«Даждь ми, Господи, силы вынести испытание это». Три духовных центра на Кубани

   «Быть монастырю!» – ответил атаман казачкам-вдовам и женщинам, потерявших сыновей. Их трудами и молитвами была основана Черноморская Марии-Магдалининская пустынь. О ней, а также еще о двух обителях на Кубани, связанных с пустынью, – рассказ нынешней настоятельницы монастыря игумении Тавифы (Зоро).

sq-Игумения Тавифа (Зоро).jpg
Игумения Тавифа (Зоро)

Черноморская Марии-Магдалининская женская пустынь

Женский монастырь в честь Святой равноапостольной Марии Магдалины был учрежден на земле Черноморского казачьего войска, между станицами Тимашевской и Роговской, в середине XIX века соизволением императора Николая I. 

Инициатива в этом святом деле принадлежала монахине Митрофании из старинного рода Золотаревских. 22 июля 1846 года, в день памяти святой Марии Магдалины, матушка Митрофания явилась во главе делегации женщин-казачек к атаману Черноморского казачьего войска Григорию Антоновичу Рашпилю и просила его открыть в Черноморье женскую обитель.

Казачки со слезами на глазах говорили о вдовах, потерявших своих мужей и сыновей на войне и ищущих последнего утешения в молитве к Богу, о девочках-сиротках, наконец, и о том, что монашество – это угодная Богу жертва.

 «Быть монастырю!» – таков был ответ казачьего атамана благочестивым просительницам. Сразу же определилось и название обители – в честь Святой Марии Магдалины, имя которой носила супруга порфирородного атамана всех казачьих войск Великого князя Александра Николаевича – Мария Александровна.

Она устраивала в России женские гимназии, духовные училища – совершала неутомимую благотворительную деятельность. Одна из фрейлин двора – А. Тютчева – писала, что душа великой княгини Марии «была из тех, что принадлежали монастырю. Ее хорошо можно было себе представить под монашеским покрывалом, коленнопреклоненной, объятую безмолвием, изнуренную постом, долгими созерцательными бдениями и продолжительными церковными службами».

Черноморская Марии-Магдалининская пустынь .JPG Черноморская Марии-Магдалининская пустынь

Подвижническая деятельность игумении Митрофании началась с возведения храма в честь Покрова Божией Матери.

Сооружение церкви предполагалось на пустынном полуострове в излучине реки Кирпили, на живописном месте между станицами Тимашевской и Роговской. Временно сестры были размещены в Роговской, забота о них вверена роговскому казачеству. По ходатайству атамана Рашпиля войско выделило часть денежных средств, но главным образом строительство монастыря велось за счет частных пожертвований казачьего населения. Святая обитель созидалась верой и усердием простых людей.

Истинно духовным торжеством стала закладка первого храма обители на полуострове 22 сентября 1849 года. Этот праздник одновременно стал днем основания монастыря. 

К началу XX века обитель превратилась в крупнейший монастырь юга России. Здесь проживало более 450 сестер, которые трудились на 500 десятинах земли. Были созданы иконописные мастерские, работали мельницы и кузницы, был даже свой кирпичный завод.

Именно в монастыре была открыта первая на Кубани школа для девочек – в ней учились до 80 дочерей казаков, а также были организованы первые миссионерские курсы в крае.

Черноморская Марии-Магдалининская женская пустынь. Автор видео монахиня Елизавета (Власова)

Монастырь славился делами милосердия: сестры служили в госпиталях во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов и Первой мировой войны, а также врачевали больных холерой.

В 1918 – 1921 годы казачья обитель в честь Святой Марии Магдалины подверглась варварскому разорению, фактически была стерта с лица земли. Лишь в 1995 году ее начали восстанавливать на новом месте в станице Роговской. На историческом месте осталось только здание трапезного корпуса с домовой церковью во имя Святителя Димитрия Ростовского. Несколько дореволюционных построек, которые принадлежали монастырю, в наши дни находятся в частной собственности. 

Сестры обители стараются сохранить память о святом месте хутора Димитрова, связанного с именем одного из новомучеников Кубани пресвитера Григория Никольского. Он был причислен к лику святых 4 апреля 2019 года. Его память Русская Православная Церковь ежегодно чтит 10 июля. 

Жизнь обители в наши дни тесно связана с деятельностью мужского Свято-Духова монастыря города Тимашевска, который сегодня по праву считается главным духовным центром Кубани.

Свято-Духов мужской монастырь

Свято-Духов монастырь .jpg Свято-Духов монастырь

Эта обитель основана схиархимандритом Георгием (Саввой) в 1992 году. Он же воссоздавал в наши дни монастырь святой Марины Магдалины в станице Роговская.  

В Свято-Духовом монастыре два храма: в честь Сошествия Святого Духа и Преображения Господня. Здесь большое хозяйство: около четырехсот гектаров земли, два хозяйственных подворья. Монастырь занимается зерновыми культурами, выращивает овощи, картофель, в распоряжении обители есть прекрасный сад плодовых деревьев.

Но основное послушание монахов – молитва. Богослужения начинаются в четыре утра. Ежедневно служится литургия, проводятся молебны об исцелении болящих.

В Свято-Духовом монастыре строгий Афонский устав.

Устав благословил старец и наместник отец Георгий. Духовная связь с Афоном с годами только укреплялась. Сегодня в обители пребывают несколько икон, написанных на Святой Горе, которые уже успели прославиться чудесами.

А история этой относительной новой обители такова. В 1987 году отец Георгий по состоянию здоровья переехал с Севера на Кубань, в этом же году на Краснодарскую кафедру перевели владыку Исидора. Когда встал вопрос о выборе прихода для отца Георгия, они с владыкой объехали много мест. Батюшке предлагали для восстановления старые монастыри: Екатерино-Лебяжскую Николаевскую пустынь в Брюховецком районе, Свято-Михайло-Афонскую в Адыгее. Но почему-то пастырь выбрал Тимашевск, где не было даже настоящего храма, только молитвенный дом по улице Шияна.

Свято-Духов монастырь.jpg

Священнику выделили участок на окраине города, прямо скажем, не самый лучший, фактически на болоте: грязь, камыш, да еще и местные жители сюда мусор свозили.

Может, на тот момент ещё советская власть решила таким образом посмеяться над батюшкой, но он посмотрел и сказал:

«Один из красивейших городов мира Санкт-Петербург построен на болоте, и мы построим здесь монастырь».

Свято-Духов монастырь весной.jpg Свято-Духов монастырь весной

Отец Георгий привез с собой с севера иконы и мощи святых. Особенно почитаем чудотворный образ Владимирской Божией Матери, который отцу Георгию передали в Архангельской епархии. Здесь одна пожилая женщина рассказала ему потрясающую историю этого образа, которую поведала ей дочка убиенного местного священника. 

...После большевистского переворота в дом батюшки ворвались три комиссара и приказали отцу семейства собираться, не медля ни минуты. Взволнованный батюшка попросил немного времени помолиться Богу и повернулся лицом к иконам.

Из очей Царицы Небесной, написанной на дереве, потекли слезы.

Увидев это чудо, один из комиссаров пришел в бешенство и, выхватив наган, стал стрелять в икону, после чего убил и молящегося священника.

Из пулевых отверстий пробитой иконы, как из ран человеческих, истекла кровь.

К утру комиссар покончил жизнь самоубийством. Родные убиенного им священника спрятали святую икону, источившую кровь, и сохранили ее. Образ долгое время находился в основанном отцом Георгием монастыре в алтаре храма в честь Сошествия Святого Духа, сейчас ее вынесли для общего поклонения. Икона до сих пор хранит следы от пуль, а если приглядеться, можно увидеть и подтеки от крови.

Схиархимандрит Георгий (Савва) .jpg Схиархимандрит Георгий (Савва)

15 октября 1987 года архимандрит Георгий (Савва) был назначен еще и настоятелем прихода Вознесенского молитвенного дома города Тимашевска. 

8 июня 2011 года старец был пострижен в великую схиму с оставлением имени Георгий. 

Всего через 10 дней завершилась земная жизнь отца Георгия. 

Упокоен подвижник на монастырском подворье у храма святого великомученика Георгия Победоносца на хуторе Некрасова. 

Через год над могилой возвели часовню.

Екатерино-Лебяжский мужской монастырь

Екатерино-Лебяжский мужской монастырь.jpg Екатерино-Лебяжский мужской монастырь возрождается. Автор видео: игумения Тавифа (Зоро) 

Наместник Екатерино-Лебяжского, первого на Кубани мужского монастыря игумен Никон (Примаков) – один из иеромонахов Свято-Духова мужского монастыря города Тимашевска. То есть все три обители Кубани духовно связаны.

Когда-то императрица Екатерина II, даровав земли черноморцам, повелела устроить мужской монастырь, получивший название Екатерино-Лебяжская Николаевская пустынь. Обитель было «велено строить по примеру Саровской», известной строгостью жизни иноков. 

К началу ХХ века Черноморская мужская Екатерино-Лебяжская Николаевская пустынь стала большим и красивым монастырем. Обитель была огорожена кирпичным забором с четырьмя башнями и четырьмя воротами. К ограде примыкали три церкви: каменная соборная Святителя Николая, теплая каменная при настоятельских покоях, а также храм во имя святой Великомученицы Екатерины. При нем находилась монастырская больница. Недалеко от центральных ворот обители была выстроена каменная колокольня с 12 колоколами, самый большой весил 330 пудов. 

На звоннице.jpg На звоннице монастыря 

Для приезжих в ограде был обустроен гостиный дом. За оградой монастыря располагалась школа, где обучались бесплатно дети казаков. Ближе к лиману – столярные мастерские, кухня, конюшенный двор, обнесенный каменной оградой, и три дома для богомольцев.   

Пустынь владела двумя турбинными мельницами в станицах Переясловской и Староминской, двумя рыболовными заводами на Долгой косе Азовского моря и на Бриньковском лимане. Имела подворья: в станице Каневской и в Екатеринодаре.

В 1917 году монастырь был разгромлен. В годы запустения здесь появились новые хозяева – участники коммуны «Набат». Судя по всему, они не были готовы к труду и коллективной жизни. В 1921 году коммуна была разгромлена. Долгое время бытовало мнение, что «Набат» уничтожен бандой кубанского Робин Гуда – Василия Рябоконя. Но документы последних лет свидетельствуют, что в трагедии виноваты «чоновцы»[1], взорвавшие главный храм с оставшимися монахами и коммунарами (пока и это документально не подтверждено).

Сохранившаяся башня – объект культурного наследия.1.jpg Сохранившаяся башня – объект культурного наследия

Существует древняя легенда о том, почему обитель названа Лебяжьей. Однажды запорожский казак попал в плен к туркам. 

«И стали его турки пытать, чтобы он выдал, где скрываются его товарищи. Стойко держался запорожец, ни слова не сказал. Тогда решили враги совершить над ним лютую казнь. Раздели казака и привязали его к столбу на съеденье комарам, коих были огромные тучи в то время.

Взмолился казак ко Господу: «Даждь ми, Господи, силы вынести испытание это».

«Скорее снег выпадет среди лета, чем ты освободишься», – говорили, уходя, турки. Наступило утро. Горячее солнце высоко поднялось над лиманом. И… о чудо! Вышли турки из шатров – и не могут поверить своим глазам: все вокруг белым-бело от снега. А это белые лебеди в великом множестве окружили стойкого казака и не дали ему погибнуть от комариного полчища. Испугались турки предзнаменования Божия и отпустили казака с миром". 

С тех пор, гласит легенда, и зовется это место Лебяжьим.

Закат на Лебяжем.jpg Закат на Лебяжьем

Один из старожилов, долгожителей района, бывший педагог Виктор Савич Шевель, внук последнего атамана станицы Брюховецкой – Игната Савича Шевеля, перед самой своей кончиной сожалел, что был уничтожен монастырь:

– Это у нас, русских, в крови, – не подумав, рушить – крушить свои святыни, а потом, спустя годы, десятилетия, даже века – спохватываться и понимать, что натворили бед.

...С назначением нового настоятеля игумена Никона (Примакова) началось возрождение монастыря, строительство храма святителя Николая Чудотворца.

Так удивительным образом протянулись через пространство и время связующие нити трех обителей Кубани, где не прекращается молитва, хранится память о славной истории нашей Родины.



[1] Части особого назначения (ЧОН) – это военно-партийные отряды, создававшиеся при райкомах, горкомах, и губкомах партии.




Другие статьи по теме

Моя Россия Хотьково и Абрамцево. Приют святости, трудов и вдохновения
Ларина Мария
Монашество Как русские монахи-афониты при помощи старца Паисия место основания Москвы отстояли
Орлова Ольга
Образ святости Дивное Дивеево. Четвертый удел Пресвятой Богородицы и пророчества о будущем величии России
Архимандрит Серафим (отец Валериан Кречетов)
Вера Русское воскресение. Это произойдет
Орлова Ольга
Личный опыт Навсегда на его орбите. Благословение отца Иоанна (Крестьянкина), определившее жизнь
Дарья Морозова
Моя Россия В гостях у матушки Даниилы. Паломничество в Феодоровский монастырь в Переславле-Залесском
Валерия Святкина (Крымская)
Моя Россия Как мы в Феодоровский монастырь в Переславле-Залесском ездили…
Валерия Святкина (Крымская)
Моя Россия Иргизский Воскресенский мужской монастырь: из эмиграции – на родину, к тишине и святости
Елена Киселёва
Образ святости Спасо-Бородинский женский монастырь. «Любовь есть сила, Богом даруемая»
Виктория Ногина
Вопрос священнику Человек в кризисе духовном. Как ему помочь?
Куликов Вячеслав, протоиерей