Величие и смысл человеческой жизни во Христе. Иерей Георгий Кириндас

Бог Слово рождается в человеческой нищете и дарует твари Божие, Царское, достоинство.

k2photo1667729318.jpg
Иерей Георгий Кириндас

В самом древнем хвалебном гимне в честь Пресвятой Девы Марии, сочиненном в православной Византии, — акафисте Пресвятой Богородице, Богоматерь восхваляется как упразднившая (власть) тлителя смыслов, т. е. сатаны, лишающего всякое разумное творение Божие порядка, красоты, всякой осмысленности. Эта победа Богородицы над предателем Бога Творца совершилась более двух тысячелетий назад и литургически продолжает совершаться рождением от Нее Богомладенца, Христа Спасителя, Агнца Божия, превечно закалаемого на вселенском Кресте ради всеобщего воскресения.

Сегодня мы празднуем День Рождения Иисуса Христа, праздник, вошедший в наш обиход славянским словом «Рождество». Надо с сожалением признать, что для обывателя религиозная и даже национально-фольклорная составляющие этого праздника давно оказались на периферии сознания. Непрерывный поток внешних обстоятельств в личной, общественной, профессиональной жизни современного человека притупляет его религиозное чувство, которое не просыпается даже при редких посещениях храма.

Тема Рождества давно пересеклась в нем с имитируемой радостью на Новый год с характерным безумием в магазинах. Даже колядки, внебогослужебные песнопения, прославляющие рождение Христа Младенца, эти добрые тексты и мелодии, в которых раскрывается верующая народная душа, не касаются сердца и воспринимаются лишь как красивый артефакт.

За всеми этикетками социальной активности, подбадриваемой тщеславием и чванством, человек обесценивается как Личность, лишаясь своего наивысшего смысла, заложенного в нем Богом. Создается впечатление, что «тление смыслов» невозможно остановить, а Христос, как и века назад, оказывается чужим среди людей.

Праздник Рождества несет всему человечеству небывалую, непостижимую весть о том, что Бог воплощается и становится нам подобным.

Бог Слово рождается в человеческой нищете и дарует твари Божие, Царское, достоинство, такое, что само слово «Человек», измученная на работе и многочасовыми пробками душа получает теперь сакральную санкцию писать с большой буквы. Разрушая земные представления о славе, Бог является в той славе и величии, которые не видны нам самим, но ради которых Бог нас и все для нас сотворил.

ea0dcc7e-30a5-4fd2-91cd-fd3f7cf417ab.jpg

Во Христе запутавшийся в себе человечек обретает такой смысл и такое величие, что может вместить в себе Самого Бога. И тогда его сердце уподобляется пусть и бедным, но чудотворящим яслям для Богомладенца, и из яслей оно преображается в Престол Царя Всяческих, к которому на поклонение приходят скорее не полумифические волхвы Гаспар, Мельхиор и Бальтазар (их мощи находятся в Кафедральном соборе г. Кельна), а три силы человеческого естества: мыслительная, желательная и раздражительная, чье смирение перед Божественным Царем царей приводит душу человеческую к Богозаповеданной гармонии. В свете такой целостности благодатная душа расцветает, обретая свой смысл, и про нее уже никто не может сказать, что она «без царя в голове».

c55e9ee2-48fe-411a-a63b-5675359be64a.jpgСаркофаг с мощами волхвов Гаспара, Мельхиора и Бальтазара в Кафедральном соборе Кельна 

Пусть Праздник Рождества будет нашим праздником, праздником православным и очень национальным. Он отличается особой детской радостностью, поэтому подарим друг другу тепло сердец, добрые слова и пожелания. Не забудем и про тех, кто особенно нуждается во внимании и заботе: больных, сирот и социально дезориентированных наших дальних и близких, потому что и ради них Христос рождается. Пусть христианская радость, благодатный свет никого не оставит, а рождающийся Богомладенец благословит нас в наступающем году на новые добрые дела и свершения.