Алексей Бахрушин – создатель театрального музея, но не только…

02-12.jpg

12 февраля

В этот день в 1865 году родился Алексей Бахрушин – русский предприниматель, меценат, создатель Театрального музея. Первый в мире хоспис, дом бесплатных квартир в центре Москвы для обедневших вдов с детьми, а также девушек-курсисток из бедных семей, детские приюты – вот лишь немногое из длинного перечня добрых дел купцов Бахрушиных, Александра и его братьев…

В 1900-м знаменитый итальянский оперный певец, исполнитель роли Отелло в опере Верди Томмазо Сальвини приехал на гастроли в Россию. Как-то после спектакля Сальвини ещё в гриме венецианского мавра сидел в актёрской курилке со своим другом купцом Алексеем Бахрушиным. Вдруг в дверях комнаты появились режиссёр Малого театра Алексей Кондратьев и прима театра Мария Ермолова. Актриса протянула итальянцу руку, и грим мавра в одно мгновение отпечатался на её белой перчатке. Неловкую ситуацию мастерски исправил режиссёр Кондратьев. Он предложил передать перчатку величайшей российской актрисы с гримом величайшего итальянского актёра в коллекцию Бахрушина.

Бахрушины, происходившие из касимовских татар, приехали в Москву в 1820 году. Основатель династии Алексей (дед нашего героя) открыл перчаточную фабрику в Замоскворечье. Он живо интересовался техническими новинками, выписал из Англии паровую машину, провел водопровод, поставил кирпичную трубу, самую высокую в Москве. Но в 1848 году внезапно скончался.

Выяснилось, что дом заложен в банке, а кроме того, на нем были 100 тысяч рублей долга. Вдова и трое сыновей – Петр, Александр и Василий решили имя отца не порочить и взяли обязательства на себя. И так же, как он, вели дело скрупулезно и тщательно. Ездили за опытом за границу. У них вскоре появились кожевенный завод, суконная фабрика. Эти товары продавались в торговом доме Бахрушиных и считались лучшими в России.

Бахрушины в конце каждого года собирались все вместе и решали, какую часть годовой прибыли отдадут на благотворительные цели. В 1887 году на их деньги – 450 тысяч рублей – построили больницу на 200 коек для страдающих хроническими заболеваниями на Сокольничьем поле. При ней создали дом для призрения неизлечимо больных – первый в мире хоспис. Чуть позже там же построили детский приют. Известность и уважение Бахрушиным принес дом бесплатных квартир на Софийской набережной, предназначенный для обедневших вдов с детьми, а также девушек-курсисток из бедных семей. В этом доме было 200 квартир, при нем работали два детских сада, начальное училище, мужское ремесленное училище и школа для девочек. Братья активно помогали и уже существующим городским приютам, например, жертвовали приюту-колонии для беспризорных детей в Тихвинском городском имении.

Василий Бахрушин в 1904 году построил большой четырехэтажный училищный дом в Хамовниках, а через два года учредил пять стипендий по восемь тысяч рублей. Они полагались учащимся Московского университета, Московской духовной академии, Академии коммерческих наук и мужской гимназии.

Алексей Бахрушин (названный так в честь деда-основателя) увлекался театром с детства. В шесть лет стал завсегдатаем Большого театра, потом был почитателем Малого театра, играл на сцене Перловского театрального кружка. До 1890 года активно занимался семейным бизнесом. Но страсть к собирательству театральных артефактов оказалась сильнее. Алексей Бахрушин полностью посвятил себя этому делу. Но после смерти старшего брата ему все же пришлось вернуться к управлению компанией. За свои промышленные достижения удостоился нескольких золотых медалей и ордена Святой Анны 3-й степени.

Он был членом Московского биржевого общества, членом Совета Русского театрального общества, почётным членом Совета Якиманского городского попечительства о бедных, членом Совета больницы и родильного приюта имени братьев Бахрушиных. Как гласный (член собрания с решающим голосом) Московской городской думы с 1900 по 1916 год возглавлял комиссию по народным развлечениям. Комиссия открыла в Москве 12 народных домов, заведовать которыми в 1915 году был уполномочен Алексей Бахрушин. Первым народным домом, открывшимся в декабре 1904 года, – Введенским – Бахрушин заведовал ещё с 1906 года; его усилиями там был создан постоянный театральный коллектив, в котором работал будущий актер, сценарист и режиссер немого кино Иван Мозжухин.

И все годы собирал свой музей. Он стал столь обширным, что Алексей Бахрушин начал задумываться о его дальнейшей судьбе. Хотел сделать его достоянием Москвы. «Как гласный Думы, он предложил передать свой музей в собственность Московского городского самоуправления. Но маститые отцы города, лишь заслышав об этом, стали всячески отмахиваться от этой напасти. „Что вы?! Мы с третьяковским и солдатенковским собраниями достаточно горя хлебнули. А тут вы ещё с вашим! Увольте, Христа ради!“ Отец был в отчаянии – огромное собрание, уже тогда стоившее сотни тысяч, предлагаемое бесплатно государственным учреждениям, оказывалось никому не нужным. Сломить чиновничью косность оказалось невозможным», – вспоминал его сын Юрий Бахрушин.

Так продолжалось до октября 1917 года. Фабрики и торговый дом Бахрушиных были национализированы. Театральный музей, выстроенный на деньги Бахрушина в Москве на пересечении Зацепского вала и Лужнецкой улицы (сейчас он носит имя Бахрушина), тоже перешел в государственную собственность. Алексей Бахрушин был назначен его директором. Он исполнял эту обязанность до самой смерти в 1929 году.

Александр Трушин