Святой Андрей Боголюбский: из Киева на северо-восток

Каменева Ольга
Каменева Ольга

17 июля Русская Православная Церковь вспоминает собирателя Руси святого Андрея Боголюбского. В летнюю ночь 1174 года князь Андрей был убит в результате заговора бояр, во главе которых стояли Кучковичи, бывшие владельцы Москвы.

В истории государства и Церкви Андрей Боголюбский (1111-1174) остался как первый самодержец Русской земли, перенесший центр политической жизни государства из Киева на северо-восток, во Владимир.

Успенский собор во Владимире.png

 А также князь утвердил на Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В память о скончавшемся от ран юном сыне Изяславе возвел он на заливном лугу близ Боголюбова ныне всемирно известную белокаменную церковь Покрова на Нерли.

В отличие от своего знаменитого отца, основателя Москвы Юрия Долгорукова (1125-1157), который всю свою жизнь посвятил борьбе за Киевский великокняжеский престол (почему и был назван «Долгоруким»), Андрей Боголюбский был равнодушен к «матери городов русских». Полагая, что Киев, погрязший в мятежах и усобицах, утратил прежнюю роль, князь переселился, буквально убежал от отца на северо-восток.

В 1969 году, уже после смерти Юрия Долгорукова, по слухам, отравленного боярами, его войско вернулось в Киев и подвергло город жестокому разграблению.

О трагических событиях времен раздробленности и собирания Руси в своей «Поэме о земле Боголюбской» рассказывает режиссер Александр Новиков.

Фрагмент фильма «Поэма о земле Боголюбской» (реж. Александр Новиков).

«Залесье» означает «за лесами»

Древняя Ростово-Суздальская земля была отделена от Киева труднопроходимыми лесами, потому и называлась Залесьем. Ее территория оказалась хорошо защищенной от внешних врагов естественными преградами, здесь проходил Волжский торговый путь, связывавший Северо-Восточную Русь со странами Востока.

В Залесье, приблизительно в 1111 году, родился будущий святой Андрей Боголюбский. «На севере прожил он большую половину своей жизни, совсем не видавши юга. Отец дал ему в управление Владимир на Клязьме, маленький, недавно возникший суздальский пригород, и там Андрей прокняжил далеко за тридцать лет своей жизни, не побывав в Киеве» – писал историк Василий Ключевский.

Андрей скоро выделился из среды тогдашних князей твердостью характера и высокой образованностью. «Он в боевой удали не уступал своему удалому сопернику, двоюродному брату Изяславу, любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем», – сообщал историк. Но после горячего боя становился Андрей осторожным, благоразумным политиком: «Несмотря на боевую удаль, Андрей не любил войны и после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом».

Заняв великокняжеский престол в Киеве, князь Юрий Долгорукий самого надёжного из своих сыновей Андрея посадил у себя под рукою в Вышгороде близ Киева. Но Андрею не жилось на юге. Без разрешения отца ушёл он в Ростово-Суздальскую землю, взяв с собой принесённую из Греции чудотворную икону Божией Матери (позже ее назовут Владимирской).

Один из летописных сводов так объяснял этот поступок: «Смущался князь Андрей, видя нестроение своей братии, племянников и всех сродников своих: вечно они в мятеже и волнении, все добиваясь великого княжения киевского, ни у кого из них ни с кем мира нет, и оттого все княжения запустели, а со стороны степи все половцы выпленили; скорбел об этом много князь Андрей в тайне своего сердца и, не сказавшись отцу, решился уйти к себе в Ростов и Суздаль – там-де поспокойнее».

По пути из Вышгорода, уже в пределах Залесской Руси лошади князя Андрея, везшие образ Богоматери, внезапно остановились. Князь повелел совершить молебен пред иконой. После этого Богородица, по свидетельству летописца, явилась князю во сне, Ее руки были воздеты ко Спасителю, в правой Она держала свиток. Богоматерь повелела поместить привезенный Свой образ не во Владимире, а на месте Своего явления, создав обитель с храмом в честь Своего Рождества (ныне знаменитый Свято-Боголюбский женский монастырь).

После этого князь Андрей повелел написать Боголюбскую икону, на которой  Богоматерь изображена в полный рост со свитком в руке.

Белокаменное храмостроительство

В 1157 году князь Андрей был избран на Суздальский престол. «День его избрания – весьма важная дата в истории Руси, свидетельствующая о появлении самостоятельного государственного образования на северо-востоке страны, очага будущей Московской державы», – пишет насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Макарий (Веретенников).

Столицу княжества Андрей перенес из богатого боярского Ростова в небольшой Владимир-на-Клязьме, который застроил с необычайной пышностью. Князю были присланы мастера от немецкого императора Фридриха Барбароссы. По приказу Андрея Боголюбского столицу обносят мощными оборонительными сооружениями, включающими в себя белокаменную проездную башню – Золотые ворота. В 1158-1160 гг. возводится главный храм города – златоглавый Успенский собор.

В шести километрах от Владимира, на месте знамения от иконы Богоматери, Андрей строит свою загородную резиденцию – Боголюбово.

Боголюбский монастырь Рождества Богородицы.png Боголюбский монастырь Рождества Богородицы

В честь праздника Покрова Богородицы в 1166 году был воздвигнут и первый Покровский храм на Руси – ныне всемирно известная церковь Покрова на Нерли. При сооружении храма использовался материал из болгарских каменоломен, что стало возможным после победы князя над болгарами.

Церковь Покрова на Нерли – первый Покровский храм на Руси. Фото Эдуард Гордеев.jpg Церковь Покрова на Нерли – первый Покровский храм на Руси. Фото Эдуард Гордеев.

Поиск князем Андреем интересных архитектурных форм увенчался выработкой особого самобытного образа белокаменного храма с изысканным декором, отличающегося простотой и устремленностью к Небу. И сегодня идут паломники пешком через заливные луга, чтобы увидеть церковь Покрова на Нерли, чудо, сохранившееся с XII века.

Благодаря повсеместному строительству храмов и миссионерской деятельности христианство быстро распространилось и укреплялось в княжестве. Православие стало государственной религией, что повлияло на сплочение разноплеменной Руси в один народ.

Заговор Кучковичей и мученическая кончина князя Андрея

Интенсивное развитие Владимиро-Суздальской Руси прекращается после гибели князя Андрея Боголюбского в 1174 году. Темной летней ночью он был убит в своем княжеском дворце в Боголюбово. Исследование в наше время костных останков святого князя Андрея позволяет подробнее рассказать о его смерти. Только один удар был нанесен противником лицом к лицу. Затем упавшего князя, который потерял сознание и истекал кровью, рубили, пользуясь его неспособностью защищаться.

Во главе заговора стояли бояре Кучковичи, бывшие владельцы Москвы.

Однако талантливый государственный деятель, “самовластец” князь Андрей Боголюбский стал примером для последующих поколений Московских великих князей. В службе князь Андрей прославляется как “земли российской утверждение, князем и царем образе и похвало”. Именно Андрею Боголюбскому северо-восточная Русь обязана своим возвышением. Он расширил территорию своего княжества за счет земель Волжской Булгарии. Ряд крупных военных операций заставил считаться с мнением владимирского правителя муромских и рязанских князей, а также Киев и Новгород. Иностранцы называли князя  «государем Андреем Великим», «царем русских».

И, видимо, не случайно день первого «самодержца» святого Андрея Боголюбского отмечается Церковью одновременно с памятью святых Царственных Страстотерпцев и последнего русского императора святого Николая II.