Именно в домике Паши Саровской, блаженной Дивеевской, чью память сегодня 5 октября отмечаем, устроен музей Дивеевского монастыря. Познакомимся с его экспозицией.
Портрет преподобной Александры Дивеевской
В центральной комнате разместили экспонаты, которые помогают воссоздать историю монастыря. На правой стене в центре – портрет первоначальницы Дивеевского монастыря преподобной Александры. Однажды в киевском Флоровском монастыре Агафья Семеновна Мельгунова сподобилась явления Пресвятой Богородицы. И Богородица повелела ей идти на север России и там обещала указать ей место, где: «Я осную такую обитель великую Мою, на которую низведу Я все благословения Божии и Мои, со всех трех жребиев Моих на земле: Иверии, Афона и Киева».
В Дивееве, в 1760 году, по дороге из Мурома в Саровский монастырь, опять явилась ей Богородица и сказала, что здесь она должна остановиться, что это место станет четвертым уделом Царицы Небесной:
«…И как звезды небесные, и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Всесвятаго Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного!»
Потом точно также Матерь Божия Сама открыла своей угоднице, что надо ей позаботиться о построении каменной церкви, – этот Казанский храм и станет первым в будущем монастыре.
Обгоревшие Четьи-Минеи в реконструированной келии батюшки Серафима
А выполнять завещание матушки Александры по устройству общины и монастыря суждено было преподобному Серафиму. Справа от входа за стеклом – вещи, принадлежавшие ему: листок, исписанный рукой батюшки, обгоревшие в момент его смерти Четьи-Минеи, кусок камня, на котором он молился 1000 дней и ночей.
Среди экспонатов есть и огарок свечи. Его старец перед своей кончиной передал Прасковье Семеновне Мелюковой и предрек, что с этой свечой сестры встретят его в Дивееве…
Ох, сколько же им пришлось пережить! Как диавол неистово восставал на святость взятого Себе в удел Богородицей этого святого места! А всё сестры перетерпели ради пущего смирения, как объясняли потом блаженные старицы: смирение – основа основ духовной жизни.
А эта свеча бережно хранилась серафимовыми сиротами почти 160 лет, – передавалась из рук в руки. Отдала эту свечу в 1991 году для встречи мощей батюшки Серафима последняя монахиня дореволюционного монастыря схимонахиня Маргарита (Лахтионова). И действительно с этой свечой 30 июля 1991 году сестры возрожденной обители встречали мощи своего покровителя.
Встреча мощей батюшки Серафима в Дивеево, 1991 г. Слева можно увидеть ту самую переданную преподобным свечу
Это одно из многих сбывшихся его пророчеств.
На стене – иконы преподобных Марфы и Елены, памятное изображение священника Василия Садовского (он прослужил в обители 58 лет, и по благословлению Серафима Саровского был духовником обители), а также портреты ближайших помощников преподобного: Михаила Васильевича Мантурова (1798–1858) и Николая Александровича Мотовилова (1809–1879).
Михаил Васильевич так много помогал в устройстве Дивеевского монастыря, что батюшка Серафим даже попросил его сестру Елену Васильевну умереть вместо брата, и она согласилась – занемогла и умерла. И ныне за святое свое послушание – святая!
Про беседу Н.А. Мотовилова с преподобным Серафимом о цели христианской жизни архиепископ Вениамин (Федченков) пишет:
«Не только обыкновенному мирянину, но и ученому богослову наших дней не под силу было бы столь глубоко проникнуть в сущность христианства, не говоря уже о благодатных проявлениях в преподобном во время его преображенного состояния… потому вся беседа приобретает чрезвычайное значение».
Про таких батюшка Серафим и говорил: Стяжи дух мирен – и тысячи спасутся вокруг тебя!
В 1861 году община после преодоленной 30-летней(!) смуты была преобразована в монастырь. У окна на стене портрет первой игуменьи Дивеевской обители матушки Марии (Ушаковой) – о ней мы не так давно писали на виртуальных страницах нашего медиаресурса: https://svyatye.online/articles/obraz-svyatosti/a-stoyat-tak-stoyat-o-pervoy-diveevskoy-igumenii-mar....
Фрагмент экспозиции, посвященный игумении Марии (Ушаковой)
Она из тульских дворян, сродница преподобного Феодора Ушакова, настоятеля Санаксарского монастыря, возродившего монастырь, и ныне также прославленного в лике святых адмирала Феодора Ушакова.
При ней-то, выстоявшей в смуту и утихомирившей обитель («Стяжи дух мирен – и тысячи спасутся вокруг тебя!») значительно увеличилось количество дивеевских сестер. Стал благоустраиваться и сам монастырь – построены Троицкий собор, колокольня, трапезный храм святого благоверного князя Александра Невского.
Матушка Мария дождалась прославления батюшки Серафима, для которого специально оставляла неосвященным левый нижний придел Троицкого собора. А в следующем за прославлением 1904 году она мирно, точно исполнив всё ей порученное и дождавшись всех обетований, отошла ко Господу.
Такие разные у них с преподобной Еленой Дивеевской кончины, а всё в жизни и той, и другой по слову батюшки Серафима совершалось, который и сам не своей воли искал, и исполнял и говорил только Богом и Пресвятой Царицей Неба и земли порученное.
Среди экспонатов: личная печать игуменьи Марии, письмо, написанное ее каллиграфическим почерком, Псалтирь. Память первой игумении, которой мы и обязаны тем, что Дивеево было отвоевано у врага, здесь в Четвертом уделе Божией Матери свято чтится. Сестры и паломники монастыря молятся на ее могиле у алтаря Троицкого собора и – получают просимое! Иногда совершенно чудесным невероятным образом, но всё возвращается на круги своя, успокаивается, устраивается должным образом. Так, у одной из дивеевских сестер покрестился папа – бывший мусульманин…
Вот как об этом чуде повествует современная дивеевская летопись:
По молитвам игумении Марии произошло чудо с отцом одной из дивеевских сестер, мусульманином, который принял православную веру.
Будущая дивеевская монахиня Н. выросла в провинциальном городке, в семье, где мама была русская, крещеная, а отец – мусульманин. С юности она стала ходить в храм и вскоре поступила в Серафимо-Дивеевский монастырь. Отец не мог понять стремлений дочери, он был решительно против ее образа жизни, звал из монастыря домой, говоря, что ждет ее и больше не отпустит от себя. Так прошло семь лет. Когда монахиня Н. получила известие, что ее мама при смерти, она поехала ненадолго к родным, чтобы проститься с умирающей. В те дни ей снова пришлось испытать крайнее недовольство отца, который, печалясь о супруге и, по-своему любя дочь, очень желал, чтобы она осталась дома навсегда. Мать Н. очень любила свою семью, и скорбь отца лишала ее душевного мира, рождала чувство вины перед родственниками...
Через некоторое время к ней в Дивеево приехала ее старшая сестра Ольга. Уступая просьбам отца, она собиралась увезти мать Н. в отпуск. Долго разговаривали с игуменией Сергией втроем. Матушка не советовала уезжать домой, а убеждала сестер в том, что нужно привезти отца сюда, в обитель, и даже дала денег на дорогу. Сестры согласились с матушкой, но все это казалось им таким несбыточным... И вдруг, спустя несколько дней после отъезда Ольги, она опять приехала в Дивеево вместе с отцом! Для сестер это было настоящее чудо. Матушка игумения тогда сказала:
– Молитесь, чтобы он крестился.
В то время на могилке игумении Марии проводились земельные работы и реконструкция склепа. Его вскрыли, и перед нетленным гробом матушки каждый день служили литии и читали Псалтирь. Мать Н. пела на литиях, прикладывалась ко гробу матушки Марии и постоянно просила ее молитв за своего отца. Его имя – Михаил – записали для поминовения на псалтири, читавшейся у гроба в палатке во время строительных работ. До отъезда обе сестры с верой молились почившей игумении-праведнице о крещении отца:
– Это же предложила игумения Дивеевской обители. Матушка Мария, помоги, чтобы сбылись ее слова, не посрами упование наше!
И Господь, несомненно по молитвам игумении Марии, услышал сестер. Бывший мусульманин, а ныне раб Божий Михаил, уехал из Дивеева домой крещеным в православную веру.
А мы продолжаем нашу экскурсию по музею – вот у окна фисгармония, на которой сестры обучались музыкальной грамоте. Часы, ноты, принадлежавшие регенту левого хора инокине Анне Ивановне Румянцевой.
Витрина стеклянного шкафа дает представление о том, как одевались монахини дореволюционного Дивеева: повседневные для работы на послушаниях белая рубашка и черный сарафан и одеваемые на службу и по праздникам ряса и клобук с вуалью на глаза. Современные дивеевские сестры пытались воссоздать такие клобуки, но для нынешних времен они показались слишком элегантными. Хотя есть особенности и в облачении современных монахинь: например, если присмотреться, можно заметить, что скуфьи у них сделаны не как обычно – конусом-шлемом, а в форме пилоток. Сестры – призванные на службу Господу.
Старинные вещи дивеевских сестер
Игумения Александра (Траковская)
Рядом на стене – фотография второй и последней дореволюционной игуменьи монастыря матушки Александры (Траковской; 1861–1942). Она по завещанию матушки Марии после ее смерти в 1904 году стала настоятельницей. При ней был построен Преображенский собор, но не на том месте, где завещал Серафим Саровский, а несколько в стороне, поскольку заповеданное место к тому моменту уже намеренно было занято деревянной Тихвинской церковью, построенной устроившим смуту псевдоучеником старца Толстошеевым.
Освятить Преображенский собор не успели, началась революция. Блаженная Паша говорила: «Собор-то собор, а только наверху у него будет черемуха расти». И правда, в начале 1990-х он представлял удручающее зрелище: пустые зияющие окна, черемуха и березы на крыше. Освятили его только в 1998 году.
Реконструированная келия батюшки Серафима
В следующей небольшой комнате реконструирована келья и представлены вещи преподобного Серафима Саровского.
Табуретка, на которую он опирался, стоя коленопреклоненно на молитве (он и почил, склонившись на нее), стул без единого гвоздя, лесенка, по которой он поднимался, чтобы закрыть печку – все это сделано руками самого святого старца.
В правом верхнем углу – красном углу, – как это было и в келье самого батюшки Серафима, весит его любимая икона Пресвятой Богородицы «Умиление».
Оигинал триптиха, что над оконшком слева — ныне находится в Казанском соборе, там к нему можно приложиться.
Витрина с вещами батюшки Серафима
В последней комнате, где жила блаженная Паша, сегодня разместили немногие сохранившиеся вещи, принадлежавшие ей: в углу – икона святого Иоанна Крестителя, в шкафу за стеклом платье, в котором она причащалась, ее фотографии – прижизненные и посмертная. На диване много кукол – с помощью таких же блаженная обличала и предсказывала.
Келия блаженной Параскевы Ивановны
Чтение Псалтири в домике блаженной Параскевы
Именно сюда в 1903 году, после канонизации преподобного Серафима, приехали император Николай II и императрица Александра Федоровна. Блаженная предсказала рождение долгожданного наследника и… подарив царской чете лоскут красной материи, – надвигавшуюся на Россию катастрофу: гибель династии, гонения на Церковь и море крови…
Всё сбылось…
В скрытой от глаз посетителей комнатке дома-музея рядом с гробом, в котором были обретены мощи его хозяйки блаженной Паши Саровской, дивеевские монахини, сменяя друг друга, читают Неусыпаемую Псалтирь. Поминают тысячи имен...
История монастыря немыслима без молитвы. На ней вся история не только монастыря, но и страны и всего мира держится.
Подготовила Ольга Орлова
08.11.2024