11 сентября
В этот день в 1890 году родился выдающийся регент, дирижер и педагог Александр Свешников.
Он жил в переломную эпоху, стал Героем Социалистического Труда и лауреатом Сталинской премии, возглавлял созданным им Государственный хор СССР, был ректором Московской консерватории.
Но до этого стал самым известным в Москве регентом (храма Успения Божией Матери на Могильцах).
Начиная с 1920 года по всей России (РСФСР) уничтожались храмы. Из 54 692 соборных и приходских храмов в 1917 году остались действующими к 1939 году около 100. Остальные были или разрушены, или переоборудованы в склады, или просто осквернены.
Александр Свешников, сам с 7 лет певший в церковном хоре и получивший диплом Синодального училища, оказался одним из немногих регентов, продолжавших руководить хорами в немногочисленных действовавших в Москве храмах. Он организовал что-то вроде курсов, на которых обучал регентов. А в 1937 году он организовал при Ленинградской хоровой капелле хор мальчиков, в котором ребят с семи лет обучали так же, как в Синодальном училище. А в 1943 году Свешников создал Московское хоровое училище. И здесь он тоже продолжил традиции Синодального училища. Сегодня эти два хора (в Петербурге и Москве), в которых отбирают лучшие мальчишеские голоса со всей России – база подготовки церковных регентов и светских хоровых дирижеров.
Он возродил к жизни вершину церковной музыки – «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова. Благодаря Свешникову это произведение сегодня звучит и в России, и в мире.
«Всенощная» Сергея Рахманинова появилась в годы Первой мировой войны, события которой травмировали многих деятелей искусства не только в России, но и во всем мире. Музыка «Всенощной» вырастает из его боли, беспокойства; это ответ на острые вопросы времени. Это сочинение огромное и очень сложное. Он посвятил его памяти Степана Смоленского – знатока древнего церковного пения.
Премьеру готовил Московский синодальный хор. Первое исполнение состоялось в марте 2015 года, и 25-летний Александр Свешников в этом участвовал.
Музыка записывается нотами в партитуре. Это еще не содержание музыки, а форма – что должно звучать. А дух – как должно звучать – нотной записи не поддается. Потому что это нельзя пересказать словами. Как нельзя сказать о том, что Тайное происходит во время Евхаристии. Но можно слышать это в музыке. И вера идет от слЫшания (а не от слУшания). Но это содержание передается от старшего поколения музыкантов к младшему. Надо слЫшать музыку, чтобы исполнять так, как задумал композитор. Вот примерно так говорил Свешников.
После 1917 года исполнять «Всенощную» Рахманинова в СССР было запрещено. Ноты выдавали только преподавателям консерватории для научной работы. Возможно, что Александр Свешников к 60-м годам ХХ века был в числе немногих живых музыкантов, которые слышали и запомнили это сочинение. К тому же у Свешникова был высокопрофессиональный Государственный академический русский хор (сейчас он носит его имя). И в 1966 году Свешников на свой страх и риск, не получая никаких разрешений от начальства, начал разучивание с хором «Всенощной» Рахманинова. Работа затянулась на два года. И в 1968 году на фирме «Мелодия» была сделана фондовая запись.
Он руководил многими хорами, у него было много учеников – регентов и хормейстеров. Он передавал им традиции русского церковного пения. В хоровом пении на первом месте должно был слышание музыки. Вера – от слышания Слова Божьего. Церковная музыка идет от текста Священного Писания, Слово – первично, музыка – вторична. Поэтому Свешников все время говорил ученикам: «Зачем петь, если не понятны слова?»
Непременным требованием Свешникова к хоровому пению было: петь красиво. Он говорил так: «Красота никогда себя не выставляет напоказ, не бывает громкой, крикливой. Она в радости от переливов голосов».
Александр Трушин
14.10.2024