Как мы на память батюшки Серафима нашего без вести пропавшего дедушку Марка нашли

15 января в день памяти преподобного Серафима Саровского в 2011 году у нас в семье произошло одно прямо-таки пасхальное чудо!  Конечно же, по молитвам к ныне чествуемому чудотворцу...

Двух поколений нашего рода из тех, кто искал нашего без вести пропавшего в первые месяцы Великой Отечественной войны дедушку Марка, – его родителей, моих прадедушки и прабабушки Афанасия и Агафии, их дочерей-близняшек, его сестер Нюси и Муси (Анны и Марфы), – уже не было в живых. Но у Бога все живы (Лк. 20:38). 

Афанасий, Агафия и дочери Анна (стоит) и Марфа.jpg Афанасий, Агафия и дочери Анна (стоит) и Марфа

После нашей первой сокровенной встречи с отцом Александром Петровым Господь сразу же явил Свою милость. Вскоре я исповедовалась у батюшки Александра, – как бы сейчас сказали, это была «генеральная» исповедь.  И вот тут-то началось…

В то лето 2009 года я впервые оказалась в Ново-Тихвинском монастыре, что на Урале в Екатеринбурге. Там сестра, принимающая записки на сорокоусты, спросила вдруг почему-то именно про моего папу Валерия, у которого 9 июля на празднование Тихвинской иконы Божией Матери годовщина смерти: 

– Отпет ли он? (хотя на сорокоусты за упокой я подавала еще несколько имен, но те все сродники были отпеты).

А тут я наверняка не знала ответа, поскольку папу хоронили, когда я была шестилетней, к тому же мы, дети, тогда летом были на каникулах у бабушки на Кубани, а не в Средней Азии, куда был командирован папа как военный медик и где мы тогда жили. 

Набрав маму по сотовому телефону, спросила у нее. Оказалось, что нет. Там, в Самарканде, мама тогда не знала, где искать храм. 

Монахиня сказала, что надо папу отпеть заочно сейчас, – что и было сделано.

Накануне исповеди у отца Александра я затопила живущую этажом ниже в Москве бабушку Дашу, и пока маляр Татьяна, прихожанка Данилова монастыря, штукатурила потолок, каждый рассказывал свои истории. Соседка поведала, как у нее без вести пропал сын, и она, уже отчаявшись его найти, спустя годы отдыхая на юге, услышала от оказавшейся с ней рядом на пляже женщины в темных очках: 

– Отпой сына, он у тебя не там и не там. 

Бабушка Даша была воцерковленной и сразу же, вернувшись в Москву, побежала к духовнику – протоиерею Алексию Зотову, настоятелю храма Флора и Лавра на Зацепе. 

– Да, – ответил батюшка, который, оказывается, все с самого начала знал, – я тогда просто сердце твое материнское пожалел, благословил молиться о здравии. Давай отпоем. 

А у нас в семье еще со времен войны был без вести пропавшим дедушка Марк: в фамильном доме на Кубани когда-то хранились кипы запросов в архивы – все безответные: данных нет.

У меня же после той «генеральной» исповеди было ощущение: Небо открыто. Проси что хочешь!

Протоиерей Алексий Зотов.jpg Протоиерей Алексий Зотов

Поэтому я поспешила к отцу Алексию Зотову – в храм святых Флора и Лавра на Зацепе. Я его уже хорошо знала. Правда, помню, бегу в тот день и понимаю, что уже даже к концу литургии опаздываю: «Как же, – думаю, – я его увижу?!» Забегаю в этот маленький дворик храма, служба уже закончилась, а батюшка стоит посреди двора в ушанке и точно только меня и ждет: 

– А-а-а, – прямо руки распахивает обнять.

Я благословилась и сразу к делу: 

– У нас дедушка Марк в самом начале войны в сентябре 1941 года без вести пропал. 

Батюшка все сразу понял, так как с такими вопросами к нему, судя по всему, обращались часто, и, помолившись, отчеканил: 

– Марка отпеть!

И я поспешила в царицынский храм иконы Божией Матери «Живоносный источник». 

Отец Александр Петров у нас был молитвенником за воинов, в том числе без вести пропавших, и я неоднократно видела, как годы спустя, по-моему, даже за найденных бойцов Афганской и Чеченской войн приходили матери и жены благодарить или, по крайней мере, за обнаруженные сведения о них. 

Иеромонах Иов (Петров).JPG Иеромонах Иов (Петров)

Сам батюшка был рожден 9 мая в Германии – в одном, кстати, городе с митрополитом Западно-Германским и Берлинским Марком (Арндтом) – в Хемнице, о чем потом, почти чудом оказавшись в Мюнхене, сообщу владыке, испрашивая молитв о почившем духовном отце, как и о уже преставившемся владыке Алексии (Фролове), которому препоручил меня духовник. 

Помню, когда подавала имя дедушки Марка на отпевание, краем глаза увидела, как отец Александр выходит из алтаря. Служба давно кончилась, но он часто как и приходил задолго до начала богослужения, так и после его окончания оставался на молитву в алтаре. Поравнявшись со свечным ящиком, он, видимо, набрал по сотовому женщину, принимавшую у меня записку, так как в тот момент, когда я на него оглянулась, они оба говорили по телефону. Мне было велено написать на листочке бумаги всё-всё, что помню про дедушку, и я изложила скудные на тот момент сведения.

Написала, в частности, год рождения – 1922-й. Призывников этого года практически не осталось в живых: в первый месяц войны, когда еще неизвестно было, что делать, говорят, самых молодых и отправили на передовую... 

Еще знала, что дома его называли Мара. Читая потом по благословению отца Александра Библию (всю целиком за Великий пост), удивлюсь, встретив на страницах Священного Писания это имя с переводом: горький (Руф. 1:20), – зачем же его так называли?

Камушек .jpg

За свечным ящиком тогда на видном месте лежал камушек из Дивеево с написанным на нем молящимся с воздетыми руками, пожалуй, самым радостным русским святым – батюшкой Серафимом Саровским. Я взяла эту святыньку и, помолившись преподобному, который, знаю, был строг к старообрядцам, все-таки о благоволении к дедушке Марку (наше старшее поколение было крещено в старообрядчестве, хотя бабушка Аня причащалась уже в Православной Церкви). И вот я носила тогда этот камушек всюду с собой. 

Мне сказали, что отпевание будет в понедельник, а когда я в понедельник пришла на службу, чтобы участвовать и в богослужении, мне сообщили, что в субботу отец Александр Петров в приписном храме Успения Божией Матери на Котляковском кладбище дедушку уже отпел, и выдали конвертик с земелькой, которую мы высыпали потом на могилках искавших его всю жизнь папы, мамы и близняшек-сестер в самой большой на местном кладбище оградке, где на Кубани похоронены все наши сродники. 

Отец Александр продолжал молиться. Он очень любил батюшку Серафима Саровского. «Радость моя, Христос Воскресе!» – часто можно было слышать от него эти слова в любое время года. 

На него даже пороптать иногда могли ревнители уставов. А тогда была зима, и отец Александр, служа в день памяти преподобного 15 января, опять христосовался. Помню, благословилась у него и пошла домой после службы. Зашла в квартиру, и точно внутренний голос: «Посмотри в интернете». И я главное сразу поняла, что имеется в виду! Тут же первым делом, только лишь разувшись, села и вбила в поисковике «Яндекса»: Марк Афанасьевич Ширяев – и сразу же верхней ссылкой выпали все гестаповские документы на дедушку Марка.

Документ из агагеря.jpg Документ из концлагеря

Потом краем уха где-то в метро услышу, что по указу Президента России Владимира Владимировича Путина тогда, в год 65-летия Победы, должны были обнародовать все архивы. После на этом сайте www.obd-memorial.ru (который никогда больше мне не выпадал в поиске первой ссылкой) находила без вести пропавших воинов многим друзьям и знакомым, просто впервые встретившимся людям. Сколько слёз было, сколько радости! Как жалко, что сведения о ком-то так и останутся никем уже из ныне живущих сродников не востребованными. 

Дедушка Марк.jpg Дедушка Марк

А дедушка Марк, которого всю свою жизнь искала вся наша семья и старшие так и не дожили до получения этого о «пропавшем без вести» известия, оказывается, в самом начале войны в 1941 году был угнан в концлагерь в Германию... Шталаг VI C... Место захоронения: Алексисдорф... Разбираю скачанные документы: четвертая строчка после имени – даты – места рождения: религия – ortodoks – православный. Потом латиницей имена отца Afanasii, матери Agafija, потом Russ – подчеркнуто дважды зеленым и коричневым карандашами. Что не понимаю по-немецки, сразу же перевожу со словарем – указано: здоров. И тут же дата смерти спустя три месяца после пленения: 12 ноября 1941 года.

12 ноября – память апостола Марка, потом, правда, не разобравшись, напишу владыке Марку (Арндту), Берлинскому и Западно-Германскому, что дедушка умучен в день своего Небесного покровителя. Все-таки он был рожден 21 апреля (на этот день, кстати, когда я стала систематизировать все эти данные, пришлась память иконы Божией Матери «Живоносный источник», в храме с посвящением которой мы и молились, найдя спустя столько десятилетий дедушку Марка). Однако он рожден был накануне празднуемой 8 мая памяти апостола и евангелиста Марка, в честь которого и был назван. А 12-го ноября празднуется память, оказывается, другого апостола тоже от 70-ти и тоже Марка... Но разве мы все не едины во Христе?

Как была рада вся наша семья! Бегу, помню, делегированная в лавочку моего любимого Ново-Тихвинского монастыря, что в Москве у метро «Полянка», выбираю подарок. Рассказала, что случилось, а продавщица Верочка и говорит: 

– Возьмите евангелиста Марка! – и протягивает черную ленту в Евангелие с вышитым ликом. 

Прибегаю к батюшке Александру на Крещенский сочельник – как раз в день памяти Собора 70-ти апостолов, когда празднуется память и того, и другого апостолов Марков: 

– А у нас чудо! У нас дедушка Марк нашелся!

До этого кратенько, но как-то обстоятельно, помню, исповедовалась – переполняло чувство, что вот именно в Причастии мы все и соединяемся со всеми нашими любимыми, и ранее погибшими, и без вести пропавшими... – мы все и соединяемся и находимся во Христе! 

– ...вот его не было... и вот он есть! – сбившимся голосом говорю. – Для нас это чудо.
– Конечно, чудо, – соглашается отец Александр. 

Не без удовольствия выслушав рассказ – он же и молился за дедушку Марка все эти дни! – батюшка в ответ на протянутую ему черную ленту в Евангелие: 

– Это мы хотим подарить Церкви! – только как-то робко спрашивает: 

– А в строящийся храм можно?

– В МИФИ? – уточняю в свою очередь я, как раз накануне узнав, где пропадает батюшка...

– Да! В МИФИ! 

– Очень будем рады!!!

Иеромонах Иов (Петров) в Елоховском.JPG Иеромонах Иов (Петров) в Елоховском

Батюшка Александр (потом перед смертью †16.04.2013 в пострижении получивший имя своего любимого Иова Анзерского) стоял у истоков создания домового храма Смоленской иконы Божией Матери в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ, – по предстательству Пресвятой Богородицы, благодаря Ее молитвенному щиту да ядерному щиту, что создан в Сарове, – говорят, мы еще и живем.

Господи, спаси и сохрани.

А с евангелистом Марком, как мне сказали при покупке ленты в лавке Ново-Тихвинского монастыря, такая история произошла.

Тогда в Крещенский сочельник остаюсь до Крещенской службы в храме. Царицынский храм – один из немногих, где на Крещение в Москве служат ночью. Стою в сторонке у иконы преподобного Сергия Радонежского, читаю правило ко Причастию. Краем глаза вижу, как из алтаря совершенно «веселыми ногами», как на Пасху, выскакивает наш пасхальный, как и преподобный Серафим, отец Александр и быстро-быстро бежит по храму. Не удержавшись, сбивает траекторию, сворачивая ко мне:

– Это кто?!

Простирает над моим молитвословом ту самую черную ленту...

Всматриваюсь в вышитое тонкими стежками иконописное лицо евангелиста, как будто я узнаю евангелиста в лицо... 

– У меня плохо с церковнославянским! – подсказывает мне отец Александр. 

Верчу глазами почему-то одну-единственную букву: Ф. Что буква Ф делает в имени Марк?!

А внутри: «Да что ты как Фома Неверующий!» – и я вслух провозглашаю:

– Мне ска-за-ли: еван-ге-лист Марк!

(Только подтверждая тем самым батюшке, в чем каялась: всем верю, на всё надеюся... – свою невменяемую доверчивость).

Батюшка не может сдержать своих «веселых ног», но я ему еще успеваю пролепетать:

– А наш совсем моло-о-денький был... 19 годочков ему было... 

Меня как-то особенно умиляло, что вот евангелист Марк у Тебя, Господи, самый молоденький... И наш дедушка таким юным пострадал. Помилуй его, Господи!

А батюшка Александр уже бежит дальше. Отбегает несколько шагов, поворачивается ко мне и, точно весомо покачивая лентой на ладони, говорит: 

– Это-о хо-ро-шо-о!

Почему хорошо? Что значит в молитвенном внутреннем опыте батюшки Александра – иеромонаха Иова – эта ротация евангелистов Марка и Матфея? 

...Будет день, – когда, как сказал Господь, – вы не спросите Меня уже ни о чем (Ин. 16:23).  

Ольга Орлова