Я хочу быть с Тобой! О смысле праздника Вход Господень в Иерусалим

28 апреля Святая Церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим. Что нам делать, чтобы стать сопричастными этому торжеству? Публикуем проповедь подвижника наших дней архиепископа Алексия (Фролова; 1947-2013).

Архиепископ Алексий (Фролов).png
Архиепископ Алексий (Фролов)

Сегодня в Церкви звучат замечательные слова о том, что Господь идет воззвать Адама (кондак праздника).

До пришествия Спасителя все праведники сходили во ад. И вот Господь Иисус Христос, как богословы называют Его Второй Адам, входит в Иерусалим, а Иерусалим – это город мира. И как в первом Адаме все согрешили, так во Втором Адаме мы спасаемся.

Мы очень часто, взирая на Распятие Спасителя, умиляемся, сопереживаем, сострадаем Ему, но совсем забываем о том, что тот путь, по которому прошел Христос Спаситель, придется пройти каждому из нас. Если, конечно, мы хотим быть во Втором Адаме, войти в Небесный город Иерусалим – город Божественного мира, Божественной любви, Божественной правды и Божественной истины.

Почему Господь прошел именно таким путем, восходя на Крест? И даже, обратите внимание, как говорится в одном из песнопений: волею благоволил еси плотию взыти на Крест. Он был послушен Своему Отцу даже до смерти, смерти крестной (Флп. 2:8).

И если это – Второй Адам, а мы хотим быть спасенными во Втором Адаме, то послушны ли мы Богу, как был послушен Своему Небесному Отцу Христос Спаситель? Послушны ли мы? Соблюдаем ли мы Его заповеди? Ведь заповеди – это закон Божественной любви.

Мы очень часто говорим о том, что Бог может наказать, Он может уничтожить весь мир. Но ведь Бог есть Отец, Который есть Любовь, и Он любит. Чем дальше от Бога, тем глубже во тьму; чем дальше от Бога, тем все меньше и меньше пребывает в нас Божественного света.

Мы часто верим в Бога настолько, насколько Он нам не мешает жить так, как нам хочется.

Мы верим в Него, но мы забываем о том, что необходимо довериться Ему как Отцу.

Мы защищаем себя и свою жизнь от Его Отеческой любви, думая, что тем самым лучше проживем. И вот мы загоняем себя в некую комфортную нишу, где нам хорошо.

Мы, вроде, верим в Бога, и этот Божественный свет где-то здесь, я его не теряю, ведь «я ничего страшного не делаю». И я деформируюсь согласно этой «нишке», становлюсь неким уродцем, не замечая этого. Только лишь тогда, когда начинает меня обличать моя совесть, ушедшая от Бога, когда меня обличает этот Божественный свет, мне становится не совсем хорошо, мне чего-то не хватает.

Я имею многое: дачи, машины, самолеты, деньги… Но чего-то я не имею – я не имею мира с Богом, я самого главного не имею. А каждому из нас некогда было сказано Самим Богом: Горе человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою погубит (Мф. 16:26). Можно приобрести весь мир, а душу свою погубить.

Я не хочу читать Евангелие, потому что Евангелие меня обличает, меня обличает Божественный свет. Но когда-то я все-таки выхожу к свету и говорю: «Прости меня, Господи». Формально говорю, без сердечного сокрушения. Я даже забыл слова, которые мне некогда были сказаны Самим Христом, и говорятся постоянно в Евангелии: Блаженны – чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8).

Удивительно! Бога можно видеть, обладая чистым сердцем, и можно не видеть Бога, если я имею нечистое сердце. Но я защищаю себя пред Богом, и единственное, чего я боюсь, – боли, исправляющей меня: ведь я должен от чего-то отказаться.

Бог мне говорит: возлюби ближнего своего (Мф. 22:39; Лев. 19:18); ударившему тя в правую щеку – подставь левую (Мф. 5:39). Где же здесь правда и справедливость?

Но как можно искать справедливость, если мы согрешили, а Христос – на Кресте? Может быть, нам и не надо искать правды и справедливости, может быть, нам нужно довериться словам Христа Спасителя, и за этим последует нечто другое – отказ от себя?

А я боюсь боли, я боюсь отказа от своих интересов.

0_6c505_ae3f933_XL (1).jpg

И вот Господь входит в Иерусалим, дорогие братья и сестры; Иерусалим – это сердце наше, средоточие нашего духовного существа.

И если я хочу иметь мир с Богом, я должен решиться довериться Небесному Отцу и идти за Ним туда, куда Он меня приведет. В рай ли сразу? Нет. На Голгофу! На которую пошел Христос Спаситель. А Он был так послушен Своему Небесному Отцу, что отдал Себя. Был послушен Своему Отцу даже до смерти, смерти крестной.

Он был послушен Богу. Только так возможно было спасти человеческий род, только так и можно спастись каждому человеку – быть послушным Божественным заповедям.

Как замечательно сказано в одном богослужебном тексте: во свете Твоем, Господи, узрим свет. Мы ищем радости и удовольствия в этой жизни – какое неразумие! А о самом главном, что мы – дети Божии, и мы должны быть с Богом, забываем. Но это же неразумие! Мы пишем «Бог» с большой буквы, мы крестимся, но продолжаем жить так, как нам хочется. Какое же это безумие!

Нам нужно утомиться собою: нужно утомиться своей жизнью испорченной, распущенной, безнравственной; нужно утомиться отсутствием мира с Богом; нужно утомиться мраком, который в сердце.

И тогда только можно обратиться к Богу с настоящим воплем: «Господи! Да делай со мной все, что угодно, но только исцели меня! Ведь я же понимаю, что с таким состоянием сердечным я не смогу быть с Тобою, а я хочу быть с Тобой!»

Значит, помимо того, что утомиться собственным сердцем, я еще должен возлюбить Бога.

Люблю ли я Бога? Вот и зададим себе этот вопрос, дорогие братья и сестры. Соблюдаю ли я посты, хожу ли я в церковь по любви к Богу? Люблю ли ближнего – ведь Бог мне сказал возлюбить ближнего? Люблю ли я самых близких людей – отца, мать, детей, мужа, жену – люблю ли я их? И что такое любовь, если любовь предполагает даже любовь к врагам, но люблю ли я самых близких людей? – вот и зададим себе вопрос. И вот тогда, когда я отвечу на него с горечью: «Нет, я не знаю, что такое любовь: я не знаю, что такое любовь к Богу; я не знаю, что такое любовь к ближнему», вот тогда я и решусь на этот вопль:

«Господи! Научи меня жить по-христиански! Делай, Господи, со мной все, что угодно, только исцели меня и спаси меня»

Когда это случится, тогда мы действительно станем сопричастны и этому празднику, который сегодня отмечает Церковь – Входу Господнему в Иерусалим. А мы войдем в это желание – быть с Богом, взойдем на путь страданий, чтобы быть вместе с Ним.

Ведь у того, кто страдает со Христом, есть надежда с Ним воскреснуть. Кто не страдает, тот не воскреснет со Христом.

Подлинная любовь рождается только на кресте, и только такая любовь – настоящая и истинная. Она продолжает любить со Креста вопреки человеческой логике.

Этому может научить только Господь, и этому мы с вами призваны научиться, если именуем себя христианами. 

* Книгу Ольги Орловой «Достигайте любви. О жизни архиепископа Костромского и Галичского Алексия (Фролова)» заказывайте напрямую у автора http://sunofrus.ru/w/shop/


Другие статьи по теме

Живое наследие А мы свою душу приуготовили для служения Богу? Слово архиепископа Алексия (Фролова)
Главное «Имя Архангела Михаила утверждает и нас в победе над диаволом: Кто яко Бог. И нам даётся эта возможность». Архиепископ Алексий (Фролов)
Вера Как отречься от себя. Слово архиепископа Алексия (Фролова) в праздник Спаса Нерукотворного
Фролов Алексий, архиепископ
Вера Делай дела любви. Памяти архиепископа Алексия (Фролова)
Орлова Ольга
Вера Божия Матерь утоляет наши печали. Но и сами мы должны трудиться над прополкой своих страстей
Высота Главный редактор Святые online награждена премией и знаком отличия «Имперская культура»
Образ святости Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Бог не познается умом, Бог ощущается сердцем»
Живое наследие Христианские добродетели по святителю Амвросию Медиоланскому. Пример их воплощения в жизнь
Культура Книга «Достигайте любви» Ольги Орловой отмечена Национальной премией «Имперская культура»
Вера Встреча со Святейшим была праздником. Архиепископ Алексий (Фролов)
Орлова Ольга