Сегодня, 5 декабря 2023 года, в 15-ю годовщину Святейшего Алексия II предлагаем вашему вниманию главу из книги «Достигайте любви» об архиепископе Алексии (Фролове), некогда викарии Патриарха, настоятеле Новоспасского монастыря в Москве.
В Новоспасском монастыре и сейчас памятен первый приезд Святейшего в 1992 году. Все не спали неделю, – кто стучал, приколачивая что-то, другой замазывал, третий тут же красил. Прихожанки всюду с тряпками носились, сыновья-мальчишки воду вёдрами таскали. Ночью выйдешь на территорию обители – все в движении, как золотистый от горящего всюду света пчелиный рой, трудятся. И у всех настроение на подъёме, а оттого и усталости не ощущалось. Так, и на Пасху женщины в трапезной могли вздремнуть часочек и снова бежать дальше на раздачу, там же: Спаси, Господи! – то и дело желают.
А тогда отец Алексий, больше всех переживающий, как встретят Предстоятеля, ходил тем не менее утешал:
– Но ведь отец же! Должен же понять.
Новоспасский монастырь Потом, когда приезды Патриарха стали регулярными, ждали их с радостью, но внешним приготовлениям уже не придавали такого значения, стало ясно, что вовсе не это главное во встрече Отца и Настоятеля обители.
Для Владыки каждая встреча со Святейшим была праздником. Он очень любил и почитал Его Святейшество. У них было много общего. Небесный покровитель Патриарха во Святом Крещении – Алексий, человек Божий, – покровительствовал владыке Алексию по имени в постриге.
В своё время Алексий Ридигер, заканчивая Духовную академию города на Неве, получил степень кандидата богословия за курсовое сочинение о митрополите Филарете (Дроздове) и несколько томов его «Слов и речей» так и оставались у него настольными книгами на всю жизнь. Писал ученические работы об этом святом, зачитывался трудами своего предшественника по Новоспасской обители и владыка Алексий, радел об издании для массового читателя его наследия. Да и вообще имя святителя постоянно было на слуху в Новоспасском:
– Даже такой умный человек, как митрополит Филарет (Дроздов), недоумевал: «Господи, не знаю, о чём молить Тебя». Мы должны, ощущая свою немощь, молить Бога, чтобы Он Сам научил нас молиться, – смирял так, например, владыка Алексий паству.
В проповедях как Святейшего Алексия II, так и его тёзки-викария – непрестанный призыв к любви:
– Я часто молюсь, – говорил Предстоятель, – чтобы Господь дал нам быстрее понять, что выше закона может быть только любовь, выше правосудия лишь милость, а выше справедливости – прощение.
Владыка Алексий в своей обители или на выезде готов был часами с любовью говорить про Патриарха.
«Иногда мы соберёмся после торжественной службы на трапезу, все уже и перекусить не против... Владыка же забывал про подкрепление, рассказывая что-то важное из того, что в Церкви сейчас происходит и в чём Святейший принимает деятельное участие», – вспоминают новоспасские хористы.
Обильных длительных застолий Владыка не любил. При возможности старался незаметно ускользнуть. Если не удавалось, подходил к Святейшему спустя минут 20 после начала трапезы:
– Ваше Святейшество, у меня там дела в обители... Я не могу... – шепчет как-то, только лишь все расселись за столы в красном зале храма Христа Спасителя.
– Эх, Владыка, как я вам завидую: вы можете уйти! – тоже тихо отозвался с доброй улыбкой Патриарх.
А Владыка благословился – и был таков. Как и практически всегда после соборных богослужений.
Если же служил как викарий на приходе или в другой обители, то после ему, конечно, вменялось возглавлять трапезу.
Как это обычно происходило, вспоминает протоиерей Георгий Вахромеев, настоятель храма Троицы Живоначальной на Шаболовке: «Владыка у нас как-то освящал колокол-благовестник. По окончании службы и чина освящения наши прихожанки пригласили нас всех за праздничный стол. Старались, как только могли, лишь бы архиерея угостить получше. А он почти ни к чему не притронулся, скорее нас всех питая духовно. Мы это, сидя над своими тарелками, явно почувствовали: у него есть иная пища, – как у Христа, когда Он беседовал с самарянкой (см.: Ин. 4:1-54). Это воистину было продолжением богослужения, настоящая агапа».
Владыка и сам за трапезой у себя в обители всегда внимательно слушал читаемые жития или поучения святых отцов.
Диакон Александр Шевченко, живший с подросткового возраста в монастыре, вспоминает: «Читаю как-то и помысел: да никто всё равно не слушает, ложками стучат... Раз – и в ударении ошибся.
А Владыка меня после трапезы тут же поправил:
– Нет, там-то ты неправильно прочитал, там будет вот так-то, – и действительно смотришь: всё так, как
Владыка сказал».
Он потому и был так чуток к Слову Божию, что жил им. И говорил часто словами Священного Писания.
Возможно, ещё отсюда перерождающая сила его бесед. У него на столе всегда лежала Библия, часто открытая - он её постоянно читал. И нам фрагменты, а то и целые главы зачитывал. Многое помнил наизусть. Иногда и вместе с близкими приглашал поговорить, особенно если не ладили, и обязательно и той, и другой стороне наставление даст. Жалуется, например, мама, что не слушаешься, из апостола зачитает: Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе (Еф. 6:1). Но и маме оттуда же: чтобы родители не раздражали детей (см.: Еф. 6:4). Он всегда искал золотую середину и именно в соответствии со Священным Писанием».
Уверял, что священник и не может говорить ничего отличного от того, что говорит Христос в Евангелии.
Так, и про Святейшего Алексия ІІ сам он рассказывал, что когда что-то у него спрашивал, вместо ответа Его Святейшество часто делал так: молился, брал Евангелие, открывал и зачитывал то место, на котором Слово Божие открылось. Это и был ответ.
Святейший Алексий II и владыка Алексий (Фролов)
Владыка постоянно повторял: «Надо любить Предстоятеля. Мы принадлежим патриаршей Церкви. Послушание Святейшему Патриарху является первоочередным». Он и в записочках, подаваемых на проскомидию, благословлял первым всегда писать Патриарха, – возможно, и таким образом приучая к иерархичности мышления.
Большинство проблем в жизни, особенно в семьях и по службе, возникают из-за нарушения иерархии, – учил Владыка. Про себя после принятия епископского сана говорил: «Я многое вижу, но не потому, что я прозорливый, а потому что на мне святительский омофор». «Вы идёте не к человеку по имени Анатолий Степанович, он тут не при чём: привлекает вас благодать Божия, которую получил епископ Алексий». Или прямо пояснял: «Когда ко мне приходят как к архиерею, то и получают как от архиерея, а если приходят просто как к человеку, то и получают не более как от человека».
Когда у Владыки спросили: «Что меняется в чело-веке, когда происходит постриг и нарекается новое имя?» – «Да всё!», – ответил. Как и митрополит Питирим, отмечал, что никогда не сравняет даже самого плохого монаха с мирянином, если надо будет выбирать – выберет монаха.
Нина Николаевна Лонская вспоминает:
«После его епископской хиротонии прихожу к Владыке и сразу чувствую, что это уже не батюшка, робко спрашиваю:
– Как вас теперь называть?
– Владыка я ваш теперь земной, - и улыбается.
– У меня такое чувство, что между нами внезапно выросла стена, толщиной в пять метров и чрезвычайно высокая...
А он очень серьёзно:
– Стена эта высотой до самого Неба».
Хотя и отшучиваясь: «епископ – это падший монах», по-монашески старался оставаться прост и аскетичен, а ещё – доступен в общении.
Простоту Владыка очень ценил.
Иногда скажет: «Нет простоты», – это была отрицательная характеристика. Рассказывал, когда Святейший приехал как-то в Лавру и все сели за трапезу, батюшка Кирилл (Павлов) сел там где-то с краешку.
Cвятейший ему и говорит:
– Отец Кирилл, что вы там сели? Идите, садитесь рядом со мной.
– Да я не хочу, мне и тут хорошо.
Архимандрит Кирилл (Павлов)
Все рассмеялись. Владыка потом, рассказывая эту историю, улыбался:
– Представляешь, так Святейшему ответить?
Он необычайно любил простых людей. «Такие старички хорошие, – отзывался о старшем поколении. – Они такие простые!» Так всю жизнь и относился, как мама наставила, к старым людям с подчёркнутым почтением, слушал их. Никакого высокоумия не терпел.
Всё шутил, бывало, и с чадами:
– Умных к умным послали, а меня – к табе.
Когда ему некто подарил шикарное авто, оно так и осталось стоять на проезжей части за стенами Новоспасского монастыря. Предложили дом на Николиной горе, Владыка открыл, – так же, как это делал Святейший Алексий II, – Евангелие, и ему попалось: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16, 26), – и на сердце у него стало легко и спокойно.
Он вообще как-то в этом мире не обживался. Холодильник у него постоянно был пуст. Обуви – две пары: одна на нём, другая в запас, – зимняя, летняя, да ещё разве что тапки. Так же и одежда. Стирал себе сам.
Владыка Алексий (Фролов)
– Владыка, – как-то не выдержала помощница, – давайте я вам стиральную машинку поставлю? Всё-таки экономия времени.
Сначала согласился, а потом:
– Нет, ты знаешь, мама меня как приучила к этому в детстве, так уж пусть всё и остаётся.
Как продолжал сам и мыть полы в своей келье. Когда помощник заставал его за этим занятием, пытаясь перехватить тряпку у его Высокопреосвященства:
– Владыка, можно я вам помогу? – Не-не-не, – благодушно так отвечает. – Владыка, ну, можно? – Нет-нет-нет, всё! Посиди, – и сам всё тщательно завершает, по ходу расспрашивая с чем тот пришёл. А однажды Владыка складывал зашедшему так в конце рабочего дня сотруднику гостинцы. Он всегда спрашивал, стоило зайти к нему и насельнику монастыря: «А у тебя сладенькое есть? Покушать есть?» И вот однажды один из одариваемых не удержал вручённого, и баночка с ежевикой упала и разбилась. – Оставь, раб Божий! – тут же остановил бросившегося собирать осколки. – Ничего не трогай. Так Владыка сам потом всё и убрал, – кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 26-28).
Ольга Орлова
Книгу «Достигайте любви» можно приобрести напрямую у автора: http://sunofrus.ru/w/shop/
19.01.2025