Ректор МДА и наместник Троице-Сергиевой Лавры епископ Кирилл (Зинковский): «Мы ждем победы как единства»

Насколько масштабной оказалась новая волна эмиграции молодежи после начала СВО? Почему некоторые, объехав весь мир, возвращаются в Россию? Выступает ли Русская Православная Церковь за войну?

Предлагаем вниманию читателей заключительную часть круглого стола «Новое поколение в эпоху цивилизационного конфликта» с участием ректора Московской Духовной академии епископа Звенигородского Кирилла (Зинковского), богословов и ученых-социологов, студентов светских и духовных вузов.

Церковь за войну?

sqМария Аль-Сальхади.png
Мария Аль-Сальхади

– Меня зовут Мария Аль-Сальхади, студентка третьего курса исторического факультета МГУ. Я была свидетелем того, как молодые люди, впервые услышав слова ектеньи о властях и воинстве, недоумевали: неужели Церковь молится за тех, кто воюет? В связи с этим вопрос: Церковь действительно за тех, кто воюет? Церковь за войну? Как это объяснить современному поколению?

Епископ Кирилл (Зинковский):

Епископ Кирилл (Зинковский).png – Конечно, мы против войны. И я нашим украинским студентам в семинарии и академии на встрече объяснял, что, молясь о победе, мы, конечно, подразумеваем победу не как уничтожение братской нации, практически какой-то части одного народа, а окончание страшного действия, которое там происходит.

На мой взгляд, все было сделано так, чтобы это столкновение стало неизбежным. И здесь уже замешиваются вопросы геополитики. Наше правительство видит невозможным отдать Крым, его забрали в тот момент, когда там готовились организовать американские военные базы. Геополитика напрямую с церковным сознанием стыкуется трудно. Но все-таки мы как патриоты понимаем, что есть какие-то решения, которые принимаются исходя из стратегического видения нашего будущего. Конечно, есть люди, которые скажут: да отдайте этот Крым! Вообще нам не важно, где жить!

WhatsApp Image 2023-05-15 at 21.33.13.jpeg Крым забрали в тот момент, когда там готовились организовать американские военные базы

Есть такие, которые считают, что лучше бы немцы нас в свое время завоевали, и мы могли бы сейчас пить баварское пиво и есть сосиски. Но это все, конечно, работа пропаганды. Если перед ними стояла задача сделать из нас расу, которая услуживает, этого бы не было.

Мы, конечно, молимся о том, чтобы это столкновение прекратилось. При этом понимаем, что без этого военного действия, как его ни называть – операция, война, – было бы обратное: ну, напали бы на нас. Как говорится, одно другого не слаще.

Есть такая мысль у святителя Филарета Московского: если государство хочет мира, то оно должно не давать залежаться своему оружию.

Трезвые, окончательные оценки того, что происходит, наверное, можно будет дать со временем. Сейчас, находясь в очень болезненной ситуации, трудно говорить: вовремя начали или не вовремя? Может быть, надо было подготовиться и подождать, когда на нас нападут? На мой взгляд, это было бы идеально. Но с учетом того хаоса, который подчас можно наблюдать, вообще неизвестно, к чему бы это привело. К сожалению, у меня есть знакомые, искренние патриоты, которые, помогая сейчас на Донбассе, говорят: «Я помогать-то хочу, а идти туда я не хочу. Слишком много безобразия, неорганизованности, когда люди погибают просто так, и никто за это не несет ответственности».

В этой ситуации столько всего намешано, что нам действительно надо молиться.

И мы, конечно, молимся за победу больше в духовном смысле. Мы ждём победы как единства. Вот это победа настоящая.

Операторы, монтаж: Егор Коваль, Ирина Ларионова 

Самый последний пример политтехнологий, который я хотел бы привести (а они везде одинаковые). Однажды сербы, который учились в Петербурге, пригласили нас к себе на родину. Мы едем и попадаем из Боснии в Черногорию, тогда это была еще одна страна. А студент, который нас везет (сам он из Боснии уехал из-за гражданской войны в Цетине, там проучился в семинарии и приехал в Петербургскую академию). И вот он попадает в Черногорию, смотрит на плакат и говорит: «А это что такое? Здесь не было таких слов, они придумывают новые слова, новые выражения».

А буквально вчера абитуриент из-под Кривого Рога сказал: «А у нас то же самое. Я в школе учился в восьмом классе, когда появились новые слова, какие-то новые акценты, выражения». И ведь они же этими политтехнологиями добились того, что Черногория стала отдельным государством. И теперь идет мощное давление, что, мол, и Церковь надо разделить.

Из Эфиопии к нам тоже приезжала делегация, ее представители говорят: «Мы с вами чувствуем родство. У нас то же самое происходит. У нас 70 каких-то поднаречий, и сейчас мы совершенно чётко знаем, что это западное влияние, они пытаются разделить нашу Церковь, засылают таких проповедников, которых мы называем политическими».

История повторяется. В ХIХ веке было то же самое. «Я видел видение, – говорил один протестантский проповедник. – Огромное дерево упало. А маленькое дерево проросло». И они внушают, что Православная Эфиопская Церковь уже идет к погибели, а протестантская сейчас, мол, разрастётся. И они устраивают внутренний раскол Церкви, пытаются отделить двух-трёх епископов с повесткой: «У нас будет своя Церковь. Мы будем служить на своём языке».

Мы молимся, по большому счету, о единстве, которое по пророчеству заповедано нам, чтобы свидетельствовать миру о Христе, так как мы понимаем задачу России в эти эсхатологические времена.

Я против тех, кто считает, что завтра уже конец мира, но тем не менее события очень знаковые. Во многом за всю христианскую историю такого ярого нападения на христианские ценности в таком откровенном формате просто не было.

Иерей Валерий Духанин:

Иерей Валерий Духанин.png – На самом деле в Священном Писании все уже сказано. И причем не в Ветхом Завете (там очень много всего воинственного), а в Новом Завете. В Новом Завете у апостола Павла прямо говорится, что начальник не напрасно носит меч, он Божий слуга, поставленный для поощрения добрых и для наказания злых (Рим. 13:4). То есть начальствующие лица, правители, военачальники ставятся по промыслу Божиему для того, чтобы поддерживать порядок. Если бы все были пацифистами, жили как преподобный Серафим Саровский, который говорил «Стяжи дух в мире, и тысячи вокруг тебя спасутся», то все было бы в мире иначе. А люди не хотят стяжать дух мирен, они не хотят, чтобы тысячи спасались. Они своей воинственностью вызывают ответную реакцию, поэтому и должны быть люди, которые носят меч как Божьи слуги. Об этом и пишет апостол Павел. Да и сам Господь иногда совершал действия наказующего характера. Помните, когда Он взял кнут и выгнал из храма тех, кто осквернял его пространство своими неразумными действиями. И получается, что Спаситель кому-то причинял боль ударами этого кнута, но Он употребил этот метод. А иссушение бесплодной смоковницы? Он ее иссушает во образ того, что те, кто живут не подобающе, будут истреблены. Смысл в том, что она обманывала своим видом: листья были, а плодов нет.

Вспомнилась параллель с Великой Отечественной войной, что Гитлер покончил с собой в день иссушения бесплодной смоковницы, – это событие в Церкви вспоминают в Страстной Понедельник.

А взятие Рейхстага было на Пасху, есть такие интересные параллели.

Поэтому, конечно, оружие в руках – это не очень приятно, но для мира, погрязшего в грехах, это неизбежно. И Господь своим промыслом это устанавливает.

А то, что мы сейчас наблюдаем на территории Украины, – они сначала Украину отделили от России, потом настроили ее против России, потом они там учинили раскол: законную Церковь стали объявлять вне закона. Теперь отнимают Киево-Печерскую Лавру, другие храмы, монастыри, скоро они полностью запретят Украинскую Православную Церковь.

Все эти безобразия на Украине закончатся только тогда, когда Россия победит. Как только Россия победит, и национализм уйдёт, и неоязычество, которое там процветает, тоже уйдёт, а традиционная Церковь восторжествует.

Но сейчас просто нет других возможностей, просто как операция- ампутация…

Епископ Кирилл (Зинковский):

WhatsApp Image 2023-05-15 at 22.05.07.jpeg

– Маленький пример из моего опыта общения с одним нашим петербургским писателем, который уже упокоился. У него был наставник, который помог ему воцерковиться после Великой Отечественной войны, его звали Михаил Иванович Богданов, он похоронен в Петербурге на Серафимовском кладбище. Я даже советую вам послушать, в интернете есть этот рассказ – Валерий Николаевич Лялин «Человек на войне». Там описаны военные годы Михаила Ивановича Богданова.

Когда его призвали на фронт, у него было восемь детей. Он попросился санитаром, он понимал, что на стороне фашистов тоже есть люди, которых просто погнали на войну, не хотелось ему убивать. Он спас довольно много наших раненых на поле боя, но были у него случаи, когда ему приходилось стрелять. Вот он собирает раненых в воронки, а здесь зондеркоманда, зачищающая поле битвы, то есть немцы, фашисты достреливали раненых. Он понимает, что либо их убьют всех, либо он берет в руки оружие и начинает отстреливаться, помолившись «Господи, прости грех смертоубийства». Но он защищает этих раненых.

И он в Великую Отечественную войну дошел до Рейхстага, написал там строки из Священного Писания: «Разумеется, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог. Михаил Иванович Богданов».

Хотя надо сказать, что у него был довольно сложный духовный период на войне, ему было тяжело видеть гибель людей: и своих, и чужих. Одного немца он даже похоронил. Когда ходил в лес молиться, увидел убитого и захоронил. Его ругали: что ты врагов хоронишь? В какой-то момент у него случился психологический надлом, он подумал, не буду больше беречь себя, пускай и я погибну…

И произошло удивительное чудо – ему явился преподобный Сергий Радонежский. «Не смей, – говорит, – если ты не будешь беречь себя, то Бог не будет беречь тебя, но еще и твоих детей».

И после этого, конечно, он рисковал собой, но не настолько, чтобы подставляться под пули врага. Кстати, один раз снайперская пуля попала и застряла у него в ордене, прямо в области сердца. Это маленькая картинка. На мой взгляд, она в какой-то степени отражает то, что на Украине происходит.

Что там начали творить, прославлять Бандеру... Господи, помилуй! Как его можно было сделать героем нации? Как забыть, что он, если не сам, то его отряды убивали женщин, детей, и зверски убивали… Как это может происходить? Современная Европа как будто этого не видит. Это какой-то запредел цивилизации в кавычках.

Эмиграция молодежи: Родина видится на расстоянии

Кирилл Очерекин.png

Кирилл Очерекин, модератор круглого стола:

– У нас есть видеоприветствие заместителя заведующего кафедрой истории Церкви исторического факультета МГУ им. Ломоносова Глеба Михайловича Запальского.

Глеб Михайлович Запальский:

Глеб Михайлович Запальский.png Глеб Михайлович Запальский, заместитель завкафедрой истории церкви исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

– Приветствую от имени кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ участников круглого стола «Новое поколение в эпоху цивилизационного конфликта». Одна из тем, заявленных в вашем мероприятии, это новая волна эмиграции молодежи после начала СВО. Что хочется сказать об этом. Мы на историческом факультете изучаем разные эпохи.

И, конечно, представить нечто подобное в отдаленные времена, в XIX в., например, казалось немыслимым. В то время Россия вела много войн. И молодежь стремилась не убежать из страны, а наоборот, помочь хоть чем-то. Многие шли в народное ополчение. Впрочем, сейчас, в наши дни, множество молодых людей отправляется добровольцами на фронт, многие едут помогать населению прифронтовых областей волонтерами, они оказывают помощь в тылу.

Но есть и те, кто уезжает, их тоже много. Уезжают по самым разным причинам. На мой взгляд, нужно только приветствовать то, что у них есть такая возможность. Удерживать людей, которые в момент испытаний своей страны не хотят себя с ней ассоциировать, мне кажется, неправильно. Во-первых, тот вред, который их позиция приносила бы здесь во время военных действий, с их отъездом сокращается. Во-вторых, с точки зрения именно этих уезжающих людей – опыт эмиграции, мне кажется, будет для них весьма и весьма полезен.

Подумайте, возможно, человеку придется пожить в одной из тех стран, откуда сейчас к нам идет поток мигрантов. Может быть, сам этот человек еще вчера презирал их, выступал против них. А сегодня неожиданно самому приходится ехать к ним в гости ради теплого местечка. А может быть, придется пожить в другой стране, в одной из тех, где на русских смотрят косо, и тебе придется оправдываться за свое происхождение, стыдиться его, зато на каких-нибудь небинарных трансгендеров там смотрят с восхищением как на хозяев жизни.

Опыт такой эмиграции будет исключительно полезен для уехавшего человека. Порой именно на расстоянии от Родины человек начинает ценить свое родство с ней, ощущать его, вообще мыслить шире, видеть картину более полной и широкой, чем когда он жил здесь.

Я хочу пожелать всего этого нашим новоявленным эмигрантам. А закончить свое короткое выступление хочу стихами Анны Ахматовой, которые, мне кажется, написаны словно для сегодняшнего дня:

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернялся скорбный дух.

Кирилл Очерекин:

– Следующий вопрос Егору Васильевичу Фомину, старшему преподавателю кафедры социологии знаний Высшей школы современных социальных наук МГУ имени М.В. Ломоносова. Есть ли данные по поводу эмиграции молодежи? В какие страны и в каком количестве был отток наших граждан?

Егор Васильевич Фомин:

Игорь Васильевич Фомин.png Егор Васильевич Фомин, старший преподаватель кафедры социологии знаний Высшей школы современных социальных наук МГУ

– Для начала отмечу в продолжение предыдущей дискуссии о России как Православной цивилизации, когда было названо несколько исследователей, ученых, их работ. Я бы дополнил список известной книгой Самюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций». Он писал, что неизбежно по линии Польши, Украины и Турции пройдет разлом цивилизаций. Эти регионы самые рискогеные для России.

По поводу того, в какие страны граждане из России эмигрировали. Это страны СНГ плюс Монголия, Турция, Финляндия. В основном это русскоговорящие страны. А вот сколько выехало человек? Это – как считать? Если посмотреть либеральные источники (СNN, Forbs), мы увидим какие-то запредельные цифры. 800 тысяч, где-то вообще говорят о миллионах, с начала СВО, считают, 5 миллионов уехали. Если посмотреть статистику Росстата, то там цифра в районе 100 тыс. человек.

Нужно еще учитывать, в какой период мы делаем замеры. Есть курортный сезон, люди просто едут отдыхать в ту же Турцию, Египет, Грузию, Армению. Можно посмотреть, сколько банковских счетов было открыто. Да, мы знаем, что с начала объявления мобилизации в Армению уехали из России около 25 тыс. человек, но банковские счета открыли только 6 тыс., то есть некоторые приехали, пожили и вернулись, то есть съездили за новыми ощущениями.

Мы не учитываем количество вернувшихся. Можно сказать, что после объявления мобилизации в Грузию уехали за неделю с 17 по 26 сентября 78 тыс. человек. Но в это же время вернулось из Грузии в Россию 62 тыс. Вот и вопрос: сколько уехало и сколько приехало. При этом у социологов сегодня нет возможности проводить глубинные интервью.

Каковы мотивы путешествующих? Все отмечают в заявлении: туризм. Но мы не знаем, это туризм или поиск лучшей жизни, страх перед неизвестностью или что? А бывает, сейчас компании переводят в другую страну, – возможно, переезжают по работе и сами сотрудники.

В «Телеграмме» есть такая популярная группа – «Гайд». Там на пике ее деятельности было более 100 тыс. участников, сегодня приблизительно 60 тыс., то есть наблюдается определенная динамика. Эти 100 или 60 тысяч могут быть интересующимися, это могут быть боты, это могут быть люди, которые просто спорят, дискутируют, что-то выясняют о будущем.

Вопрос по странам, куда переехали люди, очевиден. А вот вопрос о количестве уехавших спорный, неоднозначный. Например, ФСБ не считает людей, она считает количество пересечений границы. За 2022 год у них получается около 16 миллионов пересечений. Это меньше, чем за 2019-й, до пандемии, тогда люди путешествовали, тогда были открыты границы. Но это больше, чем до объявления мобилизации, больше, чем в период ковида. У нас столько факторов разных, что невозможно сделать однозначные выводы. Человек мог несколько раз ездить туда-сюда, и у ФСБ получится огромная цифра.

Сто лет святому Паисию, или Высокий пример святых

Кирилл Очерекин:

– У нас присутствует Екатерина Семененко, исполнительный директор программы, посвященной столетию со дня рождения преподобного Паисия Святогорца.

Екатерина Семененко:

Екатерина Семененко.png Екатерина Семененко, исполнительный директор программы, посвящённой празднованию 100-летия со дня рождения святого Паисия

– 24 февраля 2022 года я находилась на континенте, собственно, зачинщиков этого конфликта. С 2018 года я путешествовала, искала себя, пожила в нескольких странах. Наступило 24 февраля, и я сказала самой себе: «Еду домой».

Есть замечательные люди и в Канаде, которые страдают от всех тех безобразий, о которых мы говорили. Я все это видела воочию: взрослого дяденьку 65 лет на каблуках с розовой сумочкой. Тогда я поняла, что нет, в этой стране я рожать никогда не буду, в этой стране я не стану мамой.

Благодаря тому, что я путешествовала и увидела мир, я поняла, что Россия – это та самая страна, в которой можно создать семью и воспитывать детей.

Конечно, и в нашей стране многое целенаправленно нашими противниками делалось, чтобы расшатать ценности молодежи, – и базовые ориентиры многими действительно потеряны. Когда их нет, личность начинает сыпаться.

И я на себе испытала эти деструктивные процессы. Я не понимала, что происходит, и, слава Богу, так сложилось, что я встретила старца Паисия Святогорца. Мое знакомство произошло удивительным образом. Два года назад я была в Каппадокии, где родился старец Паисий, это город Фарасы. Я там пошла на экскурсию и увидела, как под землей некогда жили православные христиане. Они тогда прятались от турков, чтобы сохранить православие, чтобы сохранить свою веру. Когда спускаешься под землю на пятый этаж вниз (там раскопки провели только до пятого этажа), испытываешь потрясающее чувство. 

2Святой Паисий Святогорец.jpg В 2024 году исполняется 100 лет со дня рождения преподобного Паисия Святогорца

И через два года я начала социальный проект для молодежи, посвященный празднованию столетия со дня рождения преподобного Паисия Святогорца. 

У него много наставлений для молодых. Его спрашивали, например, как быть со своими страстями в юном возрасте? Он говорит: «Радуйся, что ты уже сейчас, в юном возрасте, понимаешь, что у тебя есть страсть, и ты можешь с ней работать, потому что, работая с одной страстью, начинаешь исправлять другие».

И сейчас мы подготовили программу празднования столетия со дня рождения преподобного Паисия, в ней несколько направлений: издательское, искусство, просветительская деятельность, информационная…

WhatsApp Image 2023-05-15 at 21.50.58.jpeg Редакция медиаресурса «Святые online»: с высоты проблемы видятся по-иному

Епископ Кирилл (Зинковский):

– Хорошо Вы сказали, что произошла «встреча с отцом Паисием». Действительно, хотя он уже не в этом мире, но сейчас про него есть книги, фильмы – и ты можешь буквально познакомиться со святым – встретиться лицом к лицу.

Расскажу про отца Паисия одну историю, которая может быть примером того, насколько важно в современном мире поддержать то хорошее, что есть у детей по природе. Про старца Паисия очень много чудесного рассказывают, эта история не прямо чудесная, но замечательная.

На Афоне есть школа Афониада, и один юноша, который учился в ней (а это 80-е годы, когда еще не было интернета), решил пойти посмотреть на старца Паисия. Как святой выглядит, он не знал. И вот встречает этот юноша на подходе к келии самого отца Паисия и спрашивает его: «Как мне найти старца?»

А тот рассказывал потом: "Мне Господь открыл, что этот ребенок очень чистой души. Я ему и говорю: «Зачем тебе отец Паисий, он очень грешный человек». 

«Нет, батюшка, он святой, вы ошибаетесь». – «Ну, что ты говоришь, я рядом с ним живу. Думаешь, где он сейчас? Он сейчас побежал на причал за водкой». – «Да, нет, батюшка, что вы... Он, наверное, для больного брата». – «А я тебе скажу, он еще и курит». Но юноша и этому не поверил".

Отец Паисий с изумлением описывает эту встречу: «Что бы я ему ни говорил плохого про себя, он все время выворачивал все в хорошем смысле. Это не так, это вам показалось! Надо же, какая чистая душа!»

А, бывает, рассказывал старец, по-другому: «Ко мне приходят паломники, за 50 метров от келии окурок увидят и делают вывод: а старец, оказывается, еще и курит! Их даже не надо соблазнять, они сами соблазняются, лукавый их по пути сюда уже уловил».

Про святых ХIХ и тем более ХХ века сохранилось много сведений, и я всем очень советую максимально напитываться этой положительной информацией. Она будет укреплять веру, сохранять бодрость духа.

Первая часть круглого стола «Россия есть не столько страна русских, сколько государство, которое хранит во всем мире православие и христианские традиции» – здесь

Вторая часть «Как сочетать карьеру и христианство?» – здесь.

Третья часть «Русский мир не набор ценностей, а стремление к святости» – здесь.

Четвертая часть «Если в молодежной среде звучит нецензурная брань» – здесь.