Театр по Станиславскому: не играть, а жить

st-1.jpg

17 января

В этот день в 1863 году родился Константин Станиславский, русский предприниматель, режиссер, педагог, теоретик и реформатор театра. В конце XIX – начале XX века он создал свою творческую систему, которая решительно изменила и театр, и актеров, и зрителей. Если сформулировать кратко, главная идея Станиславского состояла в том, что актер должен находиться на сцене в натуральном, естественном состоянии и чувствовать те настоящие эмоции, которые испытывает персонаж.

Из этого вытекают несколько важных принципов его системы. До Станиславского актеры на сцене лишь изображали эмоции – а это совсем другой театр. Станиславский требовал вживаться в образ, играть по принципу «здесь и сейчас», каждый раз переживая роль по-новому, занимаясь самосовершенствованием (физических и эмоциональных качеств), развивая наблюдательность, память, внимание, актерскую фантазию, способность концентрироваться на задаче, умение отвлекаться от второстепенных деталей…

Настоящая фамилия будущего реформатора театра Алексеев. Рос он в многодетной купеческой семье, в которой было 9 детей. Отец – известный фабрикант и промышленник, владел фабрикой, на которой делали канитель – тончайшую золотую нить. Константин после 7 класса гимназии пошел работать на фабрику отца. В то время дела там шли плохо, производство было нерентабельным. Но ситуацию спас вчерашний гимназист: неожиданно для всех он оказался талантливым управленцем. Сначала Константин отправился за границу, чтобы изучить технические новинки, а по возвращении предложил переориентировать производство с канители на электротехническую проволоку. После этого доходы фабрики стремительно взлетели.

Но Константин Алексеев на фабрике не остался. Его с юности увлекал театр. В 14 лет он ставил семейные спектакли и играл в них. Родственники-купцы ворчали: «не тем голова у Кости забита». Он постепенно все больше погружался в художественную жизнь столицы. Был казначеем Русского музыкального общества, дружил с Чайковским, Танеевым, другими крупными композиторами. Но менеджерский талант проявился и здесь. Алексеев создал Московское общество искусства и литературы, вложил в него личные финансовые средства. В этом обществе он играл и сам ставил спектакли. И эти постановки были успешными. А чтобы скрыть свою настоящую фамилию, взял сценический псевдоним Станиславский

В то время русский театр переживал серьезный кризис. Как говорила великая актриса Мария Ермолова, «наш театр начинает становиться безжизненным трупом». В 1897 году актер, режиссер Владимир Немирович-Данченко пригласил Станиславского обсудить ряд вопросов, касающихся состояния театра. Станиславский сохранил визитную карточку, на обороте которой карандашом написано: «Я буду в час в Славянском базаре – не увидимся ли?». На конверте он подписал: «Знаменитое первое свидание-сидение с Немировичем-Данченко. Первый момент основания театра».

Они беседовали восемнадцать часов. С этого разговора двух великих режиссеров начался Московский художественный театр. Идеи Станиславского давно шагнули за пределы России. И до сих пор все театры мира играют спектакли «по Станиславскому».