Милий Балакирев и «Новая русская музыкальная школа»

c5d522486076168cae5f79c6cb190059.jpeg

2 января 1837 года родился Милий Балакирев, русский композитор и пианист, основатель «Могучей кучки».

«Могучая кучка» – это образное название творческого содружества русских композиторов Балакирева, Мусоргского, Кюи, Римского-Корсакова и Бородина. Так их назвал музыкальный критик Владимир Стасов в статье «Славянский концерт г. Балакирева». Этот лейбл, как сказали бы сейчас, за ними закрепился. Хотя они сами называли свой союз «Новой русской музыкальной школой». Лидером этой школы был Милий Балакирев.

Балакирев был первым русским композитором, использовавшим мелодику заменного роспева в вокальных и симфонических произведениях.  После него этим путем шли Чайковский и Рахманинов. 

Балакирев первым среди «кучкистов» обратился к духовным сочинениям: 31 декабря 1859 года он написал музыку кондака «Со святыми упокой». Это песнопение легло в основу 2-й части фортепианного концерта, Балакирев сочинял его в 60-х годах XIX века. В финале этого концерта должна была звучать мелодия тропаря «Се Жених грядет», тоже написанного Балакиревым. Но концерт остался незаконченным, его дописывал композитор Сергей Ляпунов (по завещанию Балакирева). 

В конце 50-х и в 60-е годы XIX века в русском искусстве появляются вольные содружества: литературный кружок журнала «Современник», «Артель художников», «Товарищество передвижных выставок». И в том числе – «Новая русская музыкальная школа». Возможно, эти кружки возникали как ответ на новые запросы общества. И в первую очередь требовалось новое содержание искусства, основанное на русской культуре.

Все пятеро «кучкистов» были одаренными с детства музыкантами. Балакирев начинал музыкальные занятия дома с матерью, она прекрасно играла на рояле. Потом он учился у новгородского дирижера Карла Эйзериха. Как ни странно, Балакирев был против профессионального музыкального образования. Даже когда стал известным композитором и ему предложили профессорскую кафедру в Московской консерватории, он отказался под предлогом «недостаточности знаний». Также и все участники этого музыкального содружества не имели профессионального образования, учились либо в университетах, либо в военных училищах. Консерватория в Петербурге открылась только в 1862 году, а в Москве в 1866-м. 

Напев «Со святыми упокой» должен был стать главенствующим и в другом сочинении Балакирева «Реквием», который тоже остался недописанным. 

В 1862 году Балакирев вместе с Гавриилом Ломакиным (руководителем церковного хораИмператорского училища правоведения, когда там учился Чайковский) создали Бесплатную музыкальную школу. Там готовили певчих для церковных хоров. Финансировало школу Императорское русское музыкальное общество (РМО). Балакирев в 1868–1873 и 1881–1908 годах был директором школы и некоторое время дирижером концертов РМО. В одном из концертов РМО Балакирев дирижировал духовными сочинениями русских композиторов Турчанинова, Львова, Даргомыжского, Бахметьева и Бортнянского.  Но эти сочинения исполнялись на латинском языке. Дело в том, что в те годы цензура запрещала исполнение православных богослужебных песнопений в светских концертах. Этот запрет был введен в 1826 году, он был первым законодательным актом Николая I и отменен был только в 1897 году. 

Балакирев вместе с другими музыкантами добивался отмены этой цензуры. В 1870 году он подал в Святейший Синод «Проект популяризации церковно-певческого Обихода». Для этого проекта композитор сделал переложение предначинательного псалма «Благослови, душе моя, Господа», а также переложение Херувимской песни. Проект этот получил благожелательный отзыв протоиерея Димитрия Разумовского, известного исследователя древнерусской и византийской церковной музыки.  Но Синод этот проект отклонил.

В начале  80-х годов обер-прокурор Синода Константин Победоносцев попросил Балакирева рецензировать духовно-музыкальные сочинения, а также поручил ему сделать новую гармонизацию полного обихода традиционных распевов. К осуществлению этого проекта Балакирев привлек композиторов Римского-Корсакова и Лядова. В 1887 году была опубликована лишь одна часть – «Всенощное бдение древних распевов». 

Духовно-музыкальное наследие Балакирева невелико – всего 11 законченных произведений, предназначенных к исполнению в богослужениях. Сам композитор считал церковную музыку прикладной, подчиненной канону и, быть может, поэтому не стал в этой области тем новатором, которым он был в светских музыкальных жанрах.

В его библиотеке, насчитывавшей 646 томов, четвертую часть составляли жития святых, издания Евангелия и Библии, описания монастырей, труды о монашеской жизни, церковном управлении, преподавании Закона Божия, работы об иудейском, католическом, лютеранском вероисповеданиях, книги о церковном пении.  

Александр Трушин