Священномученик Зосима Трубачев. Верный даже до смерти

26 февраля

В этот день 1938 года на Бутовском полигоне был расстрелян протоирей Зосима Трубачев, священномученик. 

Его особенно почитают в Ивановском Введенском женском монастыре. Это не случайно: православным Иванова и Ивановской области, как и верующим в других областях центральной России в 20-х годах прошлого века пришлось пережить все ужасы борьбы советской власти с религией. Мы уже писали о Шуйском расстреле священников и прихожан при изъятии церковных ценностей, о гибели шестерых священников Ивановской области. Именно во Введенском храме в Иванове служил отец Зосима Трубачев.

В 1924-1925 годах обновленцы при поддержке властей захватили почти все храмы в Иванове. Даже настоятель Введенского храма впал в обновленчество, и многие из клира склонялись к этой ереси. Отец Зосима был назначен в этот храм в 1925 году. Приход был разрушен, богослужения совершались небрежно. Церковное пение было заменено «концертным» исполнением молитв.

photo_5399929770306820016_y.jpgИвановский Введенский женский монастырь 

Трудно представить, сколько сил потребовалось отцу Зосиме, чтобы восстановить уставное богослужение. Еще в годы учения в Московской духовной академии (он был учеником священника Павла Флоренского) будущий отец Зосима управлял вторым хором вторым хором Духовной академии и хором при домовой церкви во имя равноапостольной Марии Магдалины в убежище сестер милосердия Красного Креста в Сергиевом Посаде. И ему удалось добиться, чтобы хор вернулся к традициям обиходного пения и передавал прихожанам молитвенное настроение.

1-2.jpg

Власти города видели и понимали, что Зосима Трубачев стойко сопротивлялся обновленчеству. Тогда они пошли на хитрость: разрешили обновленцам совершать крестные ходы, а православным запретили под угрозой арестов. Но в пасхальную ночь 1926 года протоиерей Зосима решил провести крестных ход. С пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех...» священство и верующие вышли из Введенского храма. Их окружили крепкие, здоровые парни-безбожники, начали теснить, выкрикивали ругательства и угрозы. Но прихожане,  простые ивановские рабочие, крепко взявшись за руки, оцепили процессию и защитили священников.

У отца Зосимы уже был опыт противостояния большевистской власти. С конца  1918 года он служил  в Богородице-Рождественском храме села Подосиновец в Вологодской епархии. Его предшественник, настоятель храма протоиерей Николай Подьяков претерпел мученическую кончину от рук безбожников. Там отец Зосима выступил против кампании по изъятию церковных ценностей. За это его арестовали первый раз в 1922 году, заключили в тюрьму в Великом Устюге. Через два месяца, однако, освободили, и он вернулся служить в Подосиновец. В 1924-м он был переведен в Ивановскую епархию, около двух лет возглавлял  Крестовоздвиженскую общину города Кохмы (в Ивановской области)..

Отец Зосима очень почитал святого Серафима Саровского, и своих проповедях часто рассказывал прихожанах о его деяниях. В июле 1926 года он совершил вместе с прихожанами поездку в Саров. От Арзамаса паломники двинулись на подводе. Но отец Зосима бОльшую часть пути прошёл пешком. Они пришли ко Всенощной; на другой день побывали у камня, где молился преподобный, и на источнике. На обратном пути остановились в Дивееве и прошли с молитвой вдоль Богородичной канавки.

photo_5399929770306820017_y (1).jpgПаломничество в Дивеево 

В 1926 году власти арестовали епископа Ивановского Августина и выслали в Среднюю Азию. В Иванове остались его дочери, которые ещё во младенчестве лишились матери. Протоиерей Зосима обратился к прихожанам Введенского храма с просьбой оказать помощь сиротам. Как только это стало известно властям, они арестовали священника. 7 сентября 1928 года Особое совещание ОГПУ приговорила протоиерея Зосиму к трём годам ссылки в город Вельск Вологодской области с запрещением служить. В 1929 году наказание был ужесточено: его отправили в исправительно-трудовой лагерь на лесоразработки неподалёку от станции Няндома Архангельской области. Только истинная вера в Бога помогла ему выжить в тех жесточайших условиях.

Через три  года ему разрешили переехать в город Юрьев-Польский. Но ссылка еще была не отменена. Он устроился работать счетоводом, а в свободные дни управлял хором в единственном действовавшем в городе храме Рождества Христова. Летом 1934 года, когда закончился срок ссылки, отец Зосима приезжал в Москву для устройства своего церковного служения, и был направлен служить в храм в село Раменье Шаховского района Московской области. 

photo_5399929770306820018_y.jpgСад памяти на Бутовском полигоне – так здесь устанавливают фото более 20 тысяч расстрелянных тут 

26 января 1938 году власти вновь арестовали протоиерея Зосиму, и он был заключен в Таганскую тюрьму в Москве. 29 января следователь допросил священника и потребовал признать себя виновным в том, что тот вел активную контрреволюционную работу против советской власти. Отец Зосима категорически отказался от такого признания. «Тройка» НКВД приговорила его к расстрелу. Протоиерей Зосима Трубачев был расстрелян 26 февраля 1938 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле.




Другие статьи по теме

Высота История епископа Никольского Иерофея (Афонина) – о единстве архипастыря и народа
Образ святости Cвященноисповедник-оптимист верил, что будет короткий, но светлый период для измученного русского народа
Орлова Ольга
Высота Священномученик Василий Ягодин: «Молодёжи необходимо рассказывать о великом прошлом русского народа»
Образ святости Убийство монахов в Оптиной пустыни. Смертию смерть поправ…
Ченцова Эльвира
Образ святости «Хочу предстать перед Богом в красивой рубашке». О новомученице Параскеве Кочневой
Елена Туранина
Высота Учитель-новомученик Алексей Скоробогатов
Высота Сщмч. Иоанн Плеханов. Святой повар святого Патриарха Тихона
Вера Подвиг Олсуфьевых. Спасая лаврские святыни…
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Образ святости Память священномучеников во Вселенскую Родительскую субботу
Трушин Александр
Образ святости «Советская власть замучила и разорила весь русский народ». Еще один Собор новомучеников Радонежских