Добродетельное искусство композитора Александра Кастальского

17 декабря

12-17-1.jpg

В этот день 1926 года скончался русский композитор Александр Кастальский, написавший около 200 духовных музыкальных сочинений, которые сегодня поются церковными хорами. В свое время их отмечал святой праведный Иоанн Кронштадский. Российский музыковед Борис Асафьев писал о музыке Кастальского: «Искусство Кастальского не знает томлений и нервных изломов. Оно насквозь оптимистично, бодро. В скорби – сурово-сдержанное, в радости – светлое и полноцветное, яркое». 

Александр Кастальский родился в Москве, в семье священника. По окончании гимназии поступил в Московскую консерваторию как пианист и композитор. Композиции учился у Петра Чайковского и Сергея Танеева. Экстерном сдал экзамены и получил звание свободного художника. В 1881 году служил вольноопределяющимся в гренадерской артиллерийской бригаде в Москве, работал учителем музыки в железнодорожном техническом училище в Мичуринске. По возвращении в Москву в 1884 году руководил хором рабочих Прохоровской мануфактуры, давал частные уроки музыки, выступал как пианист-аккомпаниатор.

С 1887 года Кастальский служил в Синодальном училище хорового пения – вплоть до его закрытия в 1918 году. Точнее – до его преобразования в Народную хоровую академию. И Кастальский руководил ею еще пять лет, до закрытия в 1923 году. С 1922 года до смерти Кастальский был профессором Московской консерватории и деканом дирижерско-хорового отделения.

Конечно, главным местом его деятельности было Синодальное училище, которому он отдал 31 год жизни. Здесь он стал композитором высочайшего класса, на уровне Чайковского, Рахманинова, Танеева… Но первый шаг на этом пути был случайным (а случай, как говорят, синоним Бога). В 1896 году Синодальный хор (в нем пели мальчики) готовился к службе в Успенском соборе Кремля. Регент хора Василий Орлов был недоволен предложенной ему обработкой «Достойно есть» сербского роспева. И предложил Кастальскому сделать новую обработку. Она понравилась всем. Кроме самого Кастальского. А следующей его работой была обработка для хора нескольких попевок, объединенных в одно песнопение – «Милосердия двери».

Это сочинение очень понравилось директору Синодального училища Степану Смоленскому. В 1901 году Смоленского перевели в Петербург на должность управляющего Придворной певческой капеллой. И там он исполнил это сочинение перед святым Иоанном Кронштадтским. Святой пришел в величайшее умиление и горячо молился, слушая «Милосердия двери» Александра Кастальского.

Синодальное училище в начале ХХ века было образцом хорового искусства. Этому хору композиторы доверяли первое исполнение своих сочинений.

Особая дружба связывала Кастальского с Сергеем Рахманиновым. В 1903 году состоялся первый авторский концерт Кастальского. Перед концертом он направил Рахманинову ноты сочинений, которые должны были исполняться – кондак «Со святыми упокой» и икос «Сам Един» с надписью: «Глубокоуважаемому Сергею Васильевичу Рахманинову от А. Кастальского в знак напоминания ему о том, что есть на белом свете область, где терпеливо, но настойчиво ждут вдохновений Рахманинова». Однако такое вдохновение пришло к Рахманинову через семь лет, когда летом 1910 года он принялся за сочинение литургии, обратившись за советами к Кастальскому.

Это сочинение впервые прозвучало 25 ноября 1910 года в исполнении Синодального хора. Регентом этого хора уже был Кастальский. Успех был феноменальным. В те годы сочинения Кастальского и Рахманинова очень часто исполнялись в одних и тех же концертах Синодального хора.

И конечно, вершиной русской духовной музыки было рахманиновское «Всенощное бдение» в 1915 году. Первым его исполнил именно Синодальный хор.


Римский-Корсаков как-то сказал, что русская музыка будет жить, пока жив Александр Кастальский. Но это, конечно, не точно: музыка Кастальского намного пережила его, и она сейчас с нами, ее поют церковные хоры, и мы молимся, слушая ее.