Второй день конференции к 200-летию Аносина Борисоглебского монастыря

kn-2.jpg Игумения Евгения (Мещерская), основательница Аносина Борисоглебского монастыря

Все новые грани жизни основательницы Аносина Борисоглебского монастыря княгини Евдокии Николаевны Мещерской (в монашестве Евгении), а также сестер обители высвечивали участники конференции «Аносина пустынь. 200 лет служения Богу и ближним». 

Подвиги семейный, педагогический, монашеский (включая храмостроительство), игуменский… 

«Матушка Евгения была человеком святой жизни, и хочется верить, что она когда-нибудь будет прославлена, ляжет в обители мощами», - сказала в заключительный день конференции, 27 мая 2023 года, игумения Борисоглебского монастыря Мария (Солодовникова).

Эти бедные селенья

Мероприятие, приуроченное к 200-летию обители, началось с молитвы и экскурсии в Борисоглебском Аносином монастыре, а продолжилось в формате научной конференции в доме культуры п. Павловская Слобода Московской области.

photo1685216267.jpeg

Второй день конференции, 27 мая, открыли гости из Смоленской области: протоиерей Михаил Гольцман, благочинный Рославльского района и краевед Козлова Надежда Иосифовна.

photo1685216326.jpeg Игумения Мария (Солодовников) и протоиерей Михаил Гольцман

Их рассказ - о возрождении в с. Гореново Смоленской области храма в честь Пресвятой Троицы, заложенном некогда отцом основательницы Аносина монастыря Николаем Андреевичем Тютчевым.

Здесь, в родовом имении Тютчевых, 18 февраля 1774 года и появилась на свет Евдокия (Авдотья) Николаевна Тютчева, будущая игумения Евгения.

Она была шестым ребенком в большой семье секунд-майора, брянского помещика и уездного предводителя дворянства Николая Андреевича Тютчева (деда выдающегося русского поэта Федора Тютчева).

Супруга Николая Андреевич - Пелагея Денисовна Панютина - получила в приданое от родителей небольшое имение Овстуг в Брянском уезде Орловской губернии (в 70 км от Горенова), куда вскоре после рождения Авдотьи и переехала семья.

У П. Д. Панютиной и Н. А. Тютчева родилось семеро детей: три сына и четыре дочери. Усадьбу Гореново унаследовал средний сын Николай (1766-1835), младшему Ивану (1768-1846), отцу будущего поэта Федора Тютчева, досталось имение Овстуг (там родился поэт, там же прошли детство и юность Евдокии Тютчевой).

В Горенове в 1768 году глава семейства заложил деревянную церковь во имя «Живоначальной Троицы». Новый каменный храм в течение 23 лет строили уже его дети и внуки, освятив собор только в 1809 году.

Храм был двусветный, т.е. «двухэтажный». На втором этаже обустроили теплый придел во имя Тихвинской иконы Божьей Матери.

По мнению ряда исследователей творчества Федора Тютчева, именно в Горенове в 1855 году было написано одно из самых проникновенных стихотворений поэта Федора Тютчева, который бывал здесь по различным делам:

tu2.jpegФедор Тютчев«Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймёт и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удручённый ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя».

В 1822 году тогдашний владелец усадьбы Николай Николаевич Тютчев был объявлен несостоятельным, и опекунский совет продал его имение военному ведомству. Тютчевы навсегда покинули Гореново.

Троицкий собор закрыли в советское время, в 1936 году. В 60-х годах прошлого века здание церкви было снесено.

Сегодня, по свидетельству краеведа Н.И. Козловой, найден и укреплен фундамент древнего Троицкого храма, создан музей под открытым небом, на новом месте из облицованного вагончика обустроена маленькая уютная церковь в честь Пресвятой Троицы, где в 2014 году состоялась первая литургия.

museum.jpgМузей в Борисоглебском Аносином монастыре

О традиции храмостроительства

Сам Николай Андреевич Тютчев, перебравшись с семьей в «Овстуг», по соседству с домом возвел величественный собор Успения Пресвятой Богородицы с зимним приделом святой великомученицы Варвары.

Он же еще раньше построил в селе храм святой великомученицы Параскевы Пятницы.

WhatsApp Image 2023-05-29 at 10.53.51.jpeg Традиции храмостроительства семьи Тютчевых изучают в детском клубе «Пересвет» 

ek-1.jpg
Екатерина Кузнецова

А его дочь Варвара Николаевна Тютчева (Безобразова) возвела замечательную церковь Спаса Преображения в Творишичах Брянской губернии.

Широкой традиции храмостроительства в семье Тютчевых был посвящен доклад и фильм Екатерины Кузнецовой, созданный вместе с детьми из исторического клуба «Пересвет» (Брянск).

photo1685216395.jpeg

На форум в Аносино приехал из Брянска и Николай Николаевич Амелин, главный хранитель музейных предметов Государственного мемориального историко-литературного музея-заповедника Ф.И. Тютчева «Овстуг».

Исследователь поделился информацией о недавней находке: в 2018 году праправнук поэта Иван Николаевич Пигарев передал в дар музею рукописную молитву Екатерины Львовны Тютчевой, матери поэта. Молитва обращена к святителю Димитрию Ростовскому.

По словам Н.Н. Амелина, эта рукописная молитва важна для понимания духовной обстановки семьи Тютчевых. Первый биограф поэта Иван Сергеевич Аксаков (муж его дочери Анны) называет Екатерину Львовну женщиной «замечательного ума, сухощавого нервного сложения, с наклонностью к ипохондрии, с фантазией, развитой до болезненности». Аксаков пишет о Тютчевой как о «простой русской православной женщине», несмотря на «господство французской речи»…

Интересно, что святителя Димитрия Ростовского почитала и княгиня Евдокия Николаевна Тютчева, основательница Аносина монастыря. Ныне в Борисоглебской обители восстановлен небольшой храм святителя Димитрия, построенный княгиней и освященный митрополитом Филаретом (Дроздовым) 12 сентября 1824 года…

Именно труды святителя Димитрия Ростовского, созданные им жизнеописания святых, стали утешением 23-летней Евдокии Николаевны. Всего через два месяца после свадьбы, в 1796 году, она потеряла супруга – князя Бориса Ивановича Мещерского, который, простудившись на охоте, скоропостижно скончался.

Известно, что княгиня посвятила себя воспитанию дочери Анастасии, родившейся уже после смерти мужа. Она же пригревала сирот, в том числе, по версии ряда источников, и двух незаконнорожденных детей своего рано ушедшего супруга – мальчика и девочку, появившихся на свет еще до его брака…

Много лет спустя княгиня Евдокия назовет святителя Димитрия Ростовского своим целителем, благодаря за «обращение от безумного мудрования».

Овдовев, Евдокия Мещерская продолжила семейную традицию храмостроительства.

WhatsApp Image 2023-05-29 at 12.26.09.jpeg Троицкий собор с приделом в честь Бориса и Глеба, возведённый княгиней Евдокией Мещерской

В 1810 году она заложила церковь во имя Живоначальной Троицы с двумя приделами: во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба, в память о почившем супруге князе Борисе, а также в честь Тихвинской иконы Божией Матери – так, как это было в Горенове…

«Еще одно место соделалось святым и Божиим»

Без имени-2.jpg Картина Е. Спажинского. Е.Н. Мещерская с дочерью и Е.А. Ельчаниновой, 1807 г. Носит оставшиеся от того времени следы ударов сабли войны 1812 года

В 1814 году Евдокия Николаевна выдала дочь Анастасию замуж за Семена Николаевич Озерова (впоследствии сенатора, тайного советника) и начала вести жизнь более замкнутую, обращаясь к своим духовным руководителям с просьбой благословить ее оставить мир…

Однако ожидать благословения пришлось почти десятилетие.

В 1820 году в память о покойном муже княгиня устроила при Троицкой церкви в Аносино богадельню на 12 женщин.

4 мая 1822 года (17 мая по новому стилю) архиепископ Московский Филарет (Дроздов) лично освятил в Аносине храм Живоначальной Троицы и открыл Борисоглебское женское общежитие.

Доктор исторических наук Ирина Юрьевна Смирнова, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН в своем докладе отметила особое – доверительное и бережное – отношение святителя Филарета к Евдокии Николаевне Мещерской, будущей игумении Аносинской обители, которую святитель называет не иначе как духовной сестрой.

svyatitel-filaret-moskovskiy....jpgАрхиепископ Московский Филарет (Дроздов)

Сам митрополит совершил постриг княгини 13 сентября 1823 года в Вознесенском девичьем монастыре в Кремле, дав ей имя Евгения, а на следующий день, 14 сентября, в Чудовом монастыре она была возведена в сан игумении новой обители.

«Слава Богу дивному: еще одно место соделалось святым и Божиим», – писал святитель Филарет, отмечая важность возведения Божьих храмов, в «которых Бог ищет обители Себе Самому». Богослужение и Богообщение, присутствие в храме Живого Бога – вот о каких утешениях митрополит пишет монахине Евгении.

«Благо убогим, когда они видят себя у Бога», – говорит он о богадельне, с которой начинался монастырь.

Женская Оптина

photo1685216544.jpeg

Мария Дмитриевна Смирнова, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры немецкого языка и культуры факультета иностранных языков и религиоведения МГУ им. М.В. Ломоносова более подробно рассказала об особенностях того времени, когда создавался Аносин монастырь.

Это был тот непростой период истории нашего Отечества, когда после реформы Екатерины 1764 года монастыри лишилиcь вотчин, количество обителей резко сократилось, монашеский постриг разрешался только в зрелом возрасте (для женщин – от 50 до 60 лет), при этом желающие монашеской жизни сами за свой счет обустраивали себе жилье. Для не имеющих средств путь в монастырь был закрыт…

Так появились женские общины вне монастырей для богоугодной жизни – здесь селились без пострижения в монашество. Одной из первых таких общин и стала Аносинская, правила которой, а затем и Устав монастыря разработал сам митрополит Филарет, взяв за основу строгую студийскую традицию. Не случайно обитель потом называлась «Женской Оптиной».

Во главе общины стояла смотрительница, ей сестры должны были оказывать полное послушание и почтение. Смотрительница, в свою очередь, должна была управлять в духе любви и кротости – как мать и старшая сестра (например, увещевать провинившихся наедине). Желающим вступить в общину полагался трехнедельный испытательный срок.

В монастыре утреня начиналась в три часа ночи, обедня в восемь утра (в воскресные дни – в девять), всенощная – в шесть вечера. В кельях ничего не готовили, самовары были запрещены, ежедневно полагалось бывать на службах, у каждой сестры было определено свое место в храме. Ни лампад, ни свечей в кельях не держали, Псалтирь учили наизусть.

Был один только самовар в обители, в игуменской, на случай приезда гостей. Сестры все делали сами: работали в поле, в огороде, кололи дрова, пряли шерсть, ткали холст. Все безропотно подчинялись такому строгому порядку, ибо сама настоятельница постоянно подавала пример труда и лишения.

Игуменья Евгения скончалась в 1837 году, 2 февраля. Ей было 64 года. 

В духовном завещании своем она наказывала: «При погребении моем не делать никакой траты, а сколько кто при сем случае пожелает поусердствовать, да обратит свою лепту в пользу неимущих…»

 «Возлюбленные мои! – говорила она сестрам своей обители. – Знайте, что ежели я обрящу благодать у Господа, то по смерти моей обитель утвердится и процветет; но если душа моя будет отвержена Богом, то и обитель придет в упадок…»

Без имени-1.jpgМогилы игумений Евгении (Таишевой), Евгении (Озеровой), Евгении (Мещерской) (справа) 

«Только молитвой спасется Россия»

photo1685216425.jpegМонахиня Феонилла (Харченко), насельница Московского Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря рассказала о том, какую роль подвижницы из Аносиной пустыни играли в истории других московских обителей. Так, 25 аносинских сестер были переведены в Иоанно-Предтеческий ставропигиальный монастырь в центре Москвы для возрождения обители во второй половине XIX века. Окормлял обитель ныне прославленный старец Алексей Мечев, приход которого находился по соседству… 

Старший научный сотрудник Российского научно-исследовательского института культуры и природного наследия им. Д.С. Лихачева Ольга Геннадьева Кирьянова рассказала об истории создания в начале XX века Свято-Троицкой женской общины в подмосковном селе Троице-Лыково. Первой ее начальницей, избранной по ходатайству учредительницы — московской купчихи первой гильдии, потомственной почетной гражданки Москвы Ю.М.Карзинкиной, была назначена монахиня Алипия (Таишева), впоследствии ставшая последней игуменией Аносиной пустыни перед ее закрытием. 

Теме жизни обители в годы гонений на Церковь был посвящен доклад сотрудницы паломнической службы Высоко-Петровского монастыря г. Москвы Елены Григорьевны Балашовой. В 1920-е годы Аносину пустынь неоднократно посещал епископ Варфоломей (Ремов), настоятель Высоко-Петровской обители. Здесь он не раз служил, в том числе во время Великого поста. Известно, что владыка духовно окормлял монахиню обители Леонтию (Левицкую), а также инокиню Екатерину (Протопопову), будущую монахиню Евгению, отрывки из писем и записок к которой прозвучали в докладе. 

А инок Софроний (Курицин), насельник Успенского Свято-Георгиевского монастыря Уфинской епархии прислал на конференцию уникальный материал о бывшей настоятельнице Свято-Георгиевской обители (некогда женской) – игумении Христины (Ермоловой Ольги Юрьевне), также бывшей насельницы Аносина монастыря, пострадавшей за веру Христову в годы гонений на Церковь.

Ольга Юрьевна принадлежала известному дворянскому роду, восходящему по линии матери к Никите Романовичу Захарьеву-Юрьеву, дедушке первого русского царя из рода Романовых.

В 1905 году Ольга Ермолова, выпускница Казанского института благородных девиц, приехала в Борисоглебский монастырь в Аносино и прожила в нем три года как трудница, а затем еще 11 лет как послушница – до перевода в Георгиевский женский монастырь «Святые кустики». Там через полгода она была пострижена в монашество, а 1 июля 1917 года поставлена во игумению.

В 1921 году монастырь был преобразован в трудовую артель «Первый колос». Игумения Христина активно боролась с обновленчеством. Ее несколько раз арестовывали, а 9 июля 1931 года расстреляли вместе с родной сестрой в Казани. Мученицы погребены на Архангельском кладбище в общей могиле…

Таким образом, аносинский список пострадавших за Христа в годы гонений (а сейчас в нем – священномученик Ефросин (Антонов), послушницы Дария (Зайцева) и Татьяна (Фомичева)) может пополниться еще одним славным именем…

WhatsApp Image 2023-05-29 at 10.49.43.jpeg

В заключение конференции игумения Аносинского Борисоглебского монастыря Мария (Солодовникова) выразила надежду, что и неизвестные ранее подвижницы обители, и сама матушка Евгения когда-нибудь будут прославлены…

А перед тем, как разъехаться в разные уголки России, участники конференции стали свидетелями премьеры песни «Анастасия», записанной прихожанами обители (слова Елены Агапитовой, музыка Виктора Романова, вокал Миры Тимурхановой, песочная анимация Юлии Степановой).

Песня посвящена Анастасии, дочери княгини Евдокии Мещерской и представляет собой своего рода напутствие девочке от лица матери. Однако слова ее можно отнести и к нашим современникам:

«Анастасия, Анастасия, пусть возродится наша Россия,

Анастасия, Анастасия, только молитвой спасется Россия…»