Бескровная жертва. Почему мы вкушаем Кровь Христа Спасителя?

В редакцию поступил вопрос нашего читателя Юрия: согласно Библии, нельзя вкушать кровь. Почему же в Таинстве Евхаристии христиане вкушают Плоть и Кровь Христовы?

Мария Захарова
Протоиерей Вячеслав Куликов

Отвечает протоиерей Вячеслав Куликов  

Можно поставить более общий вопрос: а разрешается ли человеку есть человека? Я думаю, ответ очевиден, даже не нужно привлекать ветхозаветное установление воздержания от потребления крови животных. Но даже это установление невозможно в полноте исполнить в обычной жизни, т.к. при забое скота при соблюдении всех ветхозаветных правил некоторое количество крови всегда остается в мясе. Поэтому недоумение относительно вкушения Святых Таин не имеет никакого отношение к ветхозаветным запретам.

Однако, чтобы таких вопросов просто не возникало, а также по некоторым другим причинам, Спаситель нам заповедал причащаться, Он Сам в первый раз причастил учеников Своими Плотью и Кровью под видом хлеба и вина. В литургическом богословии принесение хлеба и вина для причащения так и называется — "бескровная жертва". По всем своим внешним качествам для наших органов чувств Его Плоть и Кровь в Святых Тайнах присутствуют как хлеб и вино. Думаю, если провести самый пристрастный биохимический анализ, то мы не обнаружим в Святых Тайнах никаких составляющих, кроме оных, присущих хлебу и вину. Таким образом, с точки зрения как позитивистской науки, так и наших органов чувств, в Причастии мы вкушаем хлеб и вино, и поэтому никакого противоречия с ветхозаветными запретами и гуманистическими рассуждениями здесь нет. Разве что могли бы возмутиться антиалкогольные активисты.

Присутствие в Святых Тайнах Тела и Крови Христовых является предметом нашей веры.

Святые Тайны, имея все внешние признаки (в том числе и биохимические, ибо научные приборы являются всего лишь как бы усилителями наших органов чувств) хлеба и вина, по существу являются Телом и Кровью Иисуса Христа. Но, кроме веры, нет иного способа это признать.