«Хочу Сама быть Хранительницей вашей». История Иверской иконы Божией Матери

25 февраля

В этот день в 1656 году в Иверский монастырь на Валдае был доставлен список Иверской иконы Божией Матери, сделанный на Афоне.

По преданию, оригинал иконы писал сам святой апостол и евангелист Лука, хотя в общепринятом перечне его работ этот образ не значится.

В любом случае в России Иверская (точнее, список с нее) почитается как один из самых чудесных образов. Большинство исследователей считают, что оригинал иконы был создан в период между IX и XII веками. В том числе русский исследователь византийского и древнерусского искусства Никодим Кондаков (1844-1925) относит создание иконы к XII веку.

album_pic.jpgИверский монастырь на Валдае 

Он свидетельствовал: «Указания на древнее предание о том, что св. евангелист Лука написал икону Божией Матери, относятся еще к VIII столетию: на это свидетельство ссылались, по словам жития, и патриарх Герман, и послание к Константину Копрониму, приписываемое Иоанну Дамаскину, и послание патриархов к императору Оеофилу. Предание это окончательно утвер­ждается уже в IX веке».

Между тем, некоторые современные историки считают, что евангелист Лука написал более 20 образов Пресвятой Богородицы, включая те, о которых мы сказали выше. Леонид Успенский, русский иконописец, богослов и искусствовед (1892-1987), считал, что из этих икон св. Луки в Русской Православной Церкви находятся около 10, в европейских странах – 8, на Афоне – 13. В том числе в Афонском монастыре хранится и икона Иверской Божией Матери (Одигитрия).

Поясним: Одигитрия в переводе с греческого – Путеводительница. Пресвятая Дева держит Младенца Христа в левой руке, а правой указывает на Него, «Который есть Путь, Истина и Жизнь».

Предание об обретении Иверской иконы Божией Матери очень красивое, напомним его. Примерно в IX веке она находилась у некоей благочестивой вдовы, жившей в Никее, близ Афин. В те времена в Греции буйствовали иконоборцы, уничтожавшие святые образа и запрещавшие людям на них молиться. Они, вооружённые копьями и топорами, пришли к этой женщине. Один из них ударил копьем по изображению Богоматери, и на месте удара показались капли крови. До сих пор на оригинале видно повреждение красочного слоя.

Вдова умоляла пришельцев оставить у нее икону до утра, даже заплатила им деньги. Когда они ушли, она вместе с сыном опустила икону в море.

Прошло двести лет. И однажды, это было во вторник Пасхальной недели, афонские монахи Иверской обители увидели в море огненный столп. Надо пояснить, почему на Горе Афон в Греции оказался Иверский монастырь. Иверон по-гречески означает «грузинский». Древнее название Грузии – Иберия, в русской транскрипции – Иверия.

Грузинский монастырь был основан в 860-880 годах от Рождества Христова, и строился он на средства грузинского (иверского) царского дома Багратионов, один из потомков которого был генералом русской армии и участвовал в Бородинском сражении 1812 года. В 1259 униаты полностью разрушили монастырь. В 1285 году на монастырь напали латиняне, а в 1306 году подвергся страшному разорению от пиратов-каталонцев. Грузин в монастыре почти не осталось, поэтому константинопольский патриарх передал монастырь в Греческую Церковь.

Так вот, в XI веке монахи увидели огненный столб до неба, который исходил из стоящей на воде иконы. Как бы они ни приближались к столпу, он от них удалялся.

Благочестивому иноку Гавриилу Святогорцу явилась во сне Пресвятая Богородица и велела ему не страшась идти по воде и взять из моря образ. Что он и сделал, и принес икону в монастырь, ее поместили в храме. Она простояла там ночь, а наутро ее увидели над вратами монастыря. Образ внесли в храм, и на следующее утро все повторилось. Богородица еще раз явилась во сне Гавриилу: «Не хочу быть охраняемой вами, но хочу Сама быть Хранительницей вашей не только в земной, но и в небесной жизни. Испросила Я у Господа милость вам, и доколе будете видеть икону Мою в своей обители, дотоле благодать Сына Моего к вам не оскудеет». После этого монахи построили храм над воротами монастыря и поместили туда обретенную икону. Она получила название «Портаитисса» – то есть «Вратарница» или «Привратница». Там она находится и теперь. Считается, что эта святыня не должна никогда покидать место своего пребывания, иначе она снова исчезнет.

Но списки с нее делались много и часто. В России в XVII веке их оказалось два. Первый список заказал афонским монахам царь Алексей Михайлович. К нему в 1647 году приезжала группа афонских монахов и рассказала о чудесном образе. Алексей Михайлович попросил привезти ему список с этой иконы. Он был привезен в Москву в 1648 году. Встреча была очень торжественной и пышной. Образ был помещен в Успенском соборе Московского Кремля, а затем перенесен в Новодевичий монастырь, где пребывает и поныне.

Второй список заказал в 1652 году митрополит Никон, вскоре ставший Патриархом Всея Руси. Список предназначался для вновь построенного им Иверского монастыря на Валдае. Новый список был изготовлен «в меру чудотворной иконы и тем же образом», что и список 1648 года.

25 февраля 1656 года новый список привезли в Валдайский монастырь, и в честь этого события было установлено второе празднование Иверской иконы. При этом, став Патриархом, Никон запретил всем иконописцам копировать этот святой образ.

Сейчас в России 25 февраля – один из дней, когда чествуется Иверская икона Божией Матери.

Александр Трушин