Возрастная педагогика старца Паисия. Жизнь от истоков до блаженной Вечности

13 января, в день канонизации преподобного Паисия Афонского, в Сергиевом Посаде состоялась встреча почитателей старца, посвященная его наследию. Кандидат педагогических наук игумен Киприан (Ященко) рассказал о возрастной православной педагогике по системе святого Паисия. Этим мероприятием была открыта Целевая комплексная программа празднования 100-летия со дня рождения преподобного Паисия Афонского, которое отмечается в 2024 году.

Мария Захарова
Игумен Киприан (Ященко)

Главный редактор радио «Радонеж» Николай Бульчук, предваряя встречу, которая прошла в культурном центре «Маковец» у стен Троице-Сергиевой Лавры, отметил, что современный православный мир сталкивается с беспрецедентными разделениями и соблазнами: разъединяются церкви и люди, льется кровь. А вот фигура старца Паисия, который подвизался на Святой Горе Афон и принимал людей разных национальностей, позволяет нам чувствовать заповеданное православное единство.

photo1705253789.jpeg

Удивительно, что система воспитания старца Паисия, о которой говорил игумен Киприан (Ященко), базируется в том числе на монашеской аскетике. Но преподобный не разграничивал монашество и семейную жизнь. Христос – Один и Тот же – для семейного человека и для инока: все призваны жить по Евангелию.

Принципиальное отличие Божественной педагогики от светской заключается в том, что ее цель – спасение человеческой души для жизни Вечной.  

По словам игумена Киприана (Ященко), главным воспитателем человека является Господь Бог. Об этом писал еще святитель Климент Александрийский в I веке в трактате «Педагог». Господь воздействует на человека через родителей, все его окружение и «наследие», родовые добродетели и страсти.

Как изжить родовой грех?

Описание воспитательной системы старца Паисия отец Киприан начал с разъяснения понятий родового греха и родовой добродетели, тех свойств характера, которые человек получает по наследству от своих предков. Кому-то тяжело даются христианские добродетели (воздержание, милосердие, нестяжание, целомудрие и др.), а кому-то, наоборот, легко и просто. И, бывает, что заслуги или вины непосредственно самого человека в этом нет – над становлением добродетелей трудился целый род.

photo1705253917.jpeg

«Действительно, – отметил игумен Киприан, – у каждого из нас есть дар или подарок от Бога. Наша первая задача – выяснить, что же это за подарок? Какая добродетель воспроизводится в нашем роду из поколения в поколение? 

Однажды ко мне пришла незнакомая женщина и заявила: «Я ваша родственница». Я видел ее в первый раз, в шутливой форме спросил – а чем докажите? И она расстелила на столе большой лист бумаги с нашей родословной. Там были все, кого я знал – дедушки, бабушки, всего около 980 человек. Она в архивах сидела около пяти лет, составляла родословную. Я ее спрашиваю: «А что вы предлагаете делать?» Она отвечает: «Батюшка, вы же монах, ваше дело – молиться за весь род. Вот вам помянничек». Раньше действительно было так – старались, чтобы в роду был монах, который отмаливал род от тяжелых грехов».

Святой Паисий, например, говорил, что за грех аборта страдают несколько поколений потомков.

Но с Богом возможно преодолеть любой грех, в том числе родовой: он изживается подвигом христианской жизни.

Старец Паисий говорил: «Блаженны дети, которые с младенчества жили в духовной обстановке и потому неустанно преуспевали в духовной жизни. Но трижды блаженны те обделенные дети, которых не учили ничему полезному (но, напротив, постоянно подталкивали ко злу), но у которых, стоило им услышать о Христе, заблестели глаза и, повернувшись на 180 градусов, они сразу очистили до блеска свою душу и вышли из пределов земного тяготения на духовную орбиту».

photo1705254025.jpeg

Наследник крови героев

Сам преподобный родился в благочестивой семье, которую в каком-то смысле можно сравнить с нашими старообрядцами. Предки святого Паисия возглавляли сельскую общину Фарас – островка греческой культуры в Турции. Фарасиоты отважно защищали свою малую родину от турецких набегов. При этом Фарасы подчинялись митрополии Кесарии Каппадоксой, давшей миру множество святых.

Мать святого Паисия Евлогия была молитвенницей, женщиной простой и смиренной от природы. Отец Продром, глава общины Фарас, отличался отвагой и милосердием: все заработанное он тратил на нужды земляков, которые частенько просили о помощи.

Святой Паисий был восьмым ребенком в семье Продрома и Евлогии. Крестил младенца святой человек – преподобный Арсений Каппадокийский. Вопреки желанию родственников, которые хотели назвать мальчика Христом, он дал будущему подвижнику свое имя – Арсений (так звали старца Паисий до пострига) и назвал его своим преемником.

В 2024 году исполняется 100 лет со дня рождения преподобного Паисия. Будущий святой родился 25 июля 1924 года, в день, когда Церковь совершает память успения святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.

В эти дни до Фарас дошла горькая весть о предстоящем насильственном изгнании греков из Малой Азии и переселении в Элладу. Новым местом жительства святого Паисия и его родных станет греческая Коница, где сегодня прекрасно сохранился отчий дом преподобного.  

В этой семье царила атмосфера благочестия. Евлогия постоянно читала молитву Иисусову, когда занималась домашними делами. Вся семья прибегала к молитвословию дважды в день – утром и вечером, а также во всех житейских нуждах – малых и великих. Со всей строгостью в семье соблюдали посты, а Евлогию называли «ходячим календарем» – она помнила дни памяти всех святых. Бабушка Хаджи-Христина постоянно рассказывала внуку Арсению что-то из Евангелия или из жития святых.

Узнав, что Иисус Христос был плотником – мальчик решил освоить эту профессию. Уже в начальной школе Арсений убегал в лес, чтобы жить, как пустынник.

919b6f7b5b4caec2be52e813179b19c6.jpgСемья старца Паисия. Будущий святой - крайний справа

Человек рождается трижды

Первое рождение — от утробы матери. Крещение — это второе, духовное рождение. Смерть — рождение в вечную жизнь.

«Родителям необходимо понять, что человеческая жизнь начинается с момента зачатия», — говорил своим духовным чадам святой Паисий Афонский.

В богословии существует частные мнения (например, Григория Нисского), согласно которым Господь первоначально положил безстрастное, ангельское продолжения человеческого рода.

Вот как рассуждает о родителях Пресвятой Богородицы преподобный Паисий Афонский: «Святые Иоаким и Анна были самой безстрастной супружеской парой из когда-либо существовавших. У них совершенно не было мирского мудрования. Именно так Бог сотворил человека. И Он хотел, чтобы люди рождались так же — безстрастно. Но после грехопадения в отношениях между мужчиной и женщиной появилась страсть. И как только появилась безстрастная супружеская пара — такая, каким сотворил человека Бог и каким по Его замыслу надлежало быть человеческому рождению, так родилась Пресвятая Богородица — это Чистое Создание, а впоследствии от Нее воплотился Христос... Пресвятая Богородица была Пречистой, потому что Ее зачатие произошло без наслаждения. Святые Богоотцы горячо молились Богу о том, чтобы Он даровал им дитя. И после этой молитвы они сошлись [как супруги] — не по плотской похоти, но по послушанию Богу».  

По мнению святого Паисия, большую ответственность за воспитание детей несет не отец, а мать. «Если в то время, когда младенец еще находится в утробе матери, родители молятся, живут духовно, то малыш родится освященным. И если они помогут ему духовно, то он станет освященным человеком и в свою очередь будет помогать обществу: станет ли он служить в Церкви, зайдет ли в органы власти или займет еще какое-то место».

Младенчество. На связи с Богом  

Преподобный Паисий говорил о том, что младенец постоянно держит связь с Богом и с Ангелом Хранителем, который неотступно рядом. «Во сне младенцы то смеются, то плачут, потому что они видят и радостное, и страшное. В одних случаях они видят своего Ангела Хранителя и играют с ним. Он ласкает их, берт их за ручки, и они смеются, а в других случаях искуситель представляет им что-то страшное, и они плачут»

«Дети, — полагал святой Паисий, — «снимают копию» со своих родителей уже с колыбели. Они видят то, что делают взрослые, снимают «копию» и записывают на свою чистую «кассету». Поэтому родители должны усердно постараться отсечь страсти. То, что некоторые из этих страстей они унаследовали от своих собственных родителей, значения не имеет. Они не только дадут ответ Богу за то, что не подъяли подвиг, чтобы отсечь эти страсти, но также понесут ответственность за то, что передают эти страсти своим детям».

«Ребенок нуждается во многой любви и нежности, а также во многом руководстве. Он хочет, чтобы ты посидел рядом с ним, хочет рассказать тебе о своих проблемах, хочет, чтобы ты его ласково погладил и поцеловал. Если, будучи ребенком, человек насытился нежностью и любовью, то впоследствии у него есть силы на то, чтобы преодолеть те проблемы, с которыми он будет сталкиваться в жизни.

Однако сегодня большинство детей видят своих родителей очень недолго, лишь по вечерам, — и не насыщаются любовью», — сетовал преподобный Паисий.

При этом родительская любовь не должна быть слепой. Уже детей-дошкольников следует приучать выполнять определенные обязанности.

«Родители должны с малого возраста помогать детям учиться нести за себя ответственность, — продолжает святой Паисий Святогорец. — Пусть дети выполняют в семье посильную работу: они не должны требовать, чтобы им несли все готовое, на блюдечке. В противном случае, когда они станут взрослыми, им придется нелегко».

Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Но необходимо смотреть за тем, что детская игра несет в себе с точки зрения развития побудительных сил ребенка, — добродетель или страсть.

Например, святой Паисий Афонский в детстве бегал быстрее всех, и дети его недолюбливали, называли беженцем. Он приходил к матери и жаловался. Но она отвечала: «Зачем тебе с ними состязаться? Если ты быстрее, бегай во дворе, по дому. Ты хочешь, чтобы объявили, что ты первый? Ты должен быть смиренным человеком!»

Дошкольники, как правило, имеют дар непосредственной детской молитвы, предстояния перед Богом, их детский лепет доходит до Неба особенно быстро. Поэтому даже архиереи подчас просят детей молиться о себе…

Школьники и подростки. Период бури и натиска

Чему следует учить детей в школе? Рассуждая на эту тему, святой Паисий сетовал: «Сегодня детей загружают целой кучей всякого мусора. Их перекармливают науками, но при этом оставляют пустой другую чашу весов – духовную. В школах детей должны учить прежде всего страху Божию… Дети получают знания таким образом, что при этом они совсем не учатся работать головой… Телевидение, другие технические средства оболванили человека».

В подростковом возрасте, когда ребенок стремиться быть взрослым, самостоятельным, тревога родителей возрастает. «Эта тревога продолжается до того времени, пока родители не дадут детям образование, не выведут их на путь самостоятельной жизни. Когда дети находятся в этом возрасте, родителям надо сделать все, чтобы им помочь. А что превосходит родительские силы, следует возложить на Всесильного Бога. Если родители вверяют своих детей Богу, то Бог обязан помочь в том, чего нельзя сделать по-человечески», — говорил старец Паисий.

«В доме должна обязательно присутствовать атмосфера любви и мира. Получив немного любви у себя в семье, ребенок, даже если он вдруг убежит из дома, все равно вернется домой, когда увидит, что в других местах он не находит любви, но одно лишь лицемерие. А если он будет помнить происходившие дома неприличные сцены, ругань и распри, то как его сердце будет тянуть вернуться домой?», — говорил св. Паисий

«Родителям надо стараться поддерживать с ним (подростком) связь – чтобы, придя в себя, он смог к ним вернуться. Он должны разговаривать с ним по-доброму и, чтобы ему помочь, должны заставить его задуматься… Будет хорошо, если родители станут показывать ребенку, что они расстраиваются от его бесчинств. Но пусть они на него не давят, и молятся. Молитва, совершаемая с болью, приводит к положительным результатам».

Благодать за укрощение плоти в юности

«Лукавый использует юношеский возраст, в котором, к тому же, бунтует плоть человека, и старается разложить молодых в этот нелегкий период, который они переживают, — пишет святой Паисий Святогорец. — Я понимаю, что физически здоровому парню или девушке нелегко в юношеском возрасте находиться в таком духовном состоянии, чтобы не различать «мужеский пол и женский». Поэтому духовные отцы и советуют, чтобы мальчики не водили дружбы с девочками, насколько духовными ни были бы дети, потому что сам по себе возраст создает трудности и их юность использует искуситель».

У Паисия Афонского есть наставление, основанное на его жизненном опыте.

Если в юношеском возрасте человек преодолеет свою плоть во всех отношениях: и во влечении к противоположному полу, и в потребительском мировоззрении, то Господь дает ему особую благодать на всю жизнь. 

Молодежную среду важно формировать на каком-то интересном деле, и во главе этого дела должен стоять верующий человек, который передавал бы людям свою веру, традицию. А какое дело, не столь принципиально, главное — чтобы оно не было безнравственным. Святой Паисий пишет: «У молодых есть идеалы, но им не с кого взять пример. Их стоит пожалеть. Поэтому нужно, чтобы кто-то «задел» их любочестие, тронул их своей простотой».

«Множество удобств, становясь чрезмерными, делают человека ни на что не годным. Человек превращается в бездельника». О своей службе в армии, где жесткостью «высекались искры отваги», святой Паисий вспоминал с благодарностью. «Чем жестче были инструкторы в учебке, — говорил он, — тем отважнее потом солдаты в бою. И чем больше пота лилось со спин новобранцев во время учений, тем меньше крови проливалось на фронте».

Он молился о том, чтобы никого не убить на войне (1940-1949). И Бог сделал его связистом. Много раз святой Паисий жертвовал собой ради товарищей, и чудесным образом оставался жив.

Монашеские подвиги святого Паисия

По окончании службы в армии, преподобный Паисий три года работал плотником, чтобы поддержать семью, а в возрасте 29 лет удалился на Святую Гору. В начале монашеского пути его ожидали злоключения: «Я был измучен и «поджарен» со всех сторон...». Так, в монастыре Эсфигмен он стал помощником в столярной мастерской у старца Исидора с тяжелым характером. «Он бил меня, как бьют о камни только что выловленного осьминога», — вспоминал святой Паисий. Тем не менее, преподобный был благодарен учителю, «который очистил его от всех скрытых «осьминожьих» чернил». 

По благословению Богородицы и по обету в 1958 году старец с одиночку восстанавливает монастырь Стомион в горах близ Коницы…

p-21.jpg Монастырь Стомион близ родной Коницы старец Паисий восстанавливал по обету Богородице

По завершении строительства в 1962 году он перебирается на Синай, а в 1964 году возвращается на Афон, в Иверский скит, став духовным чадом русского монаха Тихона. Всюду преподобный ведет суровую аскетическую жизнь с непрестанным постом, неугасающей молитвой, непрерывным бдением... 

Преподобный Паисий желал оставаться в безвестности, но в его смиренную каливу, так называемую "Панагуду" близ монастыря Кариес на Святой Горе, тянулись тысячи паломников, находя утешение, совет, молитвенную помощь. За свою жертвенную любовь святой получил от Бога дары прозорливости, чудотворений и пророчества.

«Имейте любовь и смирение, возделывайте добрые помыслы и непрестанно славословьте Бога», — советовал отец Паисий.

Что рекомендовал делать старец тому, кто желает стать святым? «Если бы стояла задача одним словом ответить на этот вопрос, можно было бы просто и бесконечно повторять за преподобным одно-единственное слово: любовь, любовь, любовь…», — отметил игумен Киприан.

При этом речь самого старца отличалась простотой, остроумием, живым юмором. Великую истину он мог выразить просто и радостно.

Как устроен Рай?  

photo1705253889.jpeg

Здоровье старца было слабым от юности: еще в Эсфигмене у него впервые пошла горлом кровь. Позже у св. Паисия диагносцировали туберкулез, в 1966 году старцу сделали операцию, частично удалив легкие. 

«Как же смиряется человек в старости! — пишет святой Паисий Афонский. — Старик постепенно теряет силы и становится похожим на постаревшего сокола. Когда сокол стареет, у него выпадают перья и крылья становятся похожими на поломанные расчески».

В последние годы жизни старца по руководством святого был создан женский монастырь в честь Иоанна Богослова в Суроти, недалеко от Салоник. Здесь старец Паисий провел свои последние дни и умер от рака 12 июля 1994 года в возрасте 69 лет. Здесь же находится его могила. Таким образом, величайший святой похоронен вне Афона (в то время как все афониты стремятся быть погребенными на Святой Горе). Однако это обстоятельство дало возможность посещать могилу старца женщинам. 

Святой Паисий отличался необыкновенным смирением, он заповедовал никому не рассказывать о своей кончине, его погребали ночью, в присутствии единственного священника и сестер обители. Три дня никому не сообщали о смерти…

О будущей жизни в Раю старец Паисий писал: «...Представь, что ночью в комнате горит огонь. Те, кто стоит на улице, видят тех, кто находится в этой светлой комнате. Так же и те, кто будет находиться в аду, будут видеть тех, кто будет в раю. И это будет для них еще большей мукой. И представь опять: те, кто ночью находится в свете, не видят тех, кто стоит на улице в темноте. Так же и находящиеся в раю тех, кто в аду, не увидят. Ведь если бы те, кто находится в раю, видели мучающихся грешников, то им было бы больно, они скорбели бы об их горькой участи и не могли бы наслаждаться раем. Но в раю «несть болезнь»...

Мероприятия в Сергиевом Посаде в рамках дней святого Паисия 12-13 января

photo1705254137.jpeg

В дни, посвященные святому Паисию, были отслужены Божественные литургии, акафисты преподобному Паисию, проведены экскурсии по Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, а также в Архондарик святого Паисия Афонского, расположенный у стен монастыря. В этом небольшом музее хранятся личные вещи святого, привезенные из Греции, коллекция уникальных икон, здесь можно приобрести сувениры, книги старца Паисия, подать записки о поминовении близких на Афон, побывать на практическом занятии «Школы добродетелей прп. Паисия Святогорца».

В рамках дней святого Паисия состоялась также детская киносмена Клуба кинопутешественников и его руководителя Елены Бредневой, дети и взрослые создали кинопритчи по наследию старца Паисия.

Адрес Архондарика святого Паисия: г. Сергиев Посад, ул. 1-й Ударной армии, д. 4а

Тел.: 8-966-326-38-59

Подготовила Ольга Каменева




Елена

18.01.2024 07:47:2024

Благодарю отца Киприана за то, что молился за меня в тяжелые времена, когда мне был поставлен диагноз "рак". Сколько живу, столько буду его благодарить и молиться о нем. Елена Синица, учитель Православной гимназии Александра Невского г. Нижнего Новгорода

Другие статьи по теме

Вера В Лавре весь день вспоминали старца Паисия, показавшего современникам путь к святости
Досуг От добрых помыслов – к добрым поступкам. День с преподобным Паисием Святогорцем
Паисий Святогорец
Большой разговор О гармонии знания и благочестия. В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошел студенческий форум «Встреча»
Каменева Ольга
Вера Если решиться на смерть, можно многого добиться. Секрет успеха преподобного Паисия Святогорца
Вера «Если в Раю уже нет места…» Архимандрит Мелхиседек (Артюхин) вспоминает старца Паисия и других подвижников
Семья Дни преподобного Паисия Афонского в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре
Досуг 10 декабря — день с преподобным Паисием в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре
Лествица добродетелей Святой Паисий о том, как избавиться от привычки много есть
Вера Богоматерь предстает как на иконе Иерусалимская. Свидетельства старца Паисия Афонского
Орлова Ольга
Образ святости День рождения преподобного Паисия. Святой современник