Океан милосердия и сострадания к падшему человечеству. О Пресвятой Деве Марии

8 января Церковь отмечает Собор Пресвятой Богородицы. Она – скорая Помощница призывающих Ее в бедах и напастях. Но самую большую помощь, которой мы обычно пренебрегаем, Она дает нам примером Своей жизни... Рассказывает духовник Донской обители Москвы иеросхимонах Валентин (Гуревич).

Мария Захарова
иеросхимонах Валентин (Гуревич)

Она – верх красоты в очах Божиих – красоты, которая, по апостолу Павлу, не во «внешнем плетении волос и золотых украшениях», но, именно, – «красота кроткого и молчаливого духа». «На кого воззрю? Токмо на кроткаго, и смиреннаго, и трепещущаго словес Моих». Смирением никто из людей Ее не превзошел, и поэтому именно Она стала Божией избранницей для этой чрезвычайной спасительной миссии – рождения на свет Мессии… «Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди» (Лк. 1:48)…

Откуда такое особое смирение Божией Матери? Оттого, что, как мы знаем, вся ее жизнь от материнской утробы, включая непорочное зачатие и материнство, была непрестанным Богообщением.

И именно в таком Богообщении она и приобрела это непревзойденное и Богоподобное смирение. И Любовь Божию, которая есть не свойство, а сущность Божества. Ибо «с преподобным преподобен будеши» (Пс. 17:26). А с Богом Богоподобен будеши... И Сам Господь говорит: «Научитеся от Мене – яко кроток есмь и смирен сердцем. И обрящете покой душам вашим» (Мф. 11:29). И приобретенное Ею таким образом смирение доставило Ей и покой. И Она без ропота принимала все ниспосылаемое Богом. И радостное, и скорбное.

Ничто Ее не отвлекало от этого благодатного Богообщения – не отвлекало материнство, поскольку ее Дитя, к которому естественно привлечено внимание Матери, тоже было Богом.

Даже зачатие, которое с полным основанием именуется непорочным, не имело в себе ничего отвлекающего от Бога и нарушающего сердечную чистоту.

Напротив, можно догадываться, что нашествие Святаго Духа, о котором возвестил Архангел, представляло собою высшую степень единения с Богом, сопровождаемого высшей степенью блаженства, которое только может испытать человек на земле; это был случай уникальный – Она пережила никем из людей не превзойденную блаженную полноту единения с Богом…

Но об этом можно только догадываться, ибо по Своему величайшему, беспрецедентному смирению Она никого не известила о том, как это происходило; «еже како, ни единаго же научившая», – сказано о Ней в Акафисте…

Как говорит святитель Димитрий Ростовский в Слове на Благовещение Пресвятыя Богородицы, «…действием Святого Духа, совершилось во святой утробе Ее несказанное зачатие, без услаждения плотского, но не без восторга духовного. Тогда девическое сердце Ее особенно сильно растаявало Божественным желанием, и пламенем любви серафимской горел дух Ее, и весь ум Ее, как бы находясь вне себя, погружался в Боге, неизреченно услаждаясь благостью Его».

Пресвятая Богородица.jpg

В Евангелие Слово Божие сравнивается с семенем, которое Сеятель сеет. И если оно будет посеяно на доброй земле внимательного сердца, сохранится в нем и созреет, то даст обильный плод.

Сам Господь Иисус есть Слово Божие, которое было посеяно в приснодевственной утробе Пречистой Отроковицы и, облекшись в ней плотию, возросло в Плод Ее чрева, спасающий род человеческий.

В Деве Марии, которая поистине избрала Себе благую часть, мы видим уникальный случай, когда все силы души не устремлялись ни на что иное, кроме Бога.

Посвященное Пресвятой Деве Евангельское чтение подчеркивает эту основную Ее черту, основное направление всей Ее жизни от материнской утробы, через все Ее земное поприще и простирающейся в бесконечные веки веков. Эта основная черта Ее облика и Ее жизни –  устремление всего Ее существа к единению с Богом, именно – к Единому на потребу. И к служению только Ему в Его деле спасения человечества.

В Евангелии также говорится о том, что ничего не следует предпочитать Богу – даже родителей, отца и мать: «Кто любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин» (Мф. 10:37).

И вот мы видим, как эта заповедь исполняется трехлетним младенцем – маленькой Марией, которая только что была оторвана от материнской груди. Ибо в те времена еврейские матери вскармливали своих младенцев грудным молоком до трех лет.

Введение во храм Пресвятой Богородицы.jpg Введение во храм Пресвятой Богородицы

Казалось бы, естественная привязанность младенца к матери, да еще какой матери – святой и праведной, и к святому и праведному отцу должна крепко приковать сердце к родителям.

Но что мы видим? Как повествует предание, эта трехлетняя девочка настолько была устремлена к Богу, что, оставив своих родителей, стремительно и удивительно легко поднялась по высоким, крайне неудобным для младенца, 14-ти ступеням Иерусалимского Храма. Настолько сильным было желание встречи и пребывания с Богом у этого чудного ребенка… 

Стих, содержащийся в последовании погребения в праздник Успения, гласит: «Преставльшися от земли, Богу предстала еси, Богородице, от Бога никакоже отлучена бывши, николиже от утробы матере».

Она, избранная от всех родов, единственная из всех жен оказалась достойной принять в Свое святое лоно и произвести на свет воплощенное Слово Бога Отца.

И тем содействовать величайшему Божию деянию, имеющему своей целью спасение и обожение человеческого рода, дарование людям возможности достичь Вечного Блаженства. То есть именно вечного счастья, к которому стремится каждый человек, тщетно пытаясь найти его на земле…

Она стяжала совокупность всех добродетелей, а именно, – соуз совершенства – любовь к Богу и людям. Она – океан милосердия и сострадания к падшему человечеству.

Молитва к Пресвятой Пресвятая Богородица сподобилась святости от материнской утробы, так же как и святой Иоанн Предтеча. Зачатые святыми родителями, созревают в святом лоне своих святых матерей. Появившись на свет, они питаются их святым молоком. Были с Богом и оставались с Ним на протяжении всей земной жизни, никогда не отлучаясь от Него. Будучи в детстве и отрочестве ограждены от всех влияний мира, одна – во Святая Святых Иерусалимского Храма, а другой – питаемый Ангелом в пустыне, они навыкли все свое внимание и душевные силы устремлять к Единому на потребу.

Богородичное Евангельское чтение, которое чаще всего можно услышать на Богослужениях, посвященных Царице Небесной, посвящено теме сосредоточения всех душевных сил человека на одном – на Едином на потребу; «Марфо, Марфо, ты печешися и молвиши о многом, едино же есть на потребу. Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея» (Лк. 10:40)…

Слово Божие «многочастне и многообразне» вещает об одной центральной духовной истине – «Слушай, Израиль, Бог твой – Бог Единственный. И любить Его всем сердцем, всею душею, всем помышлением, всею крепостию» (Мк. 12:29-30).

И не рассеивать силы своей души, своего естества на внимание к многочисленным предметам внешнего, тварного мира. То есть всем существом необходимо устремляться к Единому истинному Богу вместо многобожия и идолопоклонства.

«Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его, а все остальное приложится» (Мф. 6:33). Об этом Господь говорит и притчами. Например, – о человеке, который продает все, что имеет, чтобы купить поле, на котором скрыто сокровище – то есть отказывается от всего, кроме Единого на потребу. О купце, который продает все, чтобы купить одну, самую лучшую жемчужину – это все о том же. Пресвятая Богородица – скорая Помощница призывающих Ее в бедах и напастях. Но самую большую помощь, которой мы обычно пренебрегаем, Она дает нам примером Своей жизни, посвященной исключительно Богу, венец которой – Ее светлое Успение, и, как мы видим на иконе, отображающей это великое событие, Ее Божественный Сын сразу по Успении приемлет Ее новорожденную для Блаженной Вечности Душу в Свои надежные Божественные руки.  И никакая темная сила не смеет этому воспрепятствовать.

Этот пример Божией Матери состоит в том, что Она с младенчества, можно сказать, даже от материнской утробы и до конца Своих дней Своим умом и сердцем не отлучалась от пребывания с Богом и в Боге.

И вот, вся Ее жизнь, наполненная непрекращающимся и ничем не отвлекаемым Богообщением, привела к тому, что и по смерти Она в то же мгновение или, как говорится по-славянски, абие, оказывается в руках Своего Божественного Сына. То есть, это непрерывное Богообщение не прерывается и самой смертью.

Люди проводят жизнь в погоне за многими удовольствиями, в поисках счастья, и остаются неудовлетворенными. А тем прочным, вечным, непоколебимым Блаженством, которое приготовил Бог любящим Его, которое в тысячу раз больше утешений, влекущих искателей земного счастья, этим вечным, непоколебимым, нерушимым и не с чем несравнимым Покоем и Блаженством люди пренебрегают.

Святые отцы, такие как Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Симеон Новый Богослов, говорят, что если собрать вместе все блаженства земные, которыми люди наслаждались на протяжении всей истории человечества, то они не будут стоить и ничтожной доли того Блаженства, которое одна душа испытывает в Царстве Небесном.

Если взять весь мир и в тысячу раз увеличить то, что есть во вселенной, то и это не сравнится с ничтожной долей того, чем обладает сподобившийся Царства Небесного.
Там – большое, а здесь – маленькое. Но мы всю жизнь только и делаем, что большое продаем за маленькое.

Но не так поступали святые. Они всё маленькое продавали, отказывались от него, чтобы улучить большое. И не обманулись.

И из всех святых прежде всего это относится к Пресвятой Богородице.