. Надо сказать, что во время службы батюшка неизменно по памяти, без помянника несколько сотен человек поминал».

Другая прихожанка храма, Галина Анатольевна Караванова, проживающая в Иваново, свидетельствует:

«Вот однажды сидим мы с дочкой, а она и говорит: „Вот бы Лапонька пришел сейчас“. Дети очень любили отца Нестора, даже звали его Лапонькой. Я дочке отвечаю: „Да как же он придет сюда? Ведь далеко он, в Жарках“. А она сидит, горюет. Весь день провели в печали. Вечером вдруг – стук в дверь. Думаю: „Это соседка пришла“. Открываю двери и не верю своим глазам: стоит отец Нестор! Он улыбается и говорит мне: „Зачем вы меня звали?“ Ох, и радости было тогда!

А однажды отец Нестор вылечил мою дочь на расстоянии. Она заболела тогда, температура 40. А я в Жарках была в храме на Литургии. Сердце-то разрывалось, хотела срочно поехать к дочке. Но сколько раз я ни порывалась, отец Нестор не благословлял. Наконец, он вышел из алтаря, подошел ко мне и сказал: „Пойдем“. Вышли мы из храма, сели на скамеечку, он и говорит мне: „Все будет с твоей дочкой хорошо. Ехать не надо сейчас, с Литургии уходить“. Потом взялся за четки и начал молиться. Говорит через некоторое время: „Вот ей стало легче“… И вот когда я приехала домой, то узнала, что все так и было, как он говорил. И муж, и соседка только удивлялись быстрому выздоровлению Сашеньки».

Батюшку много обижали. Но отец Нестор говорил, что всякая обида, всякое оскорбление – это подарок свыше. Он был весь в молитве. Но это было сокрыто от глаз посторонних.

«Спастись – это большой риск»

В горах Абхазии.JPG В горах Абхазии

Иеромонах Нестор обладал чутким, горячим сердцем, которое призывало его туда, где боль, где больше всего требовалась его помощь как доброго пастыря. Так, осенью 1992 года он вместе с друзьями едет с миссионерско-миротворческой целью в Абхазию. В то время в горах Кавказа шла грузино-абхазская война. Но отца Нестора это не остановило. Он был настоящим воином Христовым, русским богатырем.

Как-то он сказал о себе: «Я – рискованный человек. В детстве, например, у меня кличка даже была – „космонавт“. С какой-то высоты надо прыгать – все боятся, а я – первый. Я вообще люблю рисковать, честно сказать.

В христианстве и то рискуешь… Узенькая тропочка, т. е. тропочка, по которой можно пройти ко спасению, узенькая очень. Сколько много побочных вещей, которые тебя цепляют сами!

Но ты же рискуешь! Не дай Бог ты в какую-то ересь попадешь, или ты будешь в состоянии прелести. Тебе скажут: „Ты в прелести!“ А ты скажешь: „Нет!“ Ты считаешь, что ты в истине, что истиной живешь. А на самом деле это прелесть. Риск, большой риск. Спастись – это большой риск».

Оказавшись в эпицентре войны, в самый разгар боевых действий, батюшка крестил людей (часто в реке), венчал молодых (прямо на горной поляне), отпевал убитых, многих утешал и приводил к вере. Часто он проповедовал среди казаков, солдат. Когда рядом смерть, вопросы имеют совсем другой характер. Люди не то, что тянулись, а прямо бросались к священнику. Настрадавшихся матерей, сестер, жен убитых воинов батюшка увещевал: «Только не проклинайте никого! Просите у Бога помощи! Просите у Бога, чтобы Он простил вам грехи и чтобы Он все устроил».

А в праздник Воздвижения Креста Господня, 27 сентября, отец Нестор со своими спутниками воздвиг крест на вершине горы Абаго, почти на самой границе России.

Вернувшись из Абхазии, отец Нестор просил отправить его туда миссионером. Но старец Иоанн (Крестьянкин) не благословил на это, ответив в письме: «Какая же мать оставит своих детей и отправится к чужим?» И он остался в Жарках.

Батюшка был неутомим в деле проповеди Христовой веры. По собственной инициативе отец Нестор организовал православные книжные лавки на железнодорожных станциях, договорившись со всеми начальниками, которые дали разрешение на такое начинание. Он сам закупал книги и развозил их по станциям! И пассажиры могли приобрести духовную литературу, столь драгоценную в то время.

И в храме батюшка нес слово проникновенно, трогательно, пламенно. Проповеди его глубоко запечатлевались в душах богомольцев. Многие меняли свою жизнь благодаря наставлениям батюшки.

Молод он был, но мудрость и рассуждение обитали в нем, а еще – радость. За ревностное служение на благо Русской Церкви иеромонаха Нестора наградили наперсным золотым крестом.

«Какая смерть для монахов чудесная! – смерть за Христа»

В 1993 году в Оптиной Пустыни в Пасхальную ночь были убиты три монаха: иеромонах Василий (Росляков), иноки Ферапонт (Пушкарев) и Трофим (Татарников). Узнав об этом, отец Нестор сказал: «Какая смерть для монахов чудесная! – смерть за Христа. Это милость Господня». Молил он Господа и Новомучеников Оптинских, чтобы и ему пострадать за имя Христово.

Иеромонах Василий (Росляков), иноки Ферапонт (Пушкарев) и Трофим (Татарников).jpg Иеромонах Василий (Росляков), иноки Ферапонт (Пушкарев) и Трофим (Татарников)

Начались на батюшку сугубые гонения. Некоторые его духовные чада вместо помощи, которая ему была очень нужна, восставали на него. Господь попустил и храм обокрасть не один раз. Тогда орудовала банда по деревенским храмам – воровали иконы и продавали за большие деньги за границу. В марте 1993 года похитили древние иконы и у отца Нестора. Батюшка говорил: «У меня сердце прямо закипело, когда увидел поруганный храм». Ему самому это стоило огромных усилий добиться того, чтобы воров поймали. Батюшка в одиночку несколько километров оббегал по окрестным полям и лесам по мокрому снегу, пытаясь найти бандитов. Иконы вернули. Отец Нестор установил круглосуточное дежурство и полночный крестный ход.

Летом того же года батюшку пытались убить, но ему чудом удалось спастись. Однажды вечером на него напали бандиты с оружием – вломились в дом, но отец Нестор выпрыгнул из окна, сильно поранившись. Добежал до Костяево, поднял милицию, банду опять поймали, но иконы уже не вернули.

В осенне-зимний период 1993 года произошло еще одно покушение, но отец Нестор вновь спасся, вырвавшись из рук убийц – опять выскочил через окно. Он прибежал к своим прихожанам тогда босиком по снегу, с окровавленной рукой. Бандиты бродили вокруг отца Нестора, как волки.

Иеромонах Нестор был убит в ночь с 30 на 31 декабря 1993 года. Водитель довез батюшку на снегоходе «Буран» до храма в Жарках. Там его уже поджидали убийцы, скорее всего, прямо в келье. Отца Нестора пытали... Мучители рвали, резали и кололи его тело какими-то инструментами, сцедили всю его кровь. Этот факт – прямое свидетельство о ритуальном характере убийства. Прекрасное лицо батюшки было чудовищно обезображено, волосы вырваны... Вся келья была залита кровью – стены и распятие, даже потолок был в крови… Затем батюшку положили перед распятием... 

Келья отца Нестора.jpg Келья отца Нестора

Отцу Нестору было 33 года... Он и сам говорил: «Век мой короток – от 30 до 40». Значит, знал… Может, кто из старцев предрек.

Подозреваемый в убийстве не смог рассказать, как все было. Очевидно, что он взял на себя чужую вину. Представители власти демонстрировали свое нежелание вести расследование и смягчили приговор мнимому убийце – он получил только четыре года тюремного заключения как за неумышленное убийство.

Хоронили отца Нестора на пятый день – ни малейшего запаха тления от гроба не исходило. Попрощаться с батюшкой приехали люди из разных городов страны. Такого стечения богомольцев храм не помнил со времен Царской России.

Безсребреник отец Нестор по своей смерти почти не оставил личных вещей. Даже хоронить пришлось в чужой обуви, так как его была слишком старая, изношенная.

Могила его находится за алтарем храма, которому он посвятил последние годы своей жизни.

Девятый день пришелся на 8 января, Собор Пресвятой Богородицы. Вымолил-таки батюшка у Царицы Небесной венец мученический! Небеса обрели нового жителя, а мы – нового молитвенника за нас, за Русь нашу, ибо очень любил отец Нестор Россию и болел сердцем и душою за нее. Почитал он другого печальника за Матушку-Русь – митрополита Санкт-Петербургского Иоанна (Снычева). И подражал ему, мужественно стоял до конца, постоянно претерпевая открытые бандитские угрозы. Вспоминаются его слова: «Ну чего бояться-то? Пострадать за Господа – ведь это радость какая!»

Смерть во Христе суть жизнь

«Можно убить, но нельзя победить священника Божия, держащегося Евангелия и сохраняющего заповеди Христовы», – говорил святитель Киприан Карфагенский.


Иеромонах Нестор (Савчук).jpg Иеромонах Нестор (Савчук)

Победа осталась за иеромонахом Нестором, отдавшим жизнь за веру. Страшна участь тех, кто посягнул поднять руку на священника. «Восстающий против священника не человека уничижает, а Бога и Христа Иисуса, первородного единственного первосвященника Отчего», – а это свидетельство священномученика Игнатия Богоносца.

«Нет ничего светлее души, которая удостоилась потерпеть за Христа», – свидетельствовал и святитель Иоанн Златоуст. И как бы защищая новомучеников от нареканий современников, сомневающихся в их святости по причине известных им немощей, вразумляет таковых: «Как крещаемые – водою, так претерпевающие мученичество омываются собственною кровью».

Преподобный Исаак Сирин говорит, что «не те только мученики, которые прияли смерть за веру во Христа, но и те, которые умирают за соблюдение заповедей Христовых». Вот это очень важно помнить каждому из нас.

 «Мученичество» (το μαρτύριο) в переводе с греческого языка означает «свидетельство». Это свидетельство, что смерть во Христе суть жизнь. Первые христиане устремлялись на мучилищные арены, чтоб исповедовать христианство, а современные нам новомученики, чаще всего, несут свой подвиг в ежедневном соблюдении заповедей Христовых, за что бывают умервщляемы богоненавистниками. Но и те, и другие, приняв мучения, становятся воскресшими со Христом. Смерть становится торжеством жизни.

«Кровь мучеников – это семя христианства», – отмечал Тертуллиан. С глубокой древности все престолы православных храмов стоят на мощах святых мучеников. Обагренный кровью подрясник отца Нестора владыка Амвросий благословил хранить под престолом храма. В Москве у друзей хранится скуфья отца Нестора, и временами она источает удивительное благоухание...

Посмертные чудеса

После того, как Виктор Саулкин рассказал в эфире радиостанции «Радонеж» о жизни отца Нестора, стали поступать сообщения о его посмертных чудесах. Один монах, знавший отца Нестора при жизни, впал в нерадение и стал выпивать. Ему явился отец Нестор и так грозно взглянул на него, что он сразу оставил пагубную страсть и исправился.

А одна слепая женщина исповедовалась у батюшки, но не знала, как он выглядит. После смерти он явился ей во сне, и она совершенно точно описала его внешность!

Другая женщина, чадо отца Нестора, копала огород, но изнемогши, взмолилась: «Отец Нестор, помоги!» И вдруг слышит голос батюшки: «Могу ли я помочь Вам?» Обернулась: стоит незнакомый человек. Но обратился он к ней с теми же словами, как сам батюшка вопрошал при жизни: «Могу ли я помочь Вам?»

Иеромонах Нестор Савчук прославлен как местночтимый святой в Платине, штат Калифорния, США, в монастыре в честь преподобного Германа Аляскинского, находящегося под юрисдикцией Сербской Православной Церкви. Священномученика Нестора там почитают как своего сугубого небесного покровителя, написана его икона. И там уже звучит молитва:

Священномучениче Несторе, моли Бога о нас!

А на родине прославление отца Нестора еще ждет своего часа...

Жанна Громова




Анна

01.01.2024 05:35:2024

Вот и снова Новый год! Снова пожелания и надежды. Однако и наша смерть где-то притаилась и ждет. Какой-то день или ночь будут последними и для нашей собственной жизни. Поэтому блажен, кто день и ночь помнит о смерти и готовится ее встретить. Ибо у нее есть обычай приходить к тем, кто ее ожидает, веселой. А тех, которые ее не ждут, настигает горькая и жестокая. Посему поразмысли и ты, сын мой, о лжи и обмане этого льстивого мира и, с помощью Божией благодати, смотри не согрешай никогда. Ибо льстивый этот мир понуждает всех, чтобы они были близ него: может, когда-то удастся поймать их в свои сети и иметь навсегда своими! Ибо люди обманывают и обманываются. Будучи смертными, над своим смертным трудятся. Однако ты день и ночь слушай в себе Божий голос: «Не любите мир и весь обман мира, ибо быстро он проходит и все его радости минуют. Только творящий волю Божию, тот пребывает вовек». Преподобный Иосиф Исихаст