О гармонии знания и благочестия. В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошел студенческий форум «Встреча»

10 декабря ректор Московской Духовной академии (МДА), наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры епископ Кирилл (Зинковский) принял участие в студенческом форуме «Встреча». Мероприятие состоялось в преддверии 100-летия со дня рождения современного святого – афонского старца Паисия Святогорца, которое отмечается в 2024 году.

На «Встречу» начали съезжаться ранним воскресным утром 10 декабря. Несмотря на мороз и легкую метель, в обитель Преподобного Сергия прибыли делегации из многих столичных вузов – МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО, НИУ ВШЭ, МПГУ, ВГИКа и др., семинаристы и преподаватели МДА, ученые из Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, руководители молодежной редакции медиаресурса «Святые online», представители «Союза православных женщин», деятели культуры и искусства, известные художники, писатели, почитатели святого Паисия…

После литургии и молебна у мощей игумена Земли Русской – преподобного Сергия – участники форума разошлись по разным аудиториям МДА на тематические круглые столы. Благодать святого места, большой келии Преподобного (как называют Московскую Духовную академию), а также заинтересованные дискуссии студентов, семинаристов, ученых, духовенства сделали общение на форуме «Встреча» незабываемым.

11-IMG_8793.jpgУчастники форума «Встреча» – студенты МГУ и МГИМО, в том числе из молодежной редакции «Святые online» 

Встреча с преподобным Паисием

Одно из главных мероприятий форума называлось «Встреча с преподобным Паисием» и было посвящено феномену и наследию афонского старца Паисия Святогорца.

Ведущий – иерей Валерий Духанин – представил к.п.н. игумена Киприана (Ященко), идейного вдохновителя форума, разработчика Целевой комплексной программы празднования 100-летия преподобного Паисия.

Преподобный Паисий Афонский, напомним, прожил 70 лет, 25 июля 2024 года отмечается 100-летие со дня его рождения, а 12 июля того же года – 70-летие окончания земного пути.

3_photo1702295412.jpg

По словам игумена Киприана, уже сейчас в России развернулась широкая деятельность почитателей старца: создаются новые храмы и часовни святого Паисия, его скульптура и иконы, выпускаются книги, календари, в Сергиевом Посаде создан Архондарик преподобного Паисия – музей старца, где хранятся его личные вещи, привезенные из Греции (рубашка, рубанок, уникальные иконы), планируется реконструкция кельи преподобного. 

Собравшиеся говорили о феномене личности преподобного Паисия, который с малых лет подражал Христу, даже избрал, подобно Спасителю, профессию плотника, благодаря чему сохранились многочисленные деревянные изделия святого Паисия. 

Преподобный окончил несколько классов начальной школы, затем вынужден был работать, помогая семье.

photo1702295620.jpeg Игумен Киприан в Архондарике святого Паисия в Сергиевом Посаде 

Но, будучи старцем на Афоне, давал советы по написанию научных работ профессорам из разных стран, рисовал схемы сложных технических приборов. Когда он молился о человеке (или даже о народе), ему открывалась его жизнь – прошлая, настоящая и будущая.

«Мудрость – это гармония знания и благочестия, – отметил иерей Валерий Духанин. – Это сочетание чистого сердца и некого знания, которое в случае святого Паисия было тоже от Бога. И напротив, если человек интеллектуально развит, имеет несколько образований, но при этом не обладает высокой нравственностью, то он неизменно рушит все на своем пути – и в семейной жизни, и в профессиональной».

photo1702293743.jpeg Иерей Валерий Духанин на «Встрече со святым Паисием»

Две главные добродетели старца Паисия – смирение и любовь. «Если эгоизм умрет, то душа воскреснет», – говорил он.

За подвиг смирения Господь давал святому особую благодать: многие видели сияние вокруг него во время молитвы, то, что он поднимается над землей. По благодати преподобный мог назвать имя пришедшего, описать проблему, которую тот сам еще не сформулировал.

Самый известный монах-святогорец умер вне Афона. А ведь смерть на Святой Горе уже сама по себе считается неким признанием праведности. Монахов-святогорцев, скончавшихся где-то в другом месте, стараются привезти для погребения на Святую Гору.

Но если бы святого Паисия похоронили на Афоне – женщины не имели бы доступа к его могиле. И святой был погребен в Суроти (недалеко от греческих Салоник), в женской обители апостола Иоанна Богослова. Здесь он болел и умер, здесь по благословению старца построен исихастирий (от греч. «безмолвие», монастырь со строгим уставом, независимый от епархиального архиерея, такая обитель живет по послушаю старцу).

195070.b.jpgМогила преподобного Паисия Афонского в Суроти 

Святой Паисий заранее запретил сообщать о своей смерти. Его похоронили ночью, так чтобы никто не знал, и только через три дня сообщили о его кончине 12 июля 1994 года, в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. С тех пор в этот день на его могилу стекаются тысячи паломников из разных стран (первое время их число доходило до 300 тысяч).

По афонской традиции, иноков хоронят без гроба, зашивая тело в рясу, через три года останки монахов извлекают из земли и переносят в специальную костницу. Однако святой Паисий завещал по крайней мере первое время его останки не трогать, поэтому его мощи пока находятся в земле.

Говорят, что кто-то из паломников решил-таки коснуться тела святого своей рукой. Просунул ее через песок, которым засыпана могила, коснулся чего-то твердого и внезапно понял, что его руку схватила другая рука. «Видимо, мы имеем дело со сферой того юмора, который свойствен святым и остается чертой их характера и в Вечности», – прокомментировал случай иерей Валерий Духанин.

Рассказ о преподобном Паисии, его аскетических подвигах и жертвенной любви продолжил отец Димитрий Беседин, клирик Элладской православной церкви (некогда он подвизался в Афонском монастыре Кутлумуш – к этой обители относилась и знаменитая келия «Панагуда», в которой жил святой Паисий).

По словам отца Димитрия, Афонское жилище старца даже зимой, когда выпадал снег, не отапливалось, электричества не было, телефоном отец Паисий не пользовался. Ежедневно к старцу приезжало огромное число паломников, даже после того, как он заболел туберкулезом, раком. «Я готов разделить свое сердце на кусочки и раздать каждому», – говорил старец. Его помощник Арсений ежедневно ящиками доставлял для угощения паломников лукум, привозил воду. Люди, которые приезжали к старцу, спали в коридорах, на раскладушках, братия целыми днями принимала посетителей.

О чудесах и практическом богословии

Это радушие святого чувствуется и после его смерти. Отец Димитрий рассказал о чудесном случае в греческом монастыре Суроти, где находится могила старца, и куда священник приехал поклониться святому. Однако, как оказалось, обитель в постные дни (понедельник, среда и пятница) закрыта, – а была как раз среда.

photo1702298799.jpeg

Дорогу к храму перекрывали автоматические ворота, которые, однако, неожиданно открылись для некоей красной машины. Воспользовавшись случаем, за ней и проехал отец Димитрий на своем арендованном автомобиле. «Едем мы по единственной дороге к храму, – рассказывает отец Димитрий, – смотрим, а красной машины – нет. Заезжаем на стоянку – тоже нет. Монахиня в храме спрашивает – а как вы сюда попали? – Ехала машина красная, ворота открылись, – отвечаю я. – Но машины нигде не было. И она никуда не могла свернуть».

Известно, что святой молился о людях, страдающих раком и «выпросил» у Бога эту болезнь себе – в том числе в качестве жертвы, без которой, считал, молитва не бывает действенной.

Греческая больница, в которой пребывал старец, также стала местом паломничества его почитателей. А когда святой уезжал в очередной раз из исихастирия на лечение, – около пяти тысяч паломников собрались, чтобы получить его благословение. Старец был слаб, сидел, но благословил каждого. К машине его вели под руки сестры милосердия, и народ долго не отпускал святого.

Еще один гость форума «Встреча» – афонский монах отец Дорофей – в разное время был насельником монастырей Кутлумуш (на территории которого подвизался старец) и Ватопед; сейчас отец Дорофей занимается созданием нового скита на Святой Горе.

Афонский монах преподал собравшимся урок практического богословия: рассказал и даже показал то, как совершают святогорцы Иисусову молитву с земными поклонами, опускаясь не на колени, а на ладони.

4-photo1702293734.jpgГость форума – афонский монах Дорофей – заметил, что в Лавре Преподобного Сергия чувствуется дух Святой Горы Афон 

Такие поклоны делать легче и быстрее, а молитва становится более горячей. Отец Дорофей напомнил собравшимся о цели христианской жизни, которую сформулировал преподобный Серафим Саровский (его очень почитают на Афоне): стяжании Духа Святого, обожении человека.

Сказал он и о необходимости частой исповеди (даже если человек не причащается в этот день): в данном Таинстве человеку подается благодать Святого Духа. «Исповеданные грехи Господь прощает, хотя в земной жизни мы будем за них наказаны. Точно также, когда священник дает нам епитимью, мы избегаем наказания Самого Бога», – полагает отец Дорофей.

По поводу Таинства Евхаристии афонский монах отметил: «Тех, кто Бога не принимает в этой жизни, Господь не примет в Будущей».

2-photo1702293852.jpg

Игумен Киприан (Ященко) уточнил, что Иисусова молитва с поклонами – действительно короткий путь к Богу, но необходимо помнить о двух важных условиях. «Общее правило – поклоны, Иисусова молитва должны совершаться с чувством глубокого покаяния. И, конечно, важно, чтобы вы постоянно исповедовались, были на глазах у опытного духовника, который сможет правильно определить меру подвигов, оценив ваше физическое и духовное здоровье». 

Другие незабываемые встречи

Тем временем в аудиториях Московской Духовной академии в рамках форума прошли еще несколько мероприятий и круглых столов.

«Встречу с наукой» провели к.п.н. К.В. Подъячев, учёный из Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, а также теолог, выпускник МГУ и ПСГУ, к.э.н. Т.В. Рахимов

Кирилл Викторович Подъячев представил доклад «Православие и современная Россия: возможности ответа на вызовы развития». Он рассказал о современной концепции социального действия О.В. Аксеновой, гласящей, что все виды действий, совершаемых человеком в обществе, можно свести к двум базовым моделям: технологической и акторской. Технологическая модель – механическое выполнение заранее заданных инструкций, решение стандартных задач стандартными же методами и подгонка под них реальных жизненных ситуаций. 

Акторское действие – творческое, основанное на самостоятельном поиске решения задач с опорой на некоторые базовые ценности. Проблема современного мира – технологизация социальной жизни, приводящая к нивелированию личности, сведению человека к функции. По мнению докладчика, православие, а особенно духовный опыт русских святых могут преодолеть эту угрозу.

11WhatsApp Image 2023-12-13 at 11.43.09.jpg «Необходимо внедрение в науку богословского осмысления бытия». Т.В. Рахимов на научной секции форума 

Тимур Виленович Рахимов представил участникам круглого стола пример теологического подхода к исследованиям в науке (в области политической экономии). Он рассказал о тех богословских "мостиках", которые пытались выстроить мыслители эпохи Просвещения для обоснования "естественных" законов обретения богатства в Божьем мире. Убежденные в благости Проведения, экономисты требовали разрушить наследие Византии, модель хозяйства, сдерживающую конкуренцию. Однако, добившись свободы конкуренции, общество столкнулось с болезнями, прежде неведомыми: города наполнили нищие. Это побудило экономистов вменить государству роль агента по охране социальной справедливости. Возникли идеологии социализма, коммунизма и даже учение христианской (католической) политэкономии. Увлекшись в 90-х годах XX века либеральным идеями и разрушив целые отрасли национальной экономики, Россия, по мнению докладчика, лишь повторила путь Европы XVIII века. Перед новым поколением православных ученых, по словам Рахимова, стоит задача внедрения в науку богословского осмысления бытия

Круглый стол завершился обсуждением возможностей творческого объединения православных студентов как внутри вузов, так и между ними. 

photo1702294179 (1).jpegВладыка Кирилл Зинковский и художник-иконописец Филипп Москвитин (слева) 

Модератором «Встречи с искусством» стал художник, иконописец, член-корреспондент Российской академии художеств Филипп Москвитин. Ведущий рассказал о творчестве иконописцев в рамках канона, говорил о фантазии и традиции, работе с текстами и первоисточниками. Собравшиеся увидели снимки дипломов и других работ художников мастерской Филиппа Москвитина, а также чудные, будто светящиеся благодатью иконы новопрославленных святых: праведного адмирала Феодора Ушакова, святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, священномученика Серафима, епископа Дмитриевского и других.

22-photo1702285433.jpgИконы святого праведного адмирала Феодора Ушакова (2023) и святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского (2001). Иконописец Филипп Москвитин 

Художники Е.Е. Матько и А.В. Старцев (доценты Строгановского университета и Российской академии живописи, ваяния и зодчества им. И.С. Глазунова) рассказали о монументальном искусстве в храме, копировании шедевров иконописи как методе профессионального возрастания реставраторов. 

«Встречу с единомышленниками», студентами светских и духовных вузов, семинаристами, провели иерей Андрей Лысевич, проректор МДА, а также иерей Димитрий Данилов, заместитель председателя Комиссии по взаимодействию с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы.

Как известно, 2024 год объявлен Президентом России Владимиром Путиным Годом семьи, при этом перед страной со всей остротой встала демографическая проблема. Теме создания многодетной семьи в современной России была посвящена «Встреча со счастливыми семьями», которую провели инициатор курса для старшеклассников «Нравственные основы семейной жизни» к.п.н. Королькова И.В., а также Виноград Н.Н., руководитель Краснодарского отделения международной общественной организации «Союз православных женщин».

Кульминацией форума стала встреча в большом актовом зале МДА с ректором МДА, наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры епископом Кириллом (Зинковским). Владыка поприветствовал и благословил участников мероприятия, поблагодарив сотрудников и студентов высших учебных заведений за активную работу на форуме. 

По словам владыки, в России сегодня около 80 миллионов человек считают себя православными, а многие ли из них знают основы вероучения, просто скажут, Кто это – Иисус Христос? Верующим воцерковленным людям адресованы слова Спасителя: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5:14).

Необходимо найти современные и адекватные подходы к защите христианских ценностей в нашу эпоху, когда "флаг свободы поднимается выше всех других флагов". Не каждому человеку можно говорить о вере все и сразу. 

Владыка привел пример некоей вдовы, которая в начале XX века после смерти мужа-генерала вошла в контакт с "умершим супругом", стала записывать его "послания" и "откровения", занялась спиритизмом. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, с которым ей посчастливилось беседовать, не стал поначалу заострять на этом внимания. И лишь после того, как женщина прониклась доверием к пастырю, стала регулярно посещать богослужения, прибегать к Таинствам Церкви, отец Иоанн сказал ей, что это бесовщина, с которой нельзя иметь ничего общего. "Если бы он эту правду сказал с самого начала, женщина не стала бы его слушать, решила бы, что пастырь, все священники хотят разрушить ее жизнь", - отметил владыка Кирилл.    

По случаю проведения молодежного форума состоялось выступление хорового коллектива проекта студенческих инициатив МДА "Встреча", который придал мероприятию праздничный колорит. Ребята исполнили песнопения Рождества Христова, к встрече которого готовятся сейчас православные.

Чуть позже прошла презентация проектов Стратегической сессии по разработке Программы работы с молодежью на 2024 год, которая призвана способствовать личностному и духовному становлению студентов.

photo1702293789.jpegСтратегическая сессия: студенты приняли участие в разработке программы по работе с молодежью 

Студенты и семинаристы сами предложили ряд мероприятий, которые могут стать интересными элементами новой программы: создание дискуссионных клубов, медиаресурсов, проведение КВН по изучению жизни и наследия святых, паломничество и крестные ходы, открытые обсуждения знаковых событий культурной жизни (кинофильмов, картин, музыкальных произведений) с участием экспертов и духовенства, совместные чаепития и неформальные встречи. Все эти предложения и инициативы организаторы форума обещают обобщить и внести в итоговую резолюцию.

WhatsApp Image 2023-12-14 at 11.27.18.jpeg Молебен преподобному Паисию в Архондарике его имени

Самые стойкие участники мероприятия вечером 10 декабря смогли посетить Архондарик прп. Паисия Святогорца и поучаствовать в кратком благодарственном молебне святому.  

Ольга Каменева



Другие статьи по теме

Вера В Лавре весь день вспоминали старца Паисия, показавшего современникам путь к святости
Досуг От добрых помыслов – к добрым поступкам. День с преподобным Паисием Святогорцем
Паисий Святогорец
Семья Возрастная педагогика старца Паисия. Жизнь от истоков до блаженной Вечности
Ященко Киприан, игумен
Вера Если решиться на смерть, можно многого добиться. Секрет успеха преподобного Паисия Святогорца
Вера «Если в Раю уже нет места…» Архимандрит Мелхиседек (Артюхин) вспоминает старца Паисия и других подвижников
Семья Дни преподобного Паисия Афонского в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре
Досуг 10 декабря — день с преподобным Паисием в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре
Лествица добродетелей Святой Паисий о том, как избавиться от привычки много есть
Большой разговор Ректор МДА и наместник Троице-Сергиевой Лавры епископ Кирилл (Зинковский): «Мы ждем победы как единства»
Большой разговор Русский мир – не набор ценностей, а стремление к святости. Круглый стол с ректором МДА епископом Кириллом
Очерекин Кирилл