В день своего рождения 23 апреля матушка Мария (Солодовникова), игумения Аносина Борисоглебского монастыря, говорила о благодарности Богу и людям, своим родителям, духовным наставникам – Лаврскому старцу архимандриту Науму (Байбородину), схиархимандриту Авелю (Македонову), маме Валентине Васильевне, в монашестве Параскеве, духовенству Аносиной обители, ее сестрам, всем прихожанам.
«Господь сподобил меня принять святой постриг в стенах Покровской Хотьковской обители, у мощей преподобных Кирилла и Марии, – сказала матушка Мария. – Недавно у меня был юбилей, 30-летие пострига, это очень знаменательная дата для меня. Потому что Господь дал мне путь иной, путь монашеский. А что такое монах? Это человек, который служит Богу и ближним. Он не думает о себе, о своих проблемах, о своем здоровье, он распинается Христу и идет путем Христовым. Несет крест служения Богу и ближним с помощью Божией».
Предлагаем воспоминания матушки о ее духовных наставниках из книги «Борисоглебский Аносин женский монастырь. Любовь никогда не перестает», которая вышла в свет к 200-летию обители в 2023 году.
Школьница Татьяна Солодовникова, будущая игуменияМама Валентина Васильевна Солодовникова, в монашестве Параскева
Моей первой духовной наставницей была моя мама Валентина Васильевна Солодовникова, в монашестве Параскева. Отец Наум (Байбородин), лаврский старец, так и говорил, что она мне не только родная, но и духовная мать. Такое редко бывает. Мама была очень светлым человеком. Многое претерпела. В те годы, на которые выпали и ее молодость, и ее зрелость, за веру притесняли, препятствовали даже крещению детей. Но мама меня в младенчестве покрестила, и даже не тайно, на дому, а в церкви.
Этот храм станет мне родным – церковь Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Черкизово Пушкинского района в Подмосковье.
Мама пела на клиросе, я поначалу просто рядышком стояла. Но потом начала подпевать, а после меня, еще школьницу, взяли уже и в состав клирошан. Это все были исповедники, которые не боялись никаких прещений, веру ставя выше карьеры, достатка – всего земного. Мы на службу как на самый большой праздник шли – даже одевались всегда нарядно.
Когда мне было лет девять, папа решил «создать новую семью». Мы с мамой остались практически на улице. Пошли жить к бабушке, маминой маме, но там еще и ее мама была жива – моя прабабушка, и дедушка, к тому же дядя с семьей были прописаны. Но моя бабушка Ефросинья Андреевна была человеком широкой души, все при ней как-то мирно уживались.
Помню, холодно – зима, вьюга. Темень – времени еще и пяти нет. Мама меня будит – в храм на службу, а ей еще и на спевку надо. Бабушка маме так потихонечку говорит:
– Валя, Танечке (так меня звали в миру) надо бы выспаться. Ей же завтра в школу.
А учились мы тогда в шестидневку, воскресенье – единственный день передохнуть. Но у меня самой ропота никогда не было. Службы у нас были такие торжественные, что на них действительно тянуло.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в п. Черкизово Пушкинского района Москвы – первый храм матушки Марии Маме вскоре дали крохотную комнатку – 9 кв м., где едва умещались кровать, маленькая софа, на которой я спала, столик с иконами, которые мы никуда не прятали, и шкаф. Но за стенкой оказалась соседка из работающих в месткоме.
Как-то выследила она, что мы с мамой по воскресеньям ходим в храм. Да когда, бывало, именины у кого, к нам гости придут, мы и поем что-то из церковных песнопений – молитвы, псальмы.
Схиархимандрит Авель (Македонов), духовный отец монахини Параскевы, мамы игумении Марии
Она пошла к директору завода, где мама работала, нажаловалась на нее, что и сама церковница и дочку с собою «тягает». Куда, мол, партактив смотрит.
А это был Мытищинский машиностроительный завод – одно из ведущих в отрасли предприятий. Начальник испугался, понизил маму в должности – снял со ставки инженера-технолога и перевел в архив. Зарплату урезали, а мы и без того скромно жили…
Мама была одной из лучших сотрудниц, на одном месте без малого 40 лет проработала. Для нее тогда, конечно, это был удар. Но мама Богу душу изливала в молитве, родным не жаловалась. У нас бабушка – та самая, что всех жалела, – три инфаркта пережила. Мама берегла ее очень.
В этом и состоит христианское крестоношение – всё принять, за всё благодарить.
И вот за маму вдруг пошел заступаться главный инженер-технолог:
– Если вы Солодовникову не восстановите, я ухожу с завода, – так директору и сказал. Партийный, а не побоялся.
И маму восстановили в должности.
Она многим помогала, утешала в скорбях... Сама мама никогда не унывала – чтобы ни произошло: молилась. Уже только одним этим и других воодушевляла. Жила без осуждения, всех прощала.
Знала, что враг крутит, а и нападает-то на самых немощных душою, куда уж на них еще обижаться?
Мама очень строго постилась. Сказано же про духа злобы поднебесной, что непрестанно воюет на христиан: сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17:21). Вот и подвизалась.
Лаврский старец архимандрит Наум (Байбородин), духовный отец игумении Марии
Однажды мы с мамой были у Лаврского старца отца Наума (Байбородина), а он вдруг и спрашивает почему-то у меня:
– Вы хотите быть с мамой в Раю?
«А кто же, – думаю, – не хочет?»
– Тогда надо молиться и о папе, чтобы он тоже там был, – вдруг наставляет старец.
А мама действительно не держала ни на кого зла. Так что ей этот наказ был не в тягость.
И папа Юрий Иванович Солодовников у нас покаялся. В последние пять месяцев своей жизни провел в Аносине при обители. Батюшки его причащали, соборовали. Он умер примеренный с Богом и людьми. В Аносине же его и похоронили.
А отец Наум (Байбородин) в самую первую нашу встречу, а ездила я к нему с 17 лет, подарил мне четки. Красивые такие – голубые. А потом однажды и прямо сказал:
– Ты себе жениха земного не ищи, у тебя Жених Небесный.
Так меня еще и в миру наставил: «У тебя должно быть три дороги – храм, дом, работа. Вот такой треугольник – и всё». А то мне как-то и объявляет:
– Надо тебе сшить подрясник.
Мы с мамой поехали в самый большой в Москве магазин «Ткани» на Ленинском проспекте. Выбрали там черный сатин и школьную ткань. Ну, а шить-то где? Сели в поезд и в половине двенадцатого ночи были в Рязани у схимонахини Елены – духовного чада отца Авеля (Македонова). Она многие годы несла послушание алтарницы, псаломщицы, регента, просфорницы в храме иконы Божией Матери «Всех скобящих радость», где на кладбище Любушка Рязанская упокоена. И вот она села за швейную машинку, а мне сказала: «Читай Акафист Боголюбской иконе Божией Матери». Так всю ночь я и читала Акафист, а матушка мне не только подрясник сшила, но и постригальную белую рубаху, которую вручила мне со словами:
– Пусть тебе пригодится!
И мы – минута в минуту – успели сесть в отходящий в Москву в пять утра поезд, так как маме надо было к восьми уже быть на работе.
А я с поезда сразу поехала к отцу Науму в Лавру. Только зашла, порог переступаю, а он мне:
– Давай меряй! – знал уже, с чем я приехала.
Вышла, захожу уже в подряснике.
– Хорошо! – улыбается. Батюшка так любил монашествующих! – Ты пока дома его надевай, – благословляет. – А так береги его, береги!
И подарил мне икону Божией Матери «Боголюбская». А я ведь ему о том, что всю ночь, пока мне шили подрясник, именно этой иконе и читала Акафист, даже не сказала…
После окончания медучилища и в течение девяти лет работала акушеркой, принимала роды. Детишек рождалось очень много. К нам не только из Мытищ, но и отовсюду окрест – из Подлипок, со всего Пушкинского района, из Сергиева Посада рожениц везли. За мою смену, а это сутки, на свет около 30 младенцев появлялось. Работая акушеркой, я постоянно ходила в храм, молилась Господу, Божией Матери, и помощь была так ощутима!
В 1989 году отец Наум благословил меня вдруг оставить работу, а вскоре объявляет:
– Открылся Покровский Хотьков монастырь. Воля Божия тебе идти туда.
Я и пошла. Мне тогда еще сон приснился: иду к моему черкизовскому Покровскому храму, а передо мною вдруг появляется Покровский же, но Хотьков монастырь.
Покровский Хотьков монастырь – усыпальница рода преподобного Сергия Радонежского
В Покровском Хотьковом монастыре у нас сразу же собралась общинка из восьми сестер, я была за старшую. Храм там еще действовал как приходской. Настоятелем был иеромонах (позднее архимандрит) Герман (Хапугин). Потом в 1995 году его назначили настоятелем Вознесенской Давидовой пустыни, а спустя 10 лет он был найден в своей келье убитым. Сейф был взломан, вещи разбросаны. Убийство до сих пор не раскрыто.
В Хотькове при отце настоятеле я была казначеем. Жили мы тогда очень бедно. Денег ни на что не хватало. Сестры солили капусту, сдавали в магазин, и на вырученные средства покупали себе хлебушек. Лишь со временем удалось купить двух коров. Одну звали Дорогуша, – молока она давала мало, дороже уход за ней обходился; а вторую звали Говоруша, вот от нее было молочко. Мне и самой доить приходилось, и пасти коров.
Я и на клиросе пела, и трапезничей по совместительству была, и за снабжение отвечала – ходила по организациям, выпрашивала стройматериалы.
Монастырь лежал в руинах. На крыше Покровского храма росли березки. Внутри – стены облупленные, даже пола не было. Приходилось щиты настилать, иначе ходить было невозможно. Первый молебен служили на улице, в лютый мороз. После передачи храма в нем всё никак поначалу не могли наладить отопление.
Но народ в обитель потянулся. У всех на слуху уже был завет преподобного Сергия: вы сначала к моим родителям зайдите, поклонитесь, а потом уже ко мне приходите. Люди так и старались – сначала Покровский Хотьков монастырь посетить – приложиться к мощам святых Кирилла и Марии, а потом уже в Лавру к преподобному Сергию отправлялись. Раньше-то пешком ходили, сейчас на машине уже всё побыстрее – почему бы не заехать?
Матушку Олимпиаду (Баранову) прислали в Покровский Хотьков монастырь из Свято-Сергиевой обители в Риге. Я ее встречала в Лавре в 1992 году у мощей преподобного Сергия. Помню потом уже мои окна в трапезном корпусе Хотькова монастыря, были напротив матушкиных в игуменском. Часто доводилось видеть: время за полночь, а матушка не спит – смотрит в окошечко, переживает за всё и вся, молится обо всех.
Помню, с каким подчеркнутым уважением отец Наум всегда относился к игумениям, призванным быть духовными матерями сестрам. Я была благочинной в Хотькове, приедешь к старцу, только вопрос задать, а он:
– Я бы тебе сказал, что надо так сделать. Но как скажет матушка-игумения.
Я к отцу Науму и потом, когда меня в 2005 году назначили настоятельницей в Борисоглебский Аносин монастырь ездила уже за 120 км за советом.
В день рождения матушки в Аносине
Поначалу мне, конечно, было сложно. Все-таки в Хотьковом монастыре тогда уже все и всё таким родным стало: и сестры, и стены.
Но монах, как солдат. Благословили тебе фронт работ – за дело. «Не знаю, не могу, не хочу» – таких слов у нас нет.
Есть только: «Простите. Благословите. Помолитесь». Если следовать этому правилу, всё Господь Сам управит. И благодать даст за усердие, и вразумит, когда надо.
Это особый дар Божий подвизаться в таком славном своими основателями монастыре. Мы глубоко чтим своих предшественниц, молимся за них и к ним в молитвах обращаемся.
Каждый день сестры ходят с иконой Тихвинской Богоматери вдоль стен обители, затем идут на могилы наших матушек, что в ограде упокоены, прямо рядом с собором Живоначальной Троицы.
Патриаршее служение в Борисоглебском монастыре в Аносине в четверг первой седмицы Великого поста 21 марта 2023 года Уже в наши дни обитель не раз посещали Святейшие Патриархи Алексий II и Кирилл, служили у нас. Служит возглавляющий Синодальный отдел по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност. Все они нас опекают так же, как некогда радел о нашем монастыре монахолюбивый святитель Филарет (Дроздов). По его благословению Аносин Борисоглебский монастырь стал первой в Московской епархии обителью, образованной на общежительных началах. Эту традицию мы храним и поныне.
Слава Богу за Его милость к нам».
Аносин Борисоглебский монастырь в день рождения игумении Марии, 23 апреля 2024 годаПубликуется по книге «Борисоглебский Аносин женский монастырь. Любовь никогда не перестает». – Издание Борисоглебского Аносина женского монастыря, 2023. – 176 с.
04.05.2024