7 февраля, в день празднования иконы Божией Матери «Утоли моя печали» вспомнился один немой диалог у этого образа и наставления старца-архиерея по поводу случившегося тогда искушения. «Что такое искушение? – спрашивают духовники. – Это тест, экзамен, и всё дело лишь в том, прошла ты его или нет…»
Своего духовного отца – архиепископа Алексия (Фролова) – вспоминает Валерия Николаевна Маслова.
Благословил меня как-то владыка помогать одной инокине, но у нас с ней произошло недоразумение, и я одно время перестала посещать службы в Новоспасском монастыре, а стала ходить в Николо-Кузнецкий храм к чудотворной иконе Божией Матери «Утоли моя печали».
А тут как раз было празднование этого образа, и со Святейшим Алексием II в храм приехал владыка Алексий. Да так получилось, что народу много, никуда не денешься, и когда выстроилось духовенство, я в какой-то момент оказалась у владыки прямо за спиной. И вдруг слышу: «Кто же нас так поссорил?» Но это не вслух, а в самом сердце у тебя раздается голос владыки. «Владыка, простите!» – так же «про себя» отвечаю. И понимаю, что он услышал...
Владыка, – это я потом поняла, – мог еще и вызывать к себе – таким же образом. Он даже шутил на этот счет: «Таких, как я, колдунами зовут». Потом, когда я уже работала в монастыре, бывает за одно возьмусь – не получается, за другое... – все валится из рук. «Ладно, пойду в трапезную...» Выхожу, а иду-то не трапезную, а прямиком к владыке. Только дойду, а он стоит там наверху лестницы, оказывается, кого-то ко мне посылал и тут же останавливает:
– Не надо, она сама идет.
А тогда вскоре я передала владыке Алексию просьбу принять меня. Он назначил на четвертый день чтения канона преподобного Андрея Критского – начался Великий пост. Сам он все эти первые дни поста вообще ничего не ел. Встретил меня очень спокойный, усадил:
– Ну, рассказывай, что у вас там произошло.
Я рассказала, как меня хотели выселить из моей квартиры, чтобы поселить в нее какую-то больную.
– А тебя куда? – никак не реагируя на мое все еще кипевшее возмущение, только и поинтересовался он.
– А меня куда-то подселить, чтобы жила за ширмой... Даже ширму уже распорядилась найти.
– Она хотела сделать из тебя Алексия, человека Божия, – улыбнулся он. – А ты не поддалась. Духовно не созрела.
– Нет, владыка, не созрела, – подтвердила я.
Когда я через некоторое время сообщила владыке Алексею, что простила ту инокиню, он со мной провел целую беседу. Я даже законспектировала:
Преподобной Нил Сорский
1-ая: тебя обидели – ты ответил, но каешься.
2-ая: тебя обидели – ты не ответил, но жалеешь, что этого не сделал.
3-я: тебя обидели – ты не ответил и сразу забыл.
4-ая: тебя обидели – ты не ответил, злости не осталось, и ты оправдываешь обидчика.
5-ая: тебя обидели – ты любишь обидчика и молишься за него.
– Вот и смотри, – говорит, – на какой ты стадии находишься.
Сейчас-то я уже могу сказать: для того, чтобы меня довести до 5-й степени, потребовалось семь лет...
– Надо прощать друг другу, – напоминал, – до семижды семидесяти раз (Мф. 18, 22).
Владыка у меня потом спустя годы уже спросил:
– Можешь ей подарки принести?
– Могу, – ответила я и принесла.
Он посчитал, что я уже на пятой степени, и благословил поехать в санаторий.
Владыка меня, оказывается, долго испытывал.
– Вы меня обижали! – как-то напомнила я ему.
– Вот-вот я смотрел, что будет. Но ничего. Ты поняла, что я по делу тебя «обижаю».
– И ценить стал! – тогда уж не удержалась и вставила я (Валерия Николаевна по возрасту старше владыки Алексия и здесь обратилась на ты, – Прим.).
– Вот-вот, – рассмеялся он.
За то, что ты, мол, лепишь вслух все, что у тебя на уме.
Как-то спросил у меня:
– А ты кто по профессии?
– Учитель, – отвечаю.
– Какая ж из тебя учительница? Ты обидчивая. Впрочем, – подумал, – давай попробуем.
И благословил меня с детьми заниматься.
Но потом все-таки остановились на том, что я буду экскурсоводом в Новоспасском монастыре. А про мой учительский опыт в воскресной школе владыка отозвался так:
– Ты давишь на детей, так нельзя! В советской школе, может быть, так и принято было, а здесь нельзя. Здесь дети Божии.
Дети Божии
И рта мне тогда не дал раскрыть. Правда, потом уже как-то спустя согласился:
– Да знаю, знаю я! – это про то, что и в воскресной школе дети могут себе такое позволять на уроках... – Ты все равно должна их любить!
Когда в воскресную школу приходили родители, владыка устраивал беседы с ними. Помню, говорил:
– Вы должны давать волю детям...
– Ну, как же?! Они же себя так ведут!
– Время от времени вы должны давать полную свободу ребенку, чтобы увидеть, кого вы воспитали.
Может ли он вам сочувствовать? Есть ли у него совесть? Это довольно рано проявляется.
Я ему как-то заикнулась:
– А вот грехи родителей...
– За грехи родителей ты не отвечаешь, – тут же оборвал меня он. – Они сами за свои грехи отвечают. Ты отвечаешь не за то, что тебе было дано от рождения, а за то, насколько ты сама исказила образ Божий в себе.
Владыка мне говорил, что я – комок нервов.
– От родителей? – поинтересовалась было я.
– Нет, ты учителем зря пошла работать. Ты не учитель.
– Но у нас в Орехово-Зуево пединститут был, меня туда и отдали учиться. Мне родители сказали: «Мы тебя учить не сможем далеко, не прокормим просто». Значит, выбора-то не было. Я им говорила, что учителем быть не смогу. Но раз выучилась – так всю жизнь и проработала...
Владыка сочувствовал:
– Поэтому ты и комок нервов. Характер у тебя исказился. Ты была подобрее. Я бы тебя сильной посчитал. Но ты ропотница. Сильный человек никогда не ропщет. Он перенес, и – слава Богу! А ты будешь роптать, помня, сколько лет назад у тебя там что-то случилось. Так нельзя. Это не сила.
«Что мы делаем, – говорил, – в Церкви? Мы боремся, чтобы восстановить свои первоначальные достоинства. Те, которые мы растеряли по ходу своей жизни».
«На обстоятельства, – учил, – нельзя сердиться. Их посылает Бог. Для чего? Чтобы что-то в тебе исправить. На обстоятельства роптать, негодовать глупо».
Зная мое устроение, на мой вопрос «мне с такой-то поддерживать отношения?», владыка ответил: «Не надо».
Он говорил, что у всех есть и свои личные грехи, а есть и общие для всех – мы живем и грешим вместе со всем обществом, с государством, вместе со своим поколением. Вместе с семьей, вместе с коллективом, в котором оказались.
– Меня ваше поколение интересует, – сказал он мне как-то. – Вы – другие, сейчас уже люди не те.
Время и место – понятия относительные, объяснял владыка, то есть не важно, в какое время и в каком месте ты живешь, ты должен стремиться остаться наедине с Богом, и Он тебе всё подскажет.
Задача духовника – привести человека к Богу и оставить наедине с Ним, Бог остальное сделает.
Архиепископ Алексий (Фролов) с Чашей перед причастием
Владыка говорил, что есть общий Промысл о людях, а есть избранники. Если вы избраны Богом, значит, изъяты из среды обычных людей. Но это не за какие-то ваши заслуги, – мы не знаем Промысла, почему и зачем вас Господь избрал. Тот, кто с Богом, он по-другому видит мир, по-иному смотрит на людей.
Говорил, что и в миру люди спасаются. Не надо думать, предупреждал, что только избранники ко спасению приуготовляются.
Есть праведники и в нашем обществе, причем они иногда даже редко бывают в храме, но живут по всем заповедям. Это часто незаметные люди.
– Любите друг друга и вы исполните все заповеди, – наставлял нас. – Но вы же не любите друг друга!
Да и прощаем-то с трудом.
Помню, я неопустительно была на службах во все церковные праздники, в субботу-воскресенье обязательно, исповедовалась-причащалась. А владыка и говорит:
– Там об этом спрашивать не будут. Есть даже такое выражение: от исполнения – не спасешься. Вот ты вышел из церкви – и скандалишь с соседями? Обзываешь толкающихся в транспорте? Какой же ты христианин? Ходи, конечно, в храм – может, исправишься. Но христианином тебя назвать нельзя. И никаких претензий потом: как это Бог меня не спас? – быть не может.
Одно время владыка меня хотел в монастырь благословить, но потом сказал:
– Не получится из тебя монахини. Ты злопамятная. Легко обижаешься. Обиду долго держишь. Сдержать себя не можешь, кричать начинаешь. Так не пойдет. Куда тебе? Ты уж спасайся в миру. Иначе не совладаешь с собой, а грех-то будет больше, чем у обычной прихожанки.
В монастыре же, – как, впрочем, и по жизни – надо не других терпеть, а себя.
... А какие уж там сестры окажутся? Но это их дело, они такие, так спасаются. А ты их потерпи. Ты же мне про ту инокиню рассказала...
– А что я должна была сделать?!
– Если б ты была настоящей христианской, промолчала бы.
– И молча страдала за ширмой?
– Нет, за ширмой не надо... Это ты правильно сделала, что не согласилась. Не надо поддаваться. Но и зла не должно оставаться в душе.
Я стала хорохориться: мол, я же справилась... А владыка ответил:
– Не очень.
Владыка любил, когда ему задавали вопросы
Объяснял мне:
– Почему ты на меня иногда восстаешь? Да потому что бесам не нравится, какое я на тебя воздействие оказываю.
– Я же всегда, – говорю, – ходила в Церковь.
– Это ты просто мерой молилась, придешь – «ля-ля-ля», – и дальше отправилась жить так, как тебе в голову взбредет.
– На меня однажды пионерки донесли: увидели, что я с тетей ходила куличи на Пасху святить.
– Хорошо, почистили тебя, – отвечает.
– Я им сказала, что я недостойна быть комсомолкой, но они меня потом все равно заставили вступить в комсомол.
– Ну и что? Судить теперь тебя за это? Поэтому никого не надо судить.
Преподобный Макарий Великий говорил: «Никого никогда не осуждай, даже явную блудницу».
Спросил меня однажды:
– У тебя было когда-то такое увлечение, что готова за каким-то мужчиной на край света босиком?
– Нет, – отвечаю.
– Тебя не посетила бесовская любовь. А некоторых посетила бесовская любовь, они не пойми что вытворяли, а потом еще и заявляли: «Вот это настоящая любовь». Мол, христианская. Не христианская это любовь.
Христианская любовь, учил, любить всякого, в том числе обидчика, делать всем добро.
Записала Ольга Орлова
05.12.2024