Идущие к Звезде. Кто такие были три волхва, и как в мире хранится память о них?

Наш специальный корреспондент Екатерина Данилова передает из Кельна, где покоятся мощи тех, кто шёл к Звезде.

Мария Захарова
Екатерина Данилова

В день перед православным Рождеством, когда, кажется, все притихает – и птицы, и шум за окном, и деревья в парке, и даже домашние хлопоты творятся в тишине, по улицам Германии бродят необычные для нас процессии – школьники в балахонах-плащах, с посохами со звездой. У некоторых на головах короны, а у кого-то лицо вымазано темным гримом.

photo1704445111.jpegВ храме V века в итальянской Равенне волхвы изображены в персидских одеяниях и головных уборах 

6 января Германия (как, впрочем, и некоторые другие католические и протестантские страны) отмечает День трёх королей. Или, как мы привыкли говорить, трёх волхвов. Да, католики и протестанты живут по другому церковному календарю (разница в 13 дней) и «их» День трёх королей символично совпадает с нашим Сочельником. Местные ребята устраивают представления в школах, на площадях, в домах престарелых. 

photo1704448763.jpegВолхвы стали символом всеобщности христианства - оно объединяет народы всех континентов 

Темная краска на лице – в память об одном из волхвов Бальтазаре, которого традиция определяет как царя Эфиопии. Впрочем, часто к трём королям добавляют и четвертого – вот он, носильщик Звезды с чупа-чупсом за щекой.

Католики и протестанты также называют День трёх королей «Большим новым годом».

В этот вечер в последний раз в домах зажигают елку (соответственно, городские службы начинают сбор деревьев – вот он, конкретный немецкий ответ на вечный вопрос «Когда вынесешь ёлку?»). А еще пекут пирог королей. Рецепты в разных странах и землях разные. Общее – «Доля Господа». Пирог делится по количеству людей за столом плюс один. Этот последний кусок раньше отдавали первому встречному бедняку. Ну а традиция запекать в пироге боб, монетку или фигурку (раньше, разумеется, это были ангелочки или фигурка младенца Христа, а сегодня в ход идут и игрушки из киндер-сюрприза) жива и сейчас. Кроме того, считается, что после Дня трёх королей отступает ночь и прибывает день. А разве не так?

photo1704446024.jpegКельнский собор парит над городом. К счастью Вторая мировая война, стершая многие немецкие города с лица земли, пощадила его. Прагматичное объяснение этому тоже есть - для летчиков воюющих армий он был удобным ориентиром 

Путанно, конечно, устроена религиозная жизнь в Германии – нерабочих дней из-за религиозных праздников больше, чем в России. При этом все больше храмов, где нет ни изображений Христа, ни Распятия – теперь это концертные залы, хотя кое-где встречается и алтарь – на нынешней уже сцене. Среди недавних побед – Федеральный суд подтвердил законность требования баварских властей, чтобы во всех органах власти были кресты. Сам закон был принят в 2018 году, но пять лет ушли на судебные споры с оппонентами. В этом году заметно меньше храмов, рядом с которыми и в которых установлены вертепы (главное – не обидеть мигрантов), а вот День трёх королей отмечают в школах.

На встречу с волхвами в Кельн

photo1704446015.jpegСобор был построен для золотой раки с мощами волхвов 

Другое важное событие 6 января происходит в Кельне. Множество паломников съезжаются в этот день в город – там в золотом реликварии грандиозного Кельнского собора покоятся мощи трёх волхвов. 

photo1704449009.jpeg6 января раку с мощами открывают, и паломники могут видеть черепа и короны волхвов 

Сам огромный реликварий тончайшей работы может увидеть любой и когда угодно (он за пуленепробиваемым стеклом), но вот открывают его переднюю стенку только 6 января. Тогда взору верующих и туристов открываются три черепа в золотых коронах. Вот кто хранит этот город. И вот она – разгадка трех корон на городском гербе! Сами короны волхвам преподнёс император Священной Римской империи Оттон IV примерно в 1199 году.

История появления мощей в Кельне темная. Официальная версия такая: они были найдены святой императрицей Еленой, матерью Константина Великого.

Сначала мощи находились в Константинополе, а в IV веке были перенесены в Милан. Фридрих Барбаросса, который в XII веке взял приступом и разорил Милан, передал святыни своему союзнику – кёльнскому архиепископу Райнальду фон Дасселю. Тогда же было принято решение на месте более ранних храмов воздвигнуть великолепный собор, где и будут храниться мощи.

photo1704446008.jpegДолгие годы собор был самым высоким в Европе

Сами мощи несколько раз изучались учеными уже в наше время. И? «Одно можно сказать определённо: там много старых костей», – комментирует прелат Штефан Хессе, администратор кельнской епархии, один из самых публичных священников немецкой Римско-католической Церкви. Неведение сопровождается догадками. Есть версия, что из Милана перевезли не все мощи, а кроме того, предполагают, что в реликварии находятся останки святых Григория из Сполето, Набора и Феликса. Обнаруженные вместе с мощами кусочки сирийской парчи (их датируют периодом от II до IV столетия н.э.) вроде бы работают на версию «трёх волхвов».

Что мы о них знаем?

Ничего! Все легенды о трех волхвах сложились уже в Средние века. Неизвестно даже, сколько их было. Количество волхвов было определено по количеству даров, которые они принесли Спасителю – это были золото, ладан и смирна. Символы царской власти, священнического служения и смертного конца. 

c741f11c-ac26-4edd-9aca-51c71887428c.jpgЗолото, принесенное мудрецами, символизирует власть над миром. Оно хранится на Афоне 

Есть легенда о четвертом волхве – якобы его звали Артабан и он был братом персидского царя Дария. В Сирийской Церкви существует предание аж о двенадцати волхвах.

Прибыли они, как считается, на верблюдах. Здесь опора на пророчество Исайи о посещении Иерусалима язычниками: «Множество верблюдов покроет тебя – дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа…». А вот слово Сава запомним! Об этом городе – ниже.

Поклонение волхвов. Фреска Ферапонтова монастыря. 1500 г. Иконописец Дионисий.jpgЕсли в западной традиции волхвы - короли, то у православных они - смиренные мудрецы. Фреска Дионисия в Ферапонтовом монастыре. 16 век 

Кстати, о волхвах. Слово это славянское. В греческих и латинских документах говорится о магах. В античной литературе так называли зороастрийских (персидских) жрецов, а также вавилонских жрецов-астрологов. Не случайно волхвы в самых старых храмах изображены в персидских одеяниях.

Впервые волхвов царями назвал святой Цезарий (Кесарий) Арелатский в VI веке. А Беда Достопочтенный в VIII веке сообщает нам имена мудрецов, описывает их внешность и определяет возраст. Мельхиор – бородатый старец и царь Аравии, Каспар – безбородый юноша из Тарса (это территория современной Турции), Валтасар – бородатый и темнокожий мужчина средних лет из Эфиопии. Так три волхва стали символом великого объединения народов именем Христовым. Учитывая, что, по преданию, прозвище Достопочтенный на эпитафии Беде было надиктовано ангелом, может, бенедиктинский монах и правда имел свои источники информации?

Библеисты предполагают, что волхвы пришли из Вавилона, Месопотамии, а может даже и из Индии, поскольку они шли по Вифлеемской звезде не меньше пяти месяцев.

А если вспомнить страшную историю избиения Иродом младенцев до двух лет, то, может быть, и гораздо дольше. Косвенно это подтверждает и евангелист Матфей: «Когда они вошли в дом, то увидели ребенка с его матерью Марией». То есть семья жила уже в доме, и святое дитя было не в яслях.

А вот иранские предания (да и пророчество Исайи) говорят, что волхвы путешествовали из Савеха (другая транскрипция – Сава). Вернувшись из Вифлеема в родные места, они стали возвещать людям об Иисусе Христе. Есть предание, что апостол Фома посвятил волхвов в епископы. Конец их земной жизни был мученическим и примерно в одно время, поэтому и похоронили их вместе – гробница якобы находилась в Савехе (Саве). Гробницу волхвов описал Марко Поло в своей книге путешествий: «…они похоронены в трёх очень больших и красивых памятниках, бок о бок. А над ними находится квадратное здание, в прекрасном состоянии. Тела все еще целы, остались волосы и борода».

Рождественская звезда стала предметом серьезного изучения астрономов. По одной версии – это была комета. По другой – чудесное явление божественного разума. По третьей – это была именно звезда. И эту точку зрения поддерживают астрономы. Так, Иоганн Кеплер, наблюдая в октябре 1604 года тройное соединение Юпитера и Сатурна (и Марса) вблизи вспыхнувшей тогда же Новой звезды, предположил, что что-то подобное могло быть и во времена Рождества Христова. Тем более что Юпитер с древности называли «звездой королей», а Сатурн – «иудейской звездой». Соединение Юпитера и Сатурна могло быть истолковано звездочетами как знак будущего рождения Царя Иудейского. Тем более такое же соединение Юпитера и Сатурна предшествовало рождению Моисея! И уже в 70-х годах прошлого века в древних китайских и корейских летописях обнаружились астрономические записи. Они относились к 5 году до н.э. и свидетельствовали о вспышке Новой звезды. Летописи говорили, что звезда ярко сияла весной того года в течение семидесяти дней. 

Дары навсегда

photo_2024-01-05 12.59.40.jpegЛадан и смирна теперь хранятся в виде таких горошин и тоже на Афоне 

Что же касается самих даров, которые мудрецы преподнесли Спасителю, то их судьба оказалась не такой таинственной, как путь самих волхвов.

По преданию, Богородица сохранила дары и перед кончиной отдала Иерусалимской церкви.

Там они находились вместе с поясом и ризой Богоматери до IV века, а потом были перенесены в Константинополь. По счастию, матерью Мехмеда II Завоевателя, покорившего Константинополь, была дочь правителя Сербии Мара (Мария) Бранкович. По другой версии, она была его мачехой. Мехмед уважал ее и прислушивался к ее мнению. Мара и передала дары волхвов в монастырь Святого Павла на Горе Афон. Она хотела сама принести сокровища в монастырь, но, по преданию, ее остановил небесный голос. Он напомнил ей о запрете женщинам находиться на Святой Горе. Мара опустилась на колени и начала молиться.

Сейчас на том месте, где стояла когда-то коленопреклоненная Мария, поставлен крест.

Сами дары – это 28 небольших золотых пластин-подвесок в форме трапеций, четырехугольников и многоугольников, украшенных изящным, филигранно выполненным орнаментом. Ладан и смирна, принесенные волхвами раздельно, позже были соединены в небольшие, величиной с маслину, шарики темного цвета. Их сохранилось около семидесяти.

Больше двух тысячелетий возвещают они нам о приходе Спасителя. Надо ли быть королем, чтобы открылась эта истина? Вряд ли… А вот мудрецом с чистым сердцем и способностью видеть неявленное и понимать тайное для всего мира – да.