Завтра, 7 апреля, Православная Церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы. Какой радостью и чистотой исполнено это торжество – «главизна нашего спасения». Вот как о нем благовестовали святые и подвижники наших дней, предлагая девочкам, девушкам, женщинам брать пример с Пречистой.
Через благодатное благовещение Архангела мир от нечестия обращается к благочестию.
О неизреченная радость! О невыразимое чудо! Радость, ибо сегодня предвечный Бог отверзает недра Свои и дарует нам Единородного Сына Своего; Сын воплощается содействием Всесвятаго Духа, Дух нисходит на Деву, и Дева безсеменно зачинает. Чудо, ибо бессмертное соединяется со смертным.
Величественное и трогательное зрелище небесной радости, духовного восторга представляла назаретская горница Пресвятой Девы Марии в минуту ангельского благовестия о рождении от Девы Спасителя мира… Гавриил полон восторга, неудержимого восторга. Он и изливает наполняющий его душу восторг в пламенных, утешительных словах:
«Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28).
…Сердце Приснодевы было исполнено внутреннего восторга при архангельском благовестии о рождении от Нее Спасителя мира. И восторг этот открылся при первом же поводе к обнаружению его – при встрече Марии с праведною Елисаветою. …
«Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1:46–48).
Такую священную радость испытывала Пресвятая Дева в минуту благовещения архангела. И нас всех к этой радости призывает воспоминаемое ныне всерадостное событие.
Архимандрит Кирилл (Павлов)
Предание называет Пречистую Деву новой Евой. Ева по-еврейски означает жизнь. Ева не захотела, не сумела быть поистине женщиной, воплотить «женственность» творения в себе. Она проявила «инициативу» и вот искривилась, померкла любовь и превратилась в безрадостную «войну полов», в которой цель, т. е. обладание другим, есть, в последнем итоге, не что иное, как стремление убить постыдную, но никогда не умирающую похоть.
А Мария не проявила инициативы. В любви и послушании она ожидала инициативы Другого. И когда дождалась, она приняла Его не слепо, ибо спросила: «Как сие будет?», а со всей честностью, радостью и доверчивостью любви. Свет вечной весны осеняет нас, когда за всенощной под Благовещение мы слышим Архангельский глас: «Вопием Ти, Чистая, Радуйся! И паки реку: радуйся». Все человечество, вся Церковь, вся тварь узнает эти слова, в которых выражена наша истинная сущность – наше обручение тому, кто от века возлюбил нас… Мария – Дева.
Приснодевство Ее – не отрицание, не отсутствие чего-то. Это полнота и цельность самой любви. Это полнота ее самоотдачи Богу, полная неразделенность ее. Ибо любовь – это всегда жажда цельности, абсолютности, полноты, неразделимости.
В конце веков Церковь, по словам Апостола Павла, предстанет Христу чистою девой (2 Кор. 11:2). Эту девственность утерял человек в своем падении. Ее, как цель творения, как конечную победу, являет Бог в Приснодеве Марии. В Ее лице мы все обручены Жениху Церкви, составляя одно Тело с Ним, соединены с Ним навеки… И все же только Бог исполняет и венчает это послушание, принятие и любовь. «Дух Святой найдет на тебя и сила всевышнего осенит тебя… Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1:35–37). Он один являет Девой ту, которая отдала Ему всю полноту человеческой любви. Мария – Матерь.
В материнстве исполняется женственность мира, любви, как послушания и ответа. Отдавая себя, любовь дарует жизнь.
И она не нуждается в оправдании. Она не только потому благо, что дарует жизнь, а потому жизнь дарует, что сама есть величайшее благо.
Протопресвитер Александр Шмеман
Без чистоты невозможно представить истинную женственность. Даже среди этого мира, погрязшего в грехах и пороках, возможно сохранить эту святую чистоту.
«Я видел лилию, плавающую в черной болотной воде. Все вокруг прогнило, а лилия оставалась чистой, как ангельские одежды. В темном пруду появилась рябь, она покачивала лилию, но ни пятнышка не появилось на ней».
Святая Царица Александра Феодоровна
Жены-подражательницы мироносиц! Нежность любви, верность любви – преимущественная принадлежность вашего пола. Посвящайте же Господу отличие вашего пола, по примеру мироносиц. Не дозволяйте унижать сердца вашего предметами недостойными любви. Будьте верными в любви к Господу.
Святитель Филарет (Гумилевский), Черниговский
14.10.2024