Преподобный Серафим Саровский: «С нами Бог, и унывать нам нет никакой дороги»

Собор Дивеевских святых празднуется 27 июня, на следующий день после памяти основательницы Дивеевской обители преподобной матушки Александры.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь – один из земных уделов Пресвятой Богородицы (а всего их четыре: Иверия, Афон, Киев, Дивеево). Это место, где благоговейно сохраняется наследие одного из самых почитаемых в России святых — преподобного Серафима Саровского. В частости, его учение о цели христианской жизни, а также пророчества о будущих испытаниях и величии России.

VoPf6qAshV0.jpg

Среди чествуемых сегодня святых – семнадцать подвижников благочестия: преподобный Серафим Саровский, преподобные Александра, Марфа и Елена Дивеевские, блаженные Пелагия, Параскева и Мария Дивеевские, мученицы Евдокия, Дария, Дария и Мария, священномученики Михаил, Серафим и Иаков, преподобномученицы Марфа и Пелагия и преподобноисповедница Матрона. Их предстательством возрожден и благоукрашается Серафимо-Дивеевский монастырь. 6 мая 2017 года в честь Собора Дивеевских святых в обители был освящен придел в Успенском храме.

Serafim.jpgПреподобный Серафим Саровский

Само празднование Собора Дивеевских святых было учреждено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в апреле 2008 года.

26-27 июня 2023 года в Дивеево в честь праздника совершен полный круг богослужений: малая вечерня, всенощное бдение, параклис с водосвятным молебном и ранняя и поздняя Божественная литургии. По традиции участники праздника, духовенство, сестры обители прошли по канавке Пресвятой Богородицы.

Серафимо-Дивеевская обитель – четвертый удел Пресвятой Богородицы. Здесь с особенным тщанием сохраняют духовное наследие преподобного Серафима Саровского. В частности, предание о письме преподобного Серафима императору Николаю II, переданного царю уже после смерти святого блаженной Пашей Саровской. Встреча государя с блаженной действительно состоялась в Дивееве 21 июля 1903 года в рамках торжеств, связанных с прославлением преподобного Серафима.

n2.jpgИмператор Николай II, по преданию, получил от блаженной Паши Саровской послание преподобного Серафима

Предание повествует: император прочел письмо, не выходя из кельи блаженной, а, узнав, что ждет в будущем Россию и династию, заплакал.

В хрониках Серафимовских торжеств похожего эпизода нет. Не отмечен он и свидетельствами очевидцев.

Тем не менее, в начале 1990-х годов в Государственном архиве Российской Федерации (бывшем ЦГАОР) историками обнаружено дело III (жандармского) Отделения Императорской канцелярии, содержащее письма Н. А. Мотовилова, написанные со слов его духовного учителя преподобного Серафима, к двум императорам — Николаю I и Александру II.

Написаны послания в пору тяжелых испытаний России: сначала Крымская война с унизительным поражением, затем разгул либеральных соблазнов и нигилизма, оживление богоборческих сект, руководимых масонством.

В своих письмах Мотовилов со слов преподобного Серафима предупреждает богопоставленную власть о планах врагов по разрушению православного царства, о великой опасности вселенского масонства, сосредоточенного "в ложах: Симбирской, Московской, С.-Петербургской, Нью-Йоркской и Лондонской, возглавляемых Клубом Юнион в Париже — средоточии всего богопротивного, антимонархического и панреволюционернейшего в мире". Мотовилов напоминает августейшему адресату, что святой Серафим завещал оберегать "благо нераздельности земли Русской. С нами Бог, и унывать нам нет никакой дороги".

Известно, что в 1906 году императрица Александра Федоровна затребовала из архива выписки пророчеств преподобного Серафима касательно грядущих судеб России и династии. Архивисты достали из мотовиловской папки письмо "служки Серафима" императору Николаю I от 9 марта 1854 года и выписали нужные строки, пометив их в самом оригинале.

"Бунтовщики-то, восставшие (14 декабря 1825 года) на Государя при восшествии его на престол, похвалялись, что хотя и скошена трава, да корни остались, а это, однако же, правда, ибо главные начальники злого умысла остались в стороне. И вот они-то и ищут и будут искать погибели Государя и всей фамилии царской, и неоднократно будут подыскиваться способы, нельзя ли как-нибудь извести их, и будут стараться, чтобы на всех должностях государственных были их люди или согласные с ними. 

MdlyrV9p2fo.jpg Архиерейское богослужение митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия в Дивеево, 27 июня 2023 года

Они дождутся такого времени, когда и без того очень трудно будет земле Русской, и в один день, в один час, заранее условившись о том, поднимут во всех местах земли Русской всеобщий бунт. И так многие из служащих тогда будут и сами участвовать в их злоумышлении, то некому будет унимать их. На первых порах много прольется неповинной крови, реки ее потекут по земле Русской, много и вашей братьи — дворян, и духовенства, и купечества, расположенных к Государю, убьют".

Зная о грядущих тяжелых испытаниях, святой Серафим, тем не менее, сохранял радостное устроение духа. Каждого входящего он встречал поклоном и пасхальным приветствием: «Радость моя, Христос Воскресе!», правда, рассказывают, с гневом прогнал от себя декабристов.

Именно святой Серафим сформулировал учение о смысле христианской жизни: стяжании Святого Духа. «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя», — учил преподобный Серафим.

Святой Серафим пророчествовал о возрождении сильной православной России, говорил о том, что «у нас вера Православная и Церковь, не имеющая никакого порока. Сих ради добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие в броню правды: сих врата адовы не одолеют»[1].

Ольга Каменева



[1] Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, «Ковчег», 2007, с. 370