"Дьявол с Богом борется, поле битвы – сердца людей". Ф.М. Достоевский

11 ноября родился Федор Достоевский (1821-1881), величайший мыслитель, философ, публицист, «самый христианский из писателей», по словам Н.А. Бердяева. Все русские вопросы сошлись на нем, и писатель дал им толкование.

Он – недосягаемая высота в отечественной и мировой литературе. «Вершина русской культуры – это Достоевский», – писал историк культуры Лев Карсавин. Главная его заслуга – он вернул направление мысли образованной части общества на христианскую дорогу.

Убедительно и художественно доказал, что не человек, а евангельский Христос есть мера всех вещей. Что вне Бога нет правды и нет любви, вне Христа нет гуманизма, мало того, такой гуманизм оборачивается реками крови. Невозможна любовь к человеку без любви к Богу.

Его творчество было пророческим. В «Легендах о Великом инквизиторе» угадывается и современное, и будущее время.  

Достоевский уверен: приди Христос сегодня – Его снова распнут. «Накорми, тогда и спрашивай с них добродетели!», – вот что напишут на знамени, которое выдвинут против Тебя», – пророчески провозглашает Достоевский.   

Великий инквизитор многословно обличает Христа. Христос молчит. Все сказав, инквизитор ощущает бессилие своих слов. Финал поэмы – «тихий поцелуй Христа» в обескровленные девяностолетние уста старика.

Иллюстрация к Легенде о Великом Инквизиторе.pngДостоевский уверен: приди Христос сегодня - Его снова распнут 

«Католичество закрыло от европейского человечества Христа. Достоевский выбрал форму легенды для критики католической идеи как основы европейской культуры, чтобы выразить не формулы, а дух католичества. Истинная вера – потеряна. Осталось желание решать социальные проблемы без Христа, но с помощью католической церковной организации. Православный идеал – воцерковление всей жизни. Не как внешнее подчинение, а как свободное усвоение жизнью христианских начал», – писал философ, педагог и психолог протоиерей Василий Зеньковский.

Люди, взявшие власть, видят, чего ждет толпа, когда ее поведут к счастью, дадут хлеба, зрелищ, спокойствия, удобства… «Сами люди принесли нам свободу свою и покорно положили ее к ногам нашим».   

Детство будущего писателя, его братьев и сестер прошло в Москве. Сам писатель вспоминал, что происходил из семейства русского и благочестивого, всякий шаг родителей сопровождался молитвой. Отец Михаил Достоевский работал штаб-лекарем московской Мариинской больницы для бедных. Мать – Мария Нечаева – происходила из среды московского купечества. В семье было семеро детей, которые придерживались домашнего порядка. Часто устраивали вечерние чтения, няня рассказывала русские сказки. Летом семья выезжала в небольшое поместье в селе Даровом Тульской губернии. Отец сам преподавал им латынь, приходящие учителя – математику, французский язык и русскую словесность.

После смерти матери в 1837 году Федора Достоевского и его старшего брата Михаила отправили учиться в Петербург – в Инженерное училище. Но Достоевский об этом времени вспоминал так: «Мечтали мы только о поэзии и о поэтах». Училище он окончил в 1843 году, был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в следующем году подал в отставку. Он решил заняться литературой и посвятить этому все свое время.

Иллюстрации к роману «Бедные люди».jpg «Бедные люди» - первый роман Достоевского, сразу же встреченный с восторгом 

В конце мая 1845 года Федор Достоевский закончил свой первый роман «Бедные люди». Произведение восторженно приняли законодатели литературной моды тех лет – Николай Некрасов​ и Виссарион Белинский​. Белинский писал: «Роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому… Это первая попытка у нас социального романа». Герой Достоевского – оторвавшийся от культурной традиции, от почвы и от земли интеллигент-разночинец, представитель «случайного племени». Такой человек вступает в особые отношения к идее: он беззащитен перед нею и перед ее властью, ибо не укоренен в бытии и лишен культурной традиции. Он становится одержимым идеей.

В 1847 году Достоевский увлекся идеями социализма. Он посещал кружок Петрашевского, здесь обсуждали свободу книгопечатания, реформу судов, освобождение крестьян. На собрании кружка Федор Достоевский прочитал публике запрещенное письмо Белинского к Гоголю. В конце апреля 1849 года писателя арестовали, 8 месяцев он провел в Петропавловской крепости. Суд признал его «одним из важнейших преступников за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского» и приговорил к смертной казни.

Но вдруг неожиданная весть: Государь дарует осужденным жизнь.

Иллюстрация к «Запискам из Мертвого дома».jpg«Записки из Мертвого дома» написаны под впечатлением от жизни в Омском остроге 

Федора Достоевского отправили на четырехлетнюю каторгу в Омск, а после – на службу рядовым в Семипалатинск. Писателя амнистировали в 1856 году после коронации Александра II. Впечатления от жизни в Омском остроге Федор Достоевский выразил в «Записках из Мертвого дома». Это произведение русской литературы стало одним из первых, рассказывающих о каторге и жизни заключенных, их быте и нравах.

В 1860–80-х годах Федор Достоевский написал романы, которые потом назвали «великим пятикнижием» – «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Все они, кроме «Подростка», вошли в список «100 лучших книг всех времен» по версии Норвежского книжного клуба и Норвежского института имени Нобеля. Роман «Братья Карамазовы», стал последним произведением Достоевского. Он был дописан в ноябре 1880 года.

«Три брата Карамазовы – три пути России, – пишет Н. А. Лобастов.

 Алеша – верующий православный христианин, монах в миру. Если бы каждый из нас стал подобным монахом в миру (об этом говорили еще Гоголь, Хомяков и др.), то преобразование все сторон жизни общества было бы не просто реально, но неизбежно.

Дмитрий – гедонистический путь (либеральный).

Иван – социалистический путь (коммунистический)».

Все произведения Достоевского необычайно сложны, многогранны.

Собрание сочинений Ф. Достоевского.jpg

Литературовед Борис Энгельгард говорил, что герои Достоевского могут жить в трех планах. Первый – это среда, в которой господствует «механическая необходимость», здесь нет свободы, среда диктует людям их поступки. Второй план – почва, или «система развивающегося народного духа», то, из чего растет народный дух. И третье понятие – земля. Та, которую целовал, плача и рыдая, Алеша Карамазов. Это вся природа, и люди, и звери, и птицы, – тот прекрасный сад, который взрастил Господь, взяв семена из миров иных и посеяв на сей земле. Это высшая реальность и одновременно тот мир, где протекает земная жизнь духа, достигшего состояния истинной свободы… Это третье царство – царство любви, а потому и полной свободы, царство вечной радости и веселья.

«Братья Карамазовы» – итоговое произведение Достоевского. В 1877 году он избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.

В 1878 году после смерти любимого сына Алеши он совершает поездку в Оптину пустынь, где беседует со старцем Амвросием.

Памятник Достоевскому в Оптиной пустыни.jpg Памятник Ф.М. Достоевскому в Оптиной пустыни

31 января 1881 года при огромном стечении народа состоялись похороны писателя в Александро-Невской Лавре. С ним пришли проститься члены императорской фамилии, были министры, дамы высшего круга, духовенство, молодежь… «На этих похоронах присутствовало никак не менее 100 тысяч человек», – писала «Биржевая газеты».

И напоследок несколько цитат из романов Федора Достоевского.

«Какая красота спасет мир?»

«– Правда, князь Мышкин, что вы раз говорили, что мир спасет „кра­сота“? Господа, – закричал Ипполит громко всем, – князь утвер­ждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен. Господа, князь влюблен; давеча, только что он вошел, я в этом убедился. Не краснейте, князь, мне вас жалко станет. Какая красота спасет мир? ».

«Идиот»

«Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей».

«Красота – это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, и определить нельзя потому, что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут… Иной высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомский в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как в юные беспорочные годы…

Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В содоме ли красота?.. Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей».

«Братья Карамазовы»

«Свету ли провалиться, или мне чаю не пить»

«– …На деле мне надо знаешь чего: чтоб вы провалились, вот чего! Мне надо спокойствия. Да я за то, чтоб меня не беспокоили, весь свет сейчас же за копейку продам. Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить. Знала ль ты это, или нет? Ну, а я вот знаю, что я мерзавец, подлец, себялюбец, лен­тяй».

«Записки из подполья»

«Если Бога нет, то все позволено»

«…Он закончил утверждением, что для каждого частного лица, напри­мер как бы мы теперь, не верующего ни в Бога, ни в бессмертие свое, нравственный закон природы должен немедленно измениться в полную противоположность прежнему, религиозному, и что эгоизм даже до зло­­­действа не только должен быть дозволен человеку, но даже при­з­нан необходимым, самым разумным и чуть ли не благороднейшим исходом в его положении».

«Братья Карамазовы» 

Александр Трушин, Ольга Каменева