Век Изабеллы Юрьевой. Романсы без фонограммы

01-20.jpg

20 января

В этот день 2000 года скончалась Изабелла Юрьева (1899-2000), «королева старинного романса». Она прожила более 100 лет. Рассказывают, что когда певица получала советский паспорт в 1932 году, то убавила себе три года. Во время Великой Отечественной войны она с концертным платьем ездила на фронт и своим неповторимым пением дарила солдатам «кусочек мирной жизни».

Последний раз она показалась публике 7 сентября 1999 года в ГЦКЗ «Россия», где звучали песни из репертуара Юрьевой в исполнении Людмилы Зыкиной, Иосифа Кобзона, Нани Брегвадзе и других знаменитостей. Столетняя юбилярша также выступила в этом концерте, исполнив часть романса «Хризантемы». Перед тем как запеть, она сказала: «Как смогу, так и спою, но без фонограмм».

Были в ее жизни и блестящие успехи, и долгие запреты на выступления. Особенно в начале 30-х годов, когда в советской эстраде началась «борьба с цыганщиной». А она петь революционные песни не хотела. Правда, когда началась Великая Отечественная война, все получилось наоборот. Вот как певица об этом рассказывала:

«Я считала, что на фронте кому нужно вообще пение? Такое горе! Оказывается, еще как нужно. Я поехала на фронт. А на фронт взяла с собой вечернее платье, на всякий случай. Понадобится – надену, не понадобится – так и будет лежать. А меня командир предупредил: «Дайте кусочек мирной жизни солдатам. Они устали от гимнастерок. Они устали от войны. Дайте им романсы». – «Как романсы? Я же выучила песни!» И что вы думаете? Он совершенно оказался прав. Когда я выходила петь для солдат, они кричали: «Белую ночь», «Сашу», «Если можешь, прости!». Я хотела советские песни петь. Нет, они хотели именно, чтобы я была в вечернем платье и пела свой репертуар. Они же помнят мирную жизнь. Вот кусочек мирной жизни надо было им дать почувствовать. Люди хотели романсы слушать. Для меня всего ближе был благородный романс. Не разухабистый. Потому что я сама по натуре лирик, и я любила именно такие романсы – благородные, красивые, неизбитые. Солдатам это и нравилось».

Популярность ее была фантастическая. Кроме «королевы романса» у нее был еще один титул – «Мадам Аншлаг». Она всегда пела при переполненных залах. Одни газетные критики писали, что репертуар Юрьевой буржуазный, другие – наоборот, цыганский, но все сходились на том, что он не отвечает социалистической идеологии и задачам строительства коммунизма. А вот товарищ Сталин полюбил ее песню «Саша»:

Саша! Ты помнишь наши встречи
В приморском парке, на берегу?
Саша! Ты помнишь теплый вечер,
Весенний вечер, каштан в цвету?

Изабелла Юрьева родилась в Ростове-на-Дону в еврейской семье (понятно, что Юрьева – псевдоним). Отец ее был мастером театральных шляп, мать – театральным гримером. Детство и юность ее обросли легендами. По одной из них, в день ее рождения 7 сентября 1899 года в мастерской музыкальных инструментов в Ростове-на-Дону, жалобно заныв, лопнула рояльная струна. Другую легенду рассказывала сама певица. Она с детства пела дома с утра до вечера. Когда ей исполнилось 17 лет, ее удивительный грудной голос (контральто) услышал скрипач местного симфонического оркестра по фамилии Цымбалист (не путать с Ефремом Цимбалистом, американским скрипачом). Он заявил, что учиться вокалу ей не надо, и подготовил с ней три русских народных песни: «По старой Калужской дороге», «Помню, я еще молодушкой была» и «Над полями да над чистыми». Разучивать их долго не пришлось, потому что Изабелла, абсолютно не зная нот, моментально схватывала все на слух. И спела эти песни с симфоническим оркестром в городском саду. После первого куплета при дыхании ей в рот залетел комар. Она в ужасе убежала за кулисы, ей дали воды, она снова вышла и допела до конца. Публика ей долго аплодировала.

Но скоро Изабелла поняла, что без образования карьеру не сделать, и в 1920 году уехала в Петроград, занималась с пианистом Таскиным. Дебютное выступление состоялось в 1922 году в кинотеатре «Колизей», где Юрьева исполнила несколько песен, в том числе романс «Нищая» Александра Алябьева на стихи Пьера Беранже. И сразу получила приглашение выступать в московском театре «Эрмитаж». Точнее, ее засыпали предложениями разные антрепренеры, но она выбрала «Эрмитаж».

Директором этого театра был Иосиф Эпштейн, преуспевающий юрист, страстный любитель русских романсов. В 1925 году они поженились. Ради любимой женщины оставил пост директора театра, отказался от должности директора Колонного зала, которую ему предлагали, бросил карьеру юриста и стал антрепренером жены. Писал для нее тексты эстрадных песен и романсов под псевдонимом Иосиф Аркадьев – «Если можешь, прости», «Хмуришь брови, милый, и печален ты», «Ласково взгляни», «Весенняя песенка», «Первый бал», «Твои письма», «Если помнишь, если любишь» и другие. Они прожили вместе 46 лет и никогда не расставались даже на один день.

Александр Трушин