«Над небом голубым есть город золотой…» Кто первым увидел и песню написал?

11 марта

В этот день 1973 года скончался композитор, лютнист и гитарист Владимир Вавилов, автор мелодии песни «Над небом голубым» по мотивам «Откровения Иоанна Богослова».

1-1.jpg

Эту песню знают все. Но мало кому известно, кто ее написал. Одни приписывают ее Борису Гребенщикову (признан Минюстом иностранным агентом. – Прим.), другие Булату Окуджаве. Некоторые источники даже ссылались на Пушкина: у него тоже есть стихотворение, первая строфа которого звучит так:

Под небом голубым страны своей родной

Она томилась, увядала...

Увяла наконец, и верно надо мной

Младая тень уже летала...

Ритм и размер похожи, но по содержанию – нет. Происхождение текста «Над небом голубым», а тем более музыки всегда было тайной. Даже сам Борис Гребенщиков (признан Минюстом иностранным агентом. – Прим.), впервые исполнивший ее на концерте в Харьковском университете, сказал, что не знает, кто ее написал. А в программе «Что? Где? Когда?» ее ведущий в те годы Владимир Ворошилов безапелляционно заявил, что песню написал Гребенщиков (признан Минюстом иностранным агентом. – Прим.). Словом, версий было множество.

К вопросу о том, кто же был автором этой песни, мы вернемся чуть позже. А сейчас обратим внимание на то, что она по содержанию и по чувственной образности полностью совпадает с «Откровением Иоанна Богослова». И даже по тексту стихи очень близки к Новому Завету. И песня «Город золотой» (другие названия «Рай», «Над небом голубым») и «Откровение Иоанна Богослова» – об одном, о любви Бога к человеку. Собственно, Город золотой – это и есть Царство Небесное, представленное в Откровении в образе города, называемого Небесный Иерусалим. Сравним:

В песне:

«Над небом голубым есть город золотой

С прозрачными воротами и ясною звездой...»

В «Откровении»:

«И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога» (21:10).

«А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло» (21:21).

В песне:

«А в городе том сад, все травы да цветы...»

В «Откровении»:

«Среди улиц его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов...» (22:2)

В песне:

«Гуляют там животные невиданной красы:

Одно, как желтый огнегривый лев,

Другое вол, исполненный очей,

С ними золотой орел небесный,

Чей так светел взор незабываемый».

В «Откровении»:

«И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу… и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных (третий – ангел, имеющий человеческое лицо) имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей» (4:7, 8).

Теперь об авторах песни. С текстом проще: это был Анри Волохонский. Химик по образованию и поэт по призванию. Круг интересов этого человека был огромен. Среди его работ и сатирические пьесы, и перевод джойсовского «Улисса», и комментарии к книгам «Бытия» и «Откровения Иоанна Богослова». Волохонский работал в различных областях химии и экологии, автор многих научных трудов. Участвовал в экспедициях на океаны, моря и озёра. На основании термодинамического (энтропийного) анализа предложил формулу для расчёта энергетической меры обеспеченности фитопланктона одним из элементов минерального питания. В конце 1950-х начал писать стихи, песни и пьесы; публиковался в самиздате (начиная с машинописных книг середины 1960-х, выпускавшихся Владимиром Эрлем). В СССР было опубликовано только одно его стихотворение – это была басня «Кентавр» в журнале «Аврора».

В питерском рок-сообществе ходила красивая легенда о том, что стихотворение «Рай» (так изначально назывался текст) было написано за 15 минут в мансарде художника Бориса Аксельрода. В этот период Аксельрод получил заказ на панно «Райский сад на земле», и по всей квартире были развешаны и разложены эскизы зверей «невиданной красы», а смальта, изображавшая голубое небо, лежала в подвале. Одним из помощников художника был Анри Волохонский.

А вот с музыкой получилась запутанная история. В 1972 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Лютневая музыка XVI–XVII веков». (Лютня – старинный музыкальный щипковый инструмент с грифом и овальным корпусом, имел 5 или 6 струн.) На обложке написано, что пьесы исполняет на лютне Владимир Вавилов. Первое произведение – «Канцона» итальянского композитора Франческо ди Милано. Чуть позже был напечатан и нотный текст этой пьесы. Она вроде бы похожа на песню «Над небом голубым», о которой мы говорим, но есть отличия в мелодии и гармонии. К тому же опубликованы только современные ноты, а в XVII веке нотная запись очень отличалась от нынешней.

Однако искусствоведы, изучавшие творчество ватиканского лютниста Франческо ди Милано, не нашли этой канцоны (а также ни одного похожего сочинения) в списках его произведений. А они находились под строгим учетом – ведь, повторим, он был лютнистом папы римского. Кстати, такой же загадкой поначалу были и другие произведения, приписываемые некоторым композиторам XVI–XVII веков. Например, «Аве, Мария!» с той же пластинки, якобы сочиненная Джулио Каччини.

Но вскоре выяснилось, что почти все лютневые пьесы на той пластинке сочинил композитор Владимир Вавилов. Он родился в 1925 году. Во время Великой Отечественной войны служил в армии, был демобилизован по ранению. Окончил ленинградскую Музыкальную школу для взрослых имени Римского-Корсакова по классу гитары. Параллельно изучал теорию музыки и композицию в народном кружке при Союзе композиторов у Ивана Адмони. В 1949 году образовал с Львом Андроновым гитарный дуэт семи- и шестиструнной гитар. В их репертуаре были «Полька» Рахманинова и «Вальс»  Дюрана, произведения Грига, Дебюсси, Альбениса. Также дуэт исполнял многочисленные русские романсы, в том числе и аккомпанируя вокалистам. Большая часть аранжировок была сделана самими музыкантами. В 1957 году дуэт был удостоен серебряной медали на международном конкурсе, организованном в рамках Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. Кроме «Над небом голубым» у рок-музыкантов была популярна песня «Конь унес любимого» на мелодию «Паваны и гальярди» – танцев в стиле XVII века, написанных Владимиром Вавиловым на стихи Анри Волохонского.

Вавилов умер от рака в 1973 году. Дочь Вавилова Тамара рассказывала: «Отец был уверен, что сочинения безвестного самоучки с банальной фамилией Вавилов никогда не издадут. Но он очень хотел, чтобы его музыка стала известна. Это было ему гораздо важнее, чем известность его фамилии…»

Так и сбылось. Мы же помним и поем:

Кто любит – тот любим,

Кто светел – тот и свят.

Пускай ведет тебя звезда твоя

Дорогой в дивный сад.

Эта песня в 1985 году была признана лучшей композицией русского рока.