Какая красота спасет мир? Перечитывая Федора Достоевского

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) – величайший писатель, достигший в художественном осмыслении действительности, всех русских вопросов, недосягаемых высот.

Сегодня речь пойдет о его понимании красоты, изложенном, в частности, в романе «Идиот».

Вывод писателя: без умения различать духов к красоте человеческой подходить небезопасно – можно жестоко обмануться.

photo1691684749.jpeg
Николай Лобастов

В 1867-1868 годах Достоевский работал над романом «Идиот».

В письме к племяннице он признается: «Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете. Все писатели… кто только не брался за изображения положительно прекрасного, – всегда пасовал. Потому что это задача безмерная… На свете есть только одно положительно прекрасное лицо – Христос… Боюсь страшно, что будет неудача».

И неудача действительно постигла писателя. Не в романе, но в первоначальной идее. Образ положительно прекрасного человека – князя Мышкина – он создал, но, верный найденной им Истине, Достоевский привел его к полному краху в преображении действительности.

Евгений_Миронов_в_роли_князя_Мышкина_.jpgКнязь Мышкин уверен, что для спасения достаточно Божией красоты, которая может спасти мир 

Властителями умов в то время были Ренан, Штраус, заявляющие, что Христос был всего лишь человеком – реальным, высоконравственным, но человеком. И Достоевский в романе «Идиот» показывает, что было бы, если бы Христос был всего лишь человеком. 

452a94c0-b1ef-423c-b9bd-cb15fc3ce204.jpg«Идиот» – самый мрачный из романов Достоевского именно потому, что показано, какой был бы ужас, если бы Христос был только человеком и не был Богом. Не Мышкин спасает окружающих, а они его увлекают за собой и губят.

Мышкин пытается взвалить на себя грехи всех людей, которые видят в нем своего спасителя, но в результате сам впадает в безумие, и всех этих людей губит. 

Гордыня, своеволие и зло глубоко коренятся в человеке, говорит Достоевский. И их невозможно победить лишь с помощью человеческих усилий.

Без помощи Божией человек бессилен. Не человек спасает, а Бог через человека.

Князь Мышкин уверен, что для спасения достаточно не Креста, а Божией красоты, которая может спасти мир.

Красота природы однозначна, но красота человека – двузначна, потому что сам человек в отличие от твари двусоставен. Красота – не самоцель, а средство. Средство, которое используют и ангелы Света, и силы тьмы.

Еще Гоголь заметил: бесы проникают и в творчество, и в красоту. Отсюда вывод: без умения различать духов к красоте человеческой подходить небезопасно – можно жестоко обмануться.

Под личиной красоты прячутся и духи злобы, которые водятся и в тихом омуте, и в красивой речке.

WhatsApp Image 2023-08-10 at 18.10.51.jpeg «С этакой красотой можно мир перевернуть», - говорится о главной героине романа Настасье Филипповне. Поворот оказывается гибельным

Сначала – вера, потом красота, сначала стяжание благодати – потом понимание красоты, сначала – научение – потом наслаждение.

Красота спасет мир, если мы спасем красоту. Если мы научимся не только в природе видеть «горний ангелов полет», но и в каждом ближнем видеть образ Божий, как это делали Соня Мармеладова и Алеша Карамазов, вот тогда эта красота образа Божиего спасет всех нас – и узревших ее в грешнике, и самого грешника.

Без этого красота губительна, ибо ее использует враг рода человеческого, видя оторвавшегося от Источника жизни беспомощного и немощного человека.  

photo1691684750.jpeg
Ф.М. Достоевский

В «Дневнике писателя» Достоевский говорит о красоте русского человека:

«В русском человеке нужно уметь отвлекать красоту его от наносного варварства. Обстоятельствами всей почти русской истории народ наш … до того был развращаем, соблазняет и постоянно мучим, что еще удивительно, как он дожил, сохранив человеческий образ, а не то что сохранив красоту его. Но он сохранил… Кто истинный друг человечества,… тот извинит всю непроходимую наносную грязь, в которую погружен народ наш, и сумеет отыскать в этой грязи бриллианты. Повторяю, судите народ наш не по тем мерзостям, которые он так часто делает, а по тем великим святым вещам, по которым он и в самой мерзости своей постоянно вздыхает…  Я как-то слепо убежден, что нет такого подлеца и мерзавца в русском народе, который бы не знал, что он подл и мерзок, тогда как у других бывает так, что делает мерзость, да еще сам себя за нее похваливает, в принцип свою мерзость возводит, утверждает, что в ней-то… свет цивилизации, и несчастный кончает тем, что верит тому искренно.

Нет, судите наш народ не по тому, что он есть, а по тому, чем желал бы стать. А идеалы его сильны и святы, и они-то и спасли его в века мучений…»

Продолжение следует…

Печатается по материалам книги

Лобастов Н.А. Записки сельского учителя. Часть III – М.: Региональный общественный фонд изучения наследия П.А. Столыпина. – 422 с.