Как найти свой путь? Иеромонах Прокопий (Пащенко) о выходе из кризиса в учебе

На данный момент ты учишься, и тебе непонятно то качество, в котором ты войдешь в грядущую жизнь. Ты не совсем понимаешь, чем ты будешь в этой грядущей жизни заниматься. Вот как на эти недоумения ребят отвечает насельник Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря иеромонах Прокопий (Пащенко).

Мария Захарова
Иеромонах Прокопий (Пащенко)

Человек, ищущий исполнения воли Божией, не будет оставлен без вразумления

Бывает так, что за поворотом открывается нечто такое, что меняет наше представление о жизни. Мы думали, что за поворотом луга, а за поворотом – горы. Увиденное за поворотом вносит корректировки в наше представление о предстоящем маршруте. Мы думали, что поедем прямо, а, увидев горы, понимаем, что нужно ехать направо. В своей жизни человек сталкивается с большим количеством различных переменных. Ему трудно предугадать развитие ситуации.

Но мы можем обрести нечто такое, что внесет в разноплановые ситуации стабильность и даст точку опоры. Это нечто – стремление почувствовать волю Божию.

Книга аввы Дорофея. С ее прочтения часто благословляют начинать духовную жизнь.jpg Книга аввы Дорофея. С ее прочтения часто благословляют начинать духовную жизнь

Воля Божия может проявляться в стечении обстоятельств, и нужно учиться ее чувствовать. Преподобный авва Дорофей однажды предложил вопрос: «Как быть человеку, который хочет узнать волю Божию, но которому некого спросить о воле Божией?». Задав этот вопрос, преподобный авва Дорофей сам же на него и отвечает. Он говорит, что человек, ищущий исполнения воли Божией, не будет оставлен без вразумления. Господь через книгу или каким-нибудь образом вразумит человека.

Не заботьтесь о завтрашнем дне (Мф. 6:34). Для верующего о нем Бог заботится

Пока ты учишься, перед тобой стоят задачи определенного плана. Ты вникаешь в предметы, набираешь, как принято говорить, «багаж знаний». Стоит ли тебе озабочиваться в глобальном отношении тем, что тебе предстоит делать в дальнейшем? Может быть, стоит сосредоточиться на тех задачах, которые стоят сейчас перед тобой? Что если, восходя от силы в силу, через несколько лет ты способен будешь решать какие-то сложные вопросы? Что если сейчас тебе открыть уровень сложности этих вопросов, ты упадешь духом? Что если, упав духом, ты откажешься идти по тому пути, по которому идешь? А идя по этому пути, ты смог бы в течение нескольких лет, восходя от силы в силу, укрепиться и стать способным решать указанные вопросы?

Ты еще и другим сможешь, укрепившись сам, во многом помочь.jpg Ты еще и другим сможешь, укрепившись сам, во многом помочь

Что если идеи, которые тебе хотелось бы впоследствии развивать, ты сможешь сформулировать только после нескольких лет усердных занятий? Усердно занимаясь, ты в течение нескольких лет, например, увидишь, что некоторые темы в некоторых областях науки еще не разработаны?

Тебе, возможно, захочется этими темами заняться. Но пока ты не изучил основательным образом некоторые области науки, ты еще не предполагаешь, что в них есть какие-то пробелы. Покажется ли тебе интересным название темы, которой тебе через несколько лет захотелось бы заняться?

Вот мальчик, который смотрит на витрину с велосипедом. Ему хочется покататься на велосипеде, и велосипед в каком-то смысле – предел мечтаний мальчика. Если спросить мальчика, чего он хочет, то он ответит, что хочет иметь велосипед. Повторит ли он свой ответ по прошествии лет, скажем, пятнадцати? И отнесется ли он всерьез к желанию, которое на данный момент кажется ему предельно искренним?

Двери открываются последовательно

Сейчас ты учишься, знакомишься с новыми людьми, с новыми областями знаний. И общение, и процесс учебы – все это влияет на формирование твоей картины мира. И, следовательно, на твой выбор жизненного пути. Возможно, кто-то тебе что-то подскажет и тебя услышанное заинтересует. Об услышанном ты спросишь у преподавателя, и он тебе что-то посоветует прочитать. После прочитанного у тебя возникнут какие-то мысли, и их тебе захочется проверить. У тебя будут появляться какие-то осознания, понимания, и они будут развиваться, крепнуть, увязываться с другими осознаниями и пониманиями.

Формирование круга интересов, поступательное опознавание тех областей деятельности, которыми бы тебе хотелось заниматься – это процесс постепенный. Отдельные сведения накапливаются, аккумулируются. На определенном этапе, если так можно выразиться, количество отдельных сведений переходит в качество. Тебе становятся понятными те закономерности, которые лежат за, казалось бы, разрозненными фактами. Знакомство с закономерностями приводит тебя к чему-то еще, ты начинаешь видеть связи между явлениями, начинаешь видеть, что эти факты связаны с другими группами фактов. За теми группами фактов стоят другие закономерности, и в итоге закономерности вторые связаны с закономерностями первыми. А потом ты видишь, что и те, и другие относятся к какому-то одному действию и этот процесс представляет из себя явление многоуровневое и разноплановое.

Сказанное можно вместить в слова преподобного Марка Подвижника – он призывал человека не говорить, что тот не делает доброго, потому что чего-то не знал. Преподобный Марк говорил, что если бы человек делал бы то, что ему было открыто, то со временем он пришел бы к тому, что ему на данный момент еще пока и не открыто. Одно происходит из другого и одно с другим связано. Применительно к твоему случаю слова преподобного Марка Подвижника можно перефразировать так – делай то, что тебе понятно, и впоследствии тебе откроется то, что тебе на данный момент еще и не понятно. Или, иными словами, – ты не знаешь будущего, но видишь перед собой дверь. Ты входишь в нее и, войдя, видишь следующую дверь.

Учитывайте всё множество факторов

Чтобы понять, как поступить в тех или иных обстоятельствах, нужно каким-то образом в них вчувствоваться. Здесь можно в качестве аналогии привести пример опытного врача. Чтобы понять пациента, врач старается вчувствоваться в него. Доктор Боткин, например, первые 20 минут знакомства с пациентом просто наблюдал за ним. Общая картина, составленная от знакомства с пациентом, уже многое говорит врачу. Кто-то же, например, считает, что ему достаточно для того, чтобы поставить диагноз, одного описания жалобы больного. Так и некоторые люди пытаются дать ответ на свою жизнь, исходя из какой-то логической схемы. Они рассматривают всего лишь несколько факторов: вот одна работа денежная, другая неденежная. И куда мне идти?

Несмотря на кажущуюся простоту подобных вопросов, они далеко не так просты, как кажутся на первый взгляд. Какие коллективы в этих компаниях? Какие начальники? Чем занимаются эти компании? Каков рабочий график? Будет ли у человека время для того, чтобы побыть с семьей? И так далее, и тому подобное.

Чтобы принять взвешенное решение, человеку нужно учесть множество факторов.

На самом деле, в каких-то ситуациях мы, сами не всегда отдавая себе в том отчет, проводим достаточно глубокий анализ ситуаций. Каждая ситуация ведь по-своему уникальна. Вот, например, человек, позавтракал, но чувствует позывы поесть еще. Кушать ему или не кушать? Если ситуацию рассматривать исходя из простой логики, казалось бы, ответ приходит сам собой. Но, на самом деле, в такой ситуации человек не всегда выбирает первый вариант. За какие-то доли мгновения в его голове может выстроиться логическая цепочка: «Через полтора часа у меня будет встреча – встречаться мы наверняка будем в таком-то заведении – там все равно будем пить чай или что-нибудь кушать – там можно и поесть – а если поем сейчас, то, поехав на встречу, буду чувствовать тяжесть – а с чувством тяжести тяжело работается и думается».

А что говорит сердце?

Ф.М. Достоевский.png
Ф.М. Достоевский

Ф.М. Достоевский в романе «Идиот» высказывал мысль, что мотивы человека сложнее, чем их можно описать. Мгновенно анализируя огромный массив информации в привычных нам ситуациях, мы можем кардинально поменять решение при перемене только одного какого-то фактора. Например, быстро все взвесив в уме, мы решаем отправиться на машине в пункт А. Но одно мелькнувшее воспоминание в сознании может склонить нас к перемене решения, и мы отправляемся в пункт Б. Многие процессы подобного рода мы производим как бы автоматически, а наше сердце свидетельствует нам, правильно или нет мы поступаем.

Если мы решили принять какое-то решение и вдруг на сердце испытываем смущение, то это смущение нас призывает остановиться и задуматься над ситуацией – может, мы делаем что-то не то?

Конечно, человек, находящийся в состоянии падения (все потомки Адама обладают природой, расстроенной грехом; расстройство природы называется Церковью «первородным грехом»), не может верить сердцу без оглядки. Действительно, бывает так, что если смущение сходит на сердце, значит – мы делаем что-то не так. Но бывает и так, что дьявол наводит на сердце человека смущение, когда человек собирается делать что-то доброе. Понять, где одно, а где другое, человек может только при наличии жизненного опыта. Если человек видит цельную картину мира, видит свою включенность в нее, то тогда он может понять, ошибочен или нет задуманный шаг.

Будьте во всём в жизни осторожны

Огромное количество факторов анализируется человеком одновременно. Итог анализа, бывает, выражается либо в чувстве внутреннего мира, либо в чувстве тревожности. И если возникает тревожность, то здесь уже следует разбираться, что послужило причиной возникновения. Анализируя ситуацию, человек иногда и докапывается до конкретики. Он понимает, почему именно возникло смущение. То есть речь идет о том, что человек делает шаги вперед осторожно, сделал шаг – прислушался к ситуации, к окружающим людям, к себе самому, к своей совести – что она говорит.

Книга «Моя жизнь со старцем Иосифом» открывает ошеломительные виажи подвижнической жизни.png Книга «Моя жизнь со старцем Иосифом» открывает ошеломительные виражи подвижнической жизни

На этот счет можно привести пример из книги «Моя жизнь со старцем Иосифом», которую написал Ефрем Филофейский. Одно время община Иосифа Исихаста не поминала Вселенского патриарха, и так сложилось, что одному из членов общины нужно было служить литургию в афонском монастыре – в Лавре. Совершая литургию в Лавре, он должен был вслух помянуть патриарха. За разрешением недоумения священник обратился к своему наставнику – отцу Иосифу. Тот дал ему такой совет – иди и послужи, а после придешь и расскажешь, как ты себя при этом чувствовал. Священник, служивший литургию, рассказал отцу Иосифу впоследствии о той радости, которую испытал. И свидетельство священника для старца стало аргументом… С течением времени и отец Иосиф поменял свое отношение к вопросу о непоминовении патриарха, его община стала поминать его. Здесь данную тему обсуждать неудобно, поэтому она оставлена будет без комментариев.

Пусть ум не на панику резонирует, а занимается молитвой

Когда вопрос о жизненном пути встает перед сознанием, то нужно понимать, что этот вопрос не всегда может быть решен в настоящий момент. В настоящий момент мы можем не знать чего-то, что впоследствии окажется очень важным и значительным в деле определения последующего пути. Человеку кажется, что ощущение стабильности зависит от понимания того, что с тобой произойдет впоследствии. Если будущее для человека не известно, он начинает переживать. Но!

Силы, затраченные на переживание, лучше отдать молитве.

Чтобы ты смог молиться в экстремальных ситуациях, надо стяжать навык к молитве в спокойное время, обрести личные отношения с Богом Когда переживания такого рода стремятся заполнить ум, то можно повторять слова из 142-го псалма «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» (Открой мне, Господи, путь, по которому мне идти, ибо к Тебе вознёс я душу мою). Эти слова можно повторять во время дела, по дороге на работу и по дороге с нее и во время других занятий и дел. Можно также молиться следующими словами: «Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи, к Тебе прибегох: научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя!» (Я сказал: Господи, помилуй меня, исцели душу мою, ибо я согрешил пред Тобой. Господи, к Тебе я прибег, научи меня творить волю Твою, ибо Ты – Бог мой. Ибо у Тебя источник жизни, во свете Твоём мы увидим свет. Простри милость Твою к знающим Тебя). Эти слова взяты из Великого Славословия. Если человек находится в пути или занят какой-то физической работой, то можно молиться более короткой молитвой, а если, например, человеку не спится от переживаний, если он ворочается с боку на бок, вращая в уме одни и те же мысли «Что же будет?», вместо того, чтобы слушать весь этот хаос в голове, лучше дать своему уму иное занятие – молитву.

Если ум человека начнет молиться, у человека появится реальная возможность удержаться от погружения в весь этот мысленный хаос.

Кто-то в недоумении как поступить читает 40 дней акафист в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница»).

Не торопитесь

Насчет продвижения по жизни можно употребить одну аналогию. Она взята из жизни карульских старцев Феодосия и Никодима. Однажды старец Феодосий поставил перед собой вопрос, стоит ли ему заниматься молитвой, используя те приемы сосредоточения, о которых писали святые отцы в своих аскетических трактатах? Если человек приступает к такому делу, а не имеет опытного руководителя, он рискует запутаться. И вот старец Феодосий спросил своего ученика, старца Никодима, стоит ли им обоим приступать к использованию приемов сосредоточения, и старец Никодим привел следующий образ. Если человек идет вокруг горы (речь шла о горе Афон), то он встречает ущелья, пропасти и прочее, поэтому он должен идти осторожно – поставил ногу на камень, понял, что камень шатается, не идешь, и только если почувствовал точку опоры, тогда можешь переносить центр тяжести и передвигаться дальше. Подобным образом люди идут по болоту. Они меряют шестом глубину. Шест не проваливается – человек делает шаг. В случае с болотом есть еще и такой нюанс. Бывает, что человек понял, что идти дальше невозможно, а назад вернуться уже не знает как, потому что его след затянулся тиной. В такую ситуацию попал в годы своей юности священномученик Николай Восторгов. Кстати, рассказывая об этой ситуации, он привел слова уже упомянутого 142-го псалма. Если человек не выверяя глубину перед собой, второпях, без молитвы, да еще с шашкой, на коне, решает проскочить через болото, то что с ним станет?

Уместно напомнить и об одном мудром совете, который был дан преподобным Серафимом Саровским. Он говорил: чтобы ни прочитал, чтобы ни услышал, – не спеши, дай всему отлежаться.

Книга преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань» содежит в себе массу практических советов относительно жизни вообще.jpg Книга преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань» содержит в себе массу практических советов относительно жизни вообще

И действительно, первое решение, которое приходит человеку в голову на основании первых впечатлений, часто бывает обманчиво. На обманчивость первых впечатлений указывал и преподобный Никодим Святогорец в своей книге «Невидимая брань». Например: бывает, какой-то встреченный человек вызвал неприятное впечатление, но последующий опыт показал, что человек на самом деле был добродетельный.

Истину агрессией не отстоять

Бывает, что страсти формируют в сознании человека некий образ. Этот образ страстями подсовывается в ту область сознания, в которой человек пытается сформировать образ своих будущих действий. Вот человеку хочется ответить агрессией на то замечание, которое ему сделали. Постой-ка! Человек считает, что своей агрессией он отстаивает истину. Но на данный момент агрессия вызвана желанием отстоять свое уязвленное самолюбие. Когда внутри все кипит, принятое решение, возможно, будет ошибочным.

Пока в душе не успокоились движения, лучше, если есть такая возможность, отложить решение вопроса.

Здесь можно употребить в качестве аналогии стакан с взбаламученной водой. Сквозь этот стакан не видно действительности, но проходит время, песок и ил оседают на дно в виде осадка, и сквозь стекло и чистую воду действительность уже видна.

Жизнь иногда напоминает отчасти игру «Казаки-разбойники». Смысл этой игры состоит в том, что человеку или команде нужно что-то найти, поиск начинается с записки: «Пенек на поляне, окруженной камнями». Ищется поляна, окруженная камнями, на которой бы стоял пенек. Этот пенек исследуется, и оказывается, что среди корней пенька лежит записка: «Разбитый асфальт у сарая». Так последовательно идя от подсказки к подсказке, участники игры со временем находят тот самый «главный камень». Под этим камнем лежит записка, прочтя которую участники игры реализуют заложенный в ней смысл.

От этого образа удобно перейти к словам священника Антония Голынского, к тому совету, который он давал молодым людям. Этот совет был дан в связи с тем, что некоторые молодые люди не понимают, в чем состоит их призвание.

Священник Антоний Голынский.png
Священник Антоний Голынский

Отец Антоний Голынский говорил, что у каждого человека есть свой талант – некие природные способности. Он отмечал, что эти способности нужно развивать, и в свое время Господь ясно укажет человеку, что ему нужно делать.

Слова священника Антония Голынского перекликаются со словами старца Фаддея Витовницкого, которые тот сказал молодым людям. Все, что могут делать молодые, – говорил старец, – пусть делают. Даже если кажется, что дело напрасно, нет, не напрасно. Пройдет время, и сделанное тобой поможет и тебе, и другим, и другие люди, глядя на тебя, скажут – если он смог, то и я смогу.

Продолжение следует




Анна

19.09.2023 11:53:2023

Спасибо. Очень последовательно и вразумительно. Как же просто, оказывается, закваской всквашивают нашу жизнь слова святых, старцев. Прямо в точку