Когда Бог на первом месте, все остальное на своем. О традиционных ценностях

Понятия «духовность», «традиционные ценности» фигурируют во многих документах, звучат в заявлениях официальных лиц. При этом главными ценностями, способными сблизить позиции Церкви и светского государства, все чаще именуют ближнего, народ, родину…

Духовник Донского монастыря Москвы иеросхимонах Валентин (Гуревич) прокомментировал тенденцию.

Если благочестие граждан будет расти, то и качество общественной жизни от этого выиграет, поскольку люди станут относиться к своим обязанностям – семейным, гражданским, хозяйственным, государственным – исходя из требований совести, которая записана в Священном Писании под именем Божиих заповедей. Качество общественной жизни, таким образом, – это следствие качества жизни духовной. Но не цель ее.

Цель христианской религии, ее подлинный приоритет – это спасение душ человеческих, соединение их с Богом, стяжание Царства Небесного, которое внутрь нас.

Стремление поставить царство земное впереди Царства Небесного – порок, который с особенной наглядностью проявился именно в Евангельской истории отвержения избранным народом своего Мессии. Он выразился в негодовании иудеев, когда их надежды на земного мессию-помазанника рухнули. Ибо Спаситель сказал: Царство Мое – не от мира сего… И они отвергли Его за то, что Он отдал Себя на поругание язычникам вместо того, чтобы торжественно воцариться в Иерусалиме и освободить Отечество от оккупантов… 

Можно вспомнить также, как патриотически настроенные иудеи бросили в выгребную яму и утопили в нечистотах пророка Иеремию…

Это ложное понимание религии, Бога как слуг общественного благоустройства все время воспроизводится на протяжении всей истории Церкви[1]. Это и папо-цезаризм, и цезаре-папизм, и синодальный период в России, и возглавление Англиканской Церкви английским королем и даже королевой… В Боге видят как бы золотую рыбку, находящуюся в услужении и на посылках у государя, государыни и общественного благополучия.

В то время как благополучие, как и телесное здравие, иногда бывают для души не столь полезны, как скорби и болезни – «и разжирел Иаков, и очерствело сердце Израиля…»

Даже страшное падение человека, и народа, может быть попущено Богом, ибо только таким путем бывает возможно привести падшего к подлинному, «разбойничьему» покаянию и смирению, привлекающему обильную спасительную благодать Святаго Духа, которую отталкивает гордыня…

На войне без Бога никак.jpg На войне без Бога никак

Даже «истребление семени нечестивых», подобное происходившему в Синайской пустыне, попускается. Ибо зачастую только среди смертельной опасности происходит обращение от пагубных путей. «Егда убиваше я, тогда обращахуся и утреневаху к Богу» (Пс. 77:34). «Гром не грянет – мужик не перекрестится»…

«Аз есмь Бог, творяй мир и зиждяй злая» (Ис. 45:7); – иногда может помочь только горькая пилюля или хирургическая операция… Больной доверяется хирургу. Но хирург – человек. Он может ошибиться. Бог никогда не ошибается…

Кстати, этим стремлением использовать Бога, православие, как золотую рыбку, страдает «Проект Россия». Этот проект отметает идею «всякая власть от Бога» и полагает, что «Мы» и только «Мы» можем все обустроить. В отличие от прямых богоборцев «Мы» не отметают Бога и православие, но хотят использовать их, как золотую рыбку[2]. Всеведущий и всемогущий Разум, Емуже несть числа, они хотят поставить на услужение ограниченному, страдающему куриной слепотой, падшему человеческому рассудку, располагающему конечным числом мегабайтов информации. Забывая, что даже очень большое число по сравнению с бесконечностью всегда – бесконечно малое. В отличие от богоборцев, которые вовсе отвергали Божий Разум и полагали, что их ущербный и падший рассудок, пресмыкающееся по земле змииное плотское мудрование вполне способно и вправе Его заменить в деле построения всеобщего благоденствия…

В то время как народ Божий, как бы сильно он ни желал чего-либо, какие бы усилия ни прилагал для достижения желанной цели, всегда давал место Богу: «Когда б на то не Божья воля, не отдали б Москвы»… И в конце каждого горячего молитвенного обращения добавлялось: «но не как я хочу, а как Ты; да будет воля Твоя»…

А «Мы» ценят прежде всего искренность, бескорыстие, горячее стремление и способность «команды» идти до конца в том, что она искренно считает правильным. И часто восхищаются и ставят в пример действия революционных лидеров. И готовы, видимо, по их примеру, снова наломать дров…



[1] «Смещение акцента в догмате неизбежно отражается на духовной жизни. Вторая заповедь о любви к ближнему начинает занимать место первой заповеди о любви к Богу. Хотя обе заповеди едины и нераздельны, и без любви к ближнему не может быть любви к Богу, однако, по православному разумению, необходима правильная расстановка акцентов. Ибо каждый святой подвижник, как пишет об этом преподобный Ефрем Сирин, прежде всего старается иметь в своем сердце священную любовь к Богу, и тогда в любви к ближнему легко уже можно преуспеть» (Из статьи прот. Александра Шаргунова «Евангелизация» мира и «культурная революция» в Церкви»).
 
[2] Ср.: Ранний Ауробиндо Гхош пытался использовать сверхъестественную силу для освобождения Индии от британских оккупантов…