Весь мир театр, и люди в нем актеры

Федор Волков.jpg

20 февраля

В этот день 1729 года родился Федор Волков, основатель русского театра, один из образованнейших людей своего времени. 

Если ограничиться только официальной биографией Волкова как театрального деятеля, она может показаться не слишком выдающейся. Родился в Костроме в купеческой семье. С 1735 года, после смерти отца жил в Ярославле, у дяди, тоже купца. Учился у ссыльного немецкого пастора в Ярославле, затем с 1741 года в Москве, где познакомился с театральными постановками и спектаклями итальянской труппы (что за труппа – неизвестно). В 1748-м, вернувшись в Ярославль, организовал сначала домашний, а с 1750 года – публичный театр. Ставил пьесы греческих, латинских, итальянских, французских авторов. В 1752-м театр Волкова вызвали в Петербург. В 1754-56 годах Волков продолжал образование в Шляхетном кадетском корпусе. В 1763 году в празднование восшествия на престол Екатерины II поставил грандиозное уличное представление «Торжествующая Минерва». На маскарадном шествии Волков простудился и умер.

Но есть в этой биографии много белых пятен, и многое недосказано. Во-первых, нет точных данных, где учился Федор Волков с 1741 по 1948 год. В Москве в те времена было только одно учреждение, где молодые люди изучали иностранные языки. Было только одно место, где студентов обучали риторике, поэтике (стихосложению), театральному искусству. И ставили театральные спектакли. Это Славяно-греко-латинская академия – первое (и в 40-х годах XVIII века единственное) высшее учебное заведение в Москве. Из него выходили выпускники, обладавшие широчайшим, энциклопедическим кругом знаний, сыгравшие важную роль в истории России. Однако, как пишут некоторые исследователи, фамилии Волкова в сохранившихся документах академии не обнаружено. Правда, это еще не означает, что его там не было. Во всяком случае, Федор Волоков в Ярославле, потом в Петербурге ставил пьесы, которые он сам переводил с греческого, латинского, французского и итальянского. Например, в Национальной библиотеке Франции хранится экземпляр трагедии Расина «Эсфирь» в переводе Волкова на русский.

Поначалу Волков в Ярославле ставил спектакли в простом амбаре. Он сам делал декорации, освещение. Потом с помощью дяди-купца построил здание на берегу Волги, и театр стал профессиональным. Успех в Ярославле был колоссальный. Слухи дошли до Санкт-Петербурга. Императрица Елизавета Петровна, слывшая покровительницей искусств, специальным указом повелела Волкову «с братьями Гаврилою и Григорием, которые в Ярославле содержат театр и играют комедии, и кто им для того ещё потребны будут, привесть в Санкт-Петербург. Для скорейшего оных людей и принадлежащего им сюда привозу, под оное дать ямские подводы и на них из казны прогонные деньги…»

Театр Волкова представил несколько своих спектаклей в Царском Селе и в Петербурге. Елизавете они не понравились – увлеченная постановками французского театра, выступавшего при ее дворе, она сочла пьесы ярославцев «грубыми и недостаточно изящными». И отправила Волкова и нескольких актеров на обучение в Шляхетный кадетский корпус, где в то время преподавал театральное дело поэт и драматург Александр Сумароков. Волков не противился, но проучился там всего два года. В 1756 году Елизавета учредила «Русский для представления трагедий и комедий театр». Позже это учреждение стало основой Императорских театров России. Федор Волков был назначен «первым русским актером». А директором – Александр Сумароков. В 1761 году он умер, и директором стал Волков.

И вот здесь наступает самый загадочный эпизод в жизни Волкова. В декабре 1761 года Елизавета умирает, и престол занимает внук Петра I, Петр III. Обожавший все немецкое и преклонявшийся перед королем Пруссии новый император свел к нулю все завоевания России в Семилетней войне и заключил союз с немцами. Это вызвало недовольство и в армии, и в обществе. При загадочных обстоятельствах 17 июля 1762 года Петр умирает за ужином в деревне Ропша. Однако утром того дня супруга императора Екатерина Алексеевна, за девять дней то того ставшая императрицей после отстранения мужа от власти, посылает в Ропшу директора Русского театра Федора Волкова. Он сидит за ужином рядом с низложенным императором. 

Весь двор знал о ненависти Волкова к императору. Когда тот еще был великим князем, Волков попросил его дать ему в управление придворный театр (это было до 1761 года). Петр, сам считавший себя гениальным артистом, нахамил Волкову матерными словами. Тот ответил ему тем же. Теперь они сидели рядом за ужином, на котором бывший император умирает. 

Дальше происходит вот что. Возможно, в суматохе переворота забыли подготовить манифест о смерти императора. У дома, где происходил ужин, собрались офицеры и солдаты гвардейского Измайловского полка. На крыльцо вышел Федор Волков с листом бумаги в руках. И громко, поставленным голосом зачитал манифест о кончине Петра Федоровича. Но на листе не было написано ни одной буквы. Это – факты. Дальше следуют домыслы и предположения.

Как писал Шекспир, «весь мир – театр, и люди в нем – актеры».